Дорогой чемпион. Что мешает Баттону продлить контракт с «Маклареном»
Дженсон Баттон может покинуть «Макларен» после сезона-2014. Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Clive Mason
Будущее Дженсона Баттона в «Формуле-1» обещает стать одной из главных тем сезона слухов и переходов 2014 года. Англичанин, проводящий пятый сезон в «Макларене», входит в число самых опытных и топовых пилотов, но в Уокинге не спешат подписывать с ним новое соглашение.
Стоимость контракта как главный камень преткновения
Одним из главных пунктов при переговорах о подписании контракта всегда является стоимость, хотя это редко становится достоянием общественности. Но очевидно, что в настоящее время Дженсон – один из самых высокооплачиваемых пилотов: по неофициальной информации его зарплата достигает 16 млн долларов в год. Для сравнения, столько же в прошлом году получил четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель, а больше – 20 млн долларов – заработали только Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо.
С одной стороны, в такой сумме нет ничего удивительного, если вспомнить, что нынешнее соглашение было подписано в 2011 году, в момент, когда Баттон находился на пике формы, на равных боролся с напарником Хэмилтоном и по итогам сезона стал вице-чемпионом мира. Отдать должное нужно и менеджеру пилота Ричарду Годдарду, который отлично сориентировался в ситуации, выбив дорогостоящий и продолжительный контракт.
Но за последние три года многое изменилось – ушел из коллектива Хэмилтон, не в последнюю очередь из-за того, что не сумел договориться о стоимости нового соглашения, которое в «Макларене», по слухам, были намерены урезать чуть ли не вдвое – с 29 до 14 млн долларов. Сам Баттон не смог стать безоговорочным лидером (как Алонсо в «Феррари»), достаточно средне выглядел на фоне Серхио Переса в 2013 году, да и по сравнению с новичком Кевином Магнуссеном в 2014-м также не блещет. Наконец, Дженсон стал старше – ему уже 34 года, он один из самых возрастных гонщиков, и даже приобретенный опыт вряд ли компенсирует постепенную потерю реакции. Стоит ли в настоящее время Баттон 16 млн долларов?
«Макларен» не привык и не любит выкидывать деньги на ветер. К тому же команду вновь возглавляет Рон Деннис, известный бескомпромиссностью и жесткостью. Так что если Дженсон хочет остаться в команде, ему придется умерить финансовые аппетиты. Но готов ли он к этому, учитывая 15 проведенных сезонов в «Формуле-1», статус чемпиона мира и одного из самых популярных гонщиков в современной «Ф-1»?
Фактор «Хонды»
Определенное влияние на будущее англичанина может оказать компания «Хонда», которая с 2015 года станет партнером и эксклюзивным поставщиком двигателей для «Макларена». Вряд ли японцы будут открыто диктовать выбор пилотов, но поддержать кандидатуру Баттона способны – с 2003 по 2008 годы тот выступал за рулем машин, оснащенных двигателями «Хонда»: в «БАР», который затем стал заводским коллективом японского концерна. Именно Баттон принес первую и единственную победу компании в современной истории «Формулы-1», поэтому продолжение сотрудничества с британцем стало бы хорошим маркетинговым ходом для японцев. Возможно, при посредничестве «Хонды» будет улажен и вопрос с гонораром.
Но возможна и полностью противоположная ситуация. Если результаты Дженсона будут и дальше такими же неубедительным, как в большинстве гонок за последние два года, то вряд ли «Хонда» вспомнит прошлые заслуги и окажет поддержку. В таком случае нельзя исключать вариант с приглашением Фернандо Алонсо, слухи об уходе которого из «Феррари» циркулируют уже больше года. Но опять же – решающее слово за «Маклареном». «Хонда» может только дать совет, если, конечно, не выкупит акции команды, и помочь в случае с необходимости с оплатой гонорара. Кстати, слухи о готовности «Хонды» оплатить половину стоимости контракта «Макларена» с Фернандо Алонсо уже появлялись в конце прошлого года.
Смена напарника по команде
Возможен ли вариант, при котором условный Алонсо все же переедет в Уокинг, но заменит не Баттона, а молодого Кевина Магнуссена? Честно говоря, маловероятно. Будет странно, если «Макларен» второй год подряд откажется от новичка. Британский коллектив до сих пор укоряют за то, что не Серхио Перес не получил второй шанс, и, надо сказать, выступления мексиканца в «Форс-Индии» подтверждают небезосновательность критики.
