9 мин.

Шанхайский полдень. Что нужно знать о Гран-при Китая

Гонки на «тилькедромах» готовятся взять паузу – этап в Шанхае станет заключительным «выездным» Гран-при перед «классической» европейской частью сезона. Перед тем как вернуться на хорошо знакомые трассы старушки Европы, пелотон уже в одиннадцатый раз приедет в один из крупнейших городов планеты.

Китайская трасса у господина Тильке вышла не то чтобы блестящей, но унылой ее не назовешь, да и гонки здесь обычно вполне себе захватывающие. Конфигурация автодрома, призванная быть похожей на китайский иероглиф «шань» («высоко»), в чем-то напоминает «Сепанг» – здесь также есть лихо закрученные «улитки», скоростные связки поворотов и длинные прямые, одна из которых является самым длинным прямым участком во всем календаре «Формулы-1». Ввиду этого, настройки болидов не должны радикально отличаться от тех, что применялись в Малайзии.

Трек в Шанхае в целом скоростной и располагает к обгонам – в первую очередь, это длиннющая прямая в конце круга и торможение после нее, а также чрезвычайно медленная улитка после стартовой прямой. Как и большинство трасс Тильке, дорожное полотно широкое и колеблется от 13 до 15 метров на большей части трассы, кроме того, автодром может похвастать каким-никаким перепадом высот в диапазоне примерно 15 метров. Инженерам предстоит найти компромисс между скоростью на техничных двух первых секторах и третьим сектором, где располагается пресловутая «взлетно-посадочная полоса».

Износ шин не должен быть слишком высоким, кроме того, Гран-при Китая не отличается жаркой погодой – это положительно скажется на охлаждении двигателей. Еще прохладнее этап может стать в результате осадков – в этом сезоне мы были свидетелями двух дождевых квалификаций, но вот дождевых гонок у нас пока не было.

В ожидании сенсаций

Гран-при Китая приучил к тому, что заезды здесь далеко не всегда проходят в том ключе, который свойственен сезону – очень часто происходят какие-то неожиданные события, не укладывающиеся в общую канву чемпионата. Так, в первом китайском Гран-при в истории доминировавший весь год Михаэль Шумахер полностью провалился как в квалификации, так и в гонке, Хуан-Пабло Монтойя здесь умудрился сойти из-за люка дренажной системы, Льюис Хэмилтон потерял шанс на победу в чемпионате в гравии у пит-лейн, «самовозный» «Браун» проигрывал под дождем «Ред Булл», а Нико Росберг привел «Мерседес» к первой победе в новой истории немецкой марки.

Какие «ожