Альпийский ураган. Что нужно знать о Гран-при Австрии
Гран-при Австрии – один из самых красивых в календаре «Формулы-1». Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Rose
Неожиданное известие о подписании контракта на проведение Гран-при Австрии стало поистине бальзамом на душу для поклонников «Формулы-1». Все последние годы чемпионат исправно пополнялся новыми автодромами в самых разных уголках планеты, которые далеко не всегда удовлетворяли взыскательному вкусу болельщиков, и часто заставляли вспомнить бородатую шутку про фальшивые елочные игрушки. Возвращение же в чемпионат настоящей трассы старой школы, имеющей при этом обновленную инфраструктуру, воодушевило решительно всех, кроме, пожалуй, жителей Шпильберга, до сих пор с ужасом вспоминающих оглушительный рев гоночных моторов.
Австрийский автодром действительно может похвастать богатой историей – за 45 лет существования он пережил 25 Гран-при, две смены названия и одну глобальную реконструкцию. Трасса была открыта в 1969 году под названием «Остеррайхринг», и представляла собой типичный трек тех лет – то есть была узкой, скоростной и опасной.
Нарекания к автодрому в плане безопасности копились как ком – еще в 1975 году здесь расстался с жизнью американец Марк Донохью, а последней каплей стал Гран-при 1987 года. Тогда на пятничной тренировке гонщик «Макларена» Стефан Йоханссон едва не погиб из-за столкновения с оленем, выбежавшим на трассу, а опасные аварии на старте лишь укрепили мнение, что трек слишком суров для «Формулы-1». Чемпионат мира покинул Шпильберг на 10 лет.
За этот промежуток времени автодром серьезно преобразился – под руководством тогда еще малоизвестного архитектора Германа Тильке была проведена реконструкция, сильно укоротившая трассу и замедлившая среднюю скорость на круге. Однако часть старой конфигурации осталась прежней, и в целом характер автодрома удалось сохранить – трек все равно остался быстрым, интересным и бросающим вызов пилотом.
Трасса, получившая новое имя «А1-Ринг» принимала этап в течение семи лет, прежде чем вновь покинуть чемпионат, на этот раз по финансовым причинам – в 2003 году Австрия наложила запрет на рекламу табачной продукции, которая в те годы еще была одним из главных средств дохода «Формулы-1». Кроме того, свою роль сыграли экологи и недовольные шумом двигателей местные жители и власти Шпильберга.
«А1-Ринг» пришел в упадок – боксы и трибуны были снесены, дорожное полотно не получало ухода, и никто не приезжал гоняться в Шпильберг. Трек пытались возродить, но всерьез за работу австрийцы взялись лишь в 2008 году, когда владельцем автодрома стала корпорация «Ред Булл» Дитриха Матешица. На деньги бизнесмена была проведена полная реконструкция инфраструктуры трассы – появились новые боксы, трибуны, барьеры безопасности и асфальт, а сама конфигурация трассы затронута не была.
Сейчас переименованный в «Ред Булл Ринг» автодром является абсолютно современным треком – и при этом остается все тем же старым-добрым «А1-Рингом», некогда радовавшим отличными гонками и сохранившим в себе часть классического «Остеррайхринга». Уже за одно это Матешицу можно сказать огромное спасибо.
Конфигурация «Ред Булл Ринг» действительно сулит захватывающую гонку и в чем-то напоминает трек в Монреале. Здесь тоже есть несколько прямых, заканчивающиеся медленными поворотами, очень благоволящими к обгонам, и здесь также огромная нагрузка выпадет на тормоза – канадские проблемы некоторых гонщиков могут повториться и в Австрии. Помимо этого, трасса отличается большим перепадом высот – особенно интересен первый поворот, который проходится в гору почти вслепую (Герман Тильке соорудил нечто подобное в Остине). Также дорожное полотно не отличается широтой, а у многих обочин гонщиков поджидают старые добрые гравийные ловушки – это значит, цена ошибки пилотов многократно возрастает. Как поведут себя шины «Пирелли» в Шпильберге – предсказать непросто, потому положимся на мнение Пола Хэмбри, ожидающего гонку с двумя пит-стопами.
Двойное противостояние
«Мерседес» после первого поражения в сезоне будет стремиться доказать случайность произошедшего – характеристики «Ред Булл Ринга» определенно играют на руку «серебряным стрелам» и, по идее, Нико Росберг и Льюис Хэмилтон должны снова взять дубль. Однако, как показал Гран-при Канады, «Мерседес» еще не может похвастать безупречной надежностью – Хэмилтон оформил второй сход в сезоне, а Росберг не смог удержать победу из-за технических неурядиц. Конкуренты вряд ли догонят немецкую конюшню, если у той не будет проблем – мощная силовая установка «Мерседеса» вновь сделает свое дело. Однако требовательный австрийский автодром вполне может создать их – и тогда «Ред Булл» будет рядом.