Увольнение Магнуссена будет несправедливым. Да, датчанину пока не хватает стабильности и опыта, но для новичка он выглядит неплохо. По крайней мере, сравнение между ним и Баттоном не говорит об однозначной и уверенной внутрикомандной победе чемпиона мира-2009. Учитывая опыт Дженсона, его зарплату, а также счет 5:4 в квалификациях – это совсем не то, чего от него ожидала общественность, даже несмотря на 20-очковое преимущество в личном зачете.
Вклад в работу команды
Очевидно, что сезон-2014 стал для «Макларена» переходным, но не окажется ли таким же и следующий год? Трудно представить, что альянс с «Хондой» заработает на полную мощность с первых Гран-при, поэтому на моментальный успех тандема рассчитывать сложно, и работать конюшне придется с двойными усилиями. Относится это и к гонщикам.
Перед Гран-при Великобритании Деннис дал понять, что Баттону нужно вносить больший вклад в работу коллектива. Возможно, это был лишь психологический трюк хитрого руководителя, но цели он определенно достиг – в ответ Дженсон как минимум дважды заявил, что стараться должна вся команда и не нужно указывать пальцем на кого-то одного. Примечательно, что перед Гран-при Испании сам пилот искал «козла отпущения» и в несвойственной для себя манере заявил, что из-за неопытности напарника конюшня регулярно недосчитывается 0,1-0,2 секунды на круге.
Конечно, Дженсон – это не Кими Райкконен, сообщение о работе которого на симуляторе, каждый раз становится новостью. Но складывается впечатление, что после ухода Хэмилтона из команды англичанин расслабился и потерял мотивацию. При Льюисе нужно было доказывать статус, стремиться соответствовать скорости, тянуться в квалификациях и выходить вперед за счет сильных выступлений в гонках. С Пересом в 2013 году и Магнуссеном в 2014-м доказывать почти ничего не приходилось.
Примечательно, что высказывание Денниса вызвало нужный эффект – в Сильверстоуне Баттон провел лучший уик-энд за последние два сезона. Он был стабильно быстрее Магнуссена на свободных заездах, в квалификации и гонке, а до подиума ему не хватило лишь одного круга. Иногда немного встряски не помешает.
Ключевой фактор – решение Алонсо
Если Баттон не пойдет на снижение гонорара, то существует риск повторения истории 2009 года – тогда пилот не смог договориться с Россом Брауном и был вынужден покинуть конюшню из Бракли. Впрочем, даже если он готов к сокращению зарплаты, то еще не значит, что место в команде ему будет гарантировано. Многое зависит от того, насколько правдоподобны слухи о переходе в «Макларен» Фернандо Алонсо. Деннис не раз заявлял, что не против возвращения испанца или Хэмилтона, давая таким образом понять, что Баттон – пилот другого уровня. Поэтому можно сказать, что контракт будет продлен по остаточному принципу, если не будет вариантов лучше.
Пока в переход Алонсо в «Макларен» верится мало, да и нынешний уровень «Макларена» – это совсем не то, к чему стремится испанец, а как будет выглядеть тандем «Макларен-Хонда» в ближайшие годы – пока еще большой вопрос.
Так что, скорее всего, Баттон останется в Уокинге, по крайней мере на следующий сезон.
В 2011 Хэм сам лажал, а не Дженс его укатывал.
В 2012 только тех. проблемы помешали Хэму побороться за чемп. Где в это время был Дженс? Баланс искал.
Прошлый год я даже вспоминать не хочу, я его развитие предугадал ещё тогда, когда состав пилотов объявили. Ситуация не меняется. Нам нужен топ пилот и хрен с ним, пусть будет Дженс, но за приемлемые деньги.
2.Фактор «Хонды»
3.Смена напарника по команде
4.Вклад в работу команды
5.Ключевой фактор – решение Алонсо
Пять пунктов нагнетания - и в итоге - скорее всего, Баттон останется в Уокинге, по крайней мере на следующий сезон.
Дружище, память тебя явно подводит. Как только команда вняла просьбам Рубенса и поменяла ему поставщика тормозной системы и остальные команды более-менее подянулись и обозначили борьбу уже Барикелыч укатывал Баттона.