Очень интересно понаблюдать и за продолжением дуэлей в командах-лидерах. Льюис вновь оказался в той точке, в которой он был после дебютного этапа – снова необходимо отыгрывать солидный очковый гандикап у напарника, который, кажется, вновь обрел уверенность в силах. Психологическое преимущество у Росберга, и англичанину кровь из носу нужно пытаться переломить ситуацию.
В «Ред Булл» же ждут домашний этап в приподнятом духе все – победа Риккардо воодушевила коллектив и окончательно закрепила за австралийцем статус топ-пилота. И это вряд ли радует Себастьяна Феттеля – немец продолжает регулярно уступать Дэну, и, даже учитывая проблемы Риккардо в первых гонках, проигрывает тому почти 30 очков. Если так пойдет и дальше, то чего доброго, вскоре мы рискуем увидеть Себастьяна где-нибудь в Ростове, утверждающим на пресс-конференции, что он по-прежнему чемпион и легитимный лидер «Ред Булл». Шутки шутками, а четырехкратному чемпиону миру не пристало проигрывать напарнику с меньшим опытом и отсутствием титулов. Феттель должен прибавить, если хочет восстановить свое реноме.
В ожидании зрелища
За высокие места также должны побороться и «Уильямс» с «Форс-Индией». Оба коллектива всерьез претендовали на подиум в Канаде, однако британской команде в очередной раз не повезло, ну а Серхио Перес сам себе осложнил жизнь – и в Австрии ему осложнит жизнь штраф в виде пяти позиций на стартовой решетке. А жаль, схожесть трасс в Шпильберге и Монреале не оставляет сомнений в способности «Форс-Индии» оформить второй подиум в сезоне. Шансы индийской команды я бы оценил предпочтительнее «Уильямса» – на длинной дистанции болиды «Форс-Индии» явно бережнее обращаются с резиной, что даст Хюлькенбергу и Пересу больший тактический простор. Однако за Массой и Боттасом также стоит внимательно последить – их желание добраться до тройки лидеров усиливается с каждым Гран-при.
А вот дела «Феррари» и «Макларена» по сравнению с вышеупомянутыми коллективами скорбны. Обе формальные топ-команды сегодня по факту являются середняками, и если у конюшни из Уокинга на последних этапах все же забрезжил свет в конце туннеля – пакеты обновлений худо-бедно улучшают болид и увеличивают прижимную силу MP4-29, – то «Феррари» явно топчется на месте. Новинки Скудерии не работают, и от зоны подиума красные находятся столь же далеко, сколь далек Кими Райкконен от своей оптимальной формы. Помимо этого, еще и Эдриана Ньюи заманить в Маранелло не удалось – словом, у тиффози мало поводов для радости перед Гран-при Австрии.
После феерической гонки в Монреале мы вправе ожидать «продолжения банкета» в Шпильберге – «Ред Булл Ринг» не менее требовательный и действительно трудный для пилотов трек, при этом автодром дает возможность бороться и весьма суров к ошибкам. Предыдущие гонки в Австрии отличались частым появлением сейфти-кара и разнообразными инцидентами, также нередки завалы на старте. Помимо этого, абсолютному большинству гонщиков эта трасса будет в новинку, что добавит сложностей как им, так и инженерам. Поэтому в выходные разумно на время оторваться от футбола и уделить внимание «Формуле-1» – скучно не будет.
«Формула-1».ру
Даня Квят излучает оптимизм перед этапом в Австрии, называя «Ред Булл Ринг» одной из самых любимых трасс. Русский гонщик выступал здесь в бытность пилотом Альпийской «Формулы-Рено» 2.0 и «Формулы-3», и в обеих сериях добивался в Шпильбреге очень высоких результатов. По крайней мере, Квяту эта трасса хорошо знакома, в отличие от трека в Канаде, где Даниил провел, пожалуй, самый неудачный Гран-при в сезоне. Вопрос в том, позволит ли ему бороться за очки текущая форма «Торо Россо».
У «Маруси» этап в Канаде сложился и вовсе из рук вон плохо – сход обеих машин прямо на первом круге иначе как провал расценить невозможно. Джон Бут уверяет, что столкновение в Монреале не повлияет на отношения Бьянки и Чилтона. Уик-энд не обещает быть простым, так как для обоих пилотов трасса в Австрии совершенно новая. Тем не менее, после канадского фиаско любой результат можно будет считать прогрессом.
Взгляд в прошлое: Гран-при Австрии 2001 года
Михаэль Шумахер и его «Феррари» уверенно мчались ко второму подряд титулу – лидирующий в чемпионате Красный Барон и в Австрии взял поул, опередив пару пилотов из «Уильямса» – Хуана-Пабло Монтойю и собственного младшего брата, – а также партнера по команде Рубенса Баррикелло.
Старт гонки получился неожиданным – управляющая электроника сразу четырех машин дала сбой и не позволила их обладателям сдвинуться с места. В их числе оказался квалифицировавшийся пятым Ярно Трулли. А лучше всех дебют гонки удался пилотам «Уильямса» – уже после первого поворота Монтойя и Шумахер-младший захватили лидерство, оставив Михаэля прозябать на третьей строчке. Впрочем, очень скоро расклад поменялся – на FW23 Ральфа отказали тормоза, и лидер Скудерии начал дышать в спину Монтойе.
Однако дерзкий колумбиец не признавал никаких авторитетов и блестяще держал оборону от явно более быстрого Шумахера. Наконец, на 16-м круге Красный Барон решился на атаку в «Ремусе» – но и тут Хуан-Пабло не сдался, предпочтя вынести соперника в гравий вместе с собой! Оба пилота смогли выбраться из «ловушки», однако о борьбе за победу речи уже не шло – соперники успели проскочить мимо и далеко уехать. Болид «Уильямса» в итоге заставил досрочно завершить гонку и Монтойю, а Шумахер по ходу гонки выбрался на третье место.
Борьба за лидерство перешла к Баррикелло и Дэвиду Култхарду. В «Макларене» сумели тактически переиграть Скудерию и после своего единственного пит-стоп пилот «Феррари» уступил лидерство шотландцу. Култхард сумел довести гонку до победы и приблизиться к Шумахеру в личном зачете, а вот беды Рубенса в том Гран-при не закончились – из боксов «Феррари» на последних кругах поступил приказ пропустить Михаэля, что бразилец и сделал в последнем повороте. Баррикелло очень расстроился и думал даже об уходе из «Феррари», однако все же принял решение остаться. Знал бы Рубенс, что ждет его в том же Шпильберге через год.
Цифры этапа
4 326 м – длина круга «Ред Булл Ринга»
1.08,337 – рекорд круга, установленный на «А1-Ринге» Михаэлем Шумахером в 2003 году
Лишь 10 поворотов вписано в конфигурацию «Ред Булл Ринг»
Лишь 4 действующих гонщика застали «Формулу-1» на «А1-Ринге»: Кими Райкконен, Дженсон Баттон, Фелипе Масса и Фернандо Алонсо
3 раза Гран-при Австрии выигрывал Ален Прост («Остеррайхринг»). На «А1-Ринге» по 2 победы имеют Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен
Из действующих пилотов в Шпильберге лишь Кими Райкконен был на подиуме (один раз)
Погода
Уже не раз походу сезона обладатель поула определялся на влажной трассе, и этап в Шпильберге может продолжить список дождевых квалификаций. В воскресенье же осадков не ожидается – гонка обещает быть сухой.
Сказано
Лука ди Монтеземоло: «Люди смотрят гонки ради удовольствия. Никто не хочет смотреть за тем, как пилоты экономят топливо или шины. Они хотят видеть, как пилоты атакуют от старта до финиша. Да, «Формула-1» – это спорт, но также это еще и шоу».
Симона де Сильвестро: «Я хочу получить место в «Формуле-1», это шанс всей жизни. Я могла бы успешно выступать в «Индикаре» еще десять лет, и все было бы в порядке. Но «Формула-1» – это вершина автоспорта».
Джеймс Эллисон: «Если мы хорошо поработаем, то результаты скажут сами за себя – мы увидим, что выступления «Феррари» относительно конкурентов будут все более стабильными. Но бой окажется непростым, к тому же, это сражение никогда не заканчивается».
Даниэль Риккардо: «Гонка в Австрии может получиться интересной. По скорости на прямых, думаю, сможем догнать «Мерседес» после летнего перерыва».
Нико Росберг: «Мерседес» быстр и позволяет выигрывать в каждой гонке, и то, что в Канаде это не удалось, стало большим разочарованием. Мы должны вернуться в прежнюю форму в Австрии и финишировать на двух первых местах, учитывая скорость нашей машины».
Скорее бы уже!! Что-то мне подсказывает, что Феррари даст нам больше радости и оптимизма, чем ожидалось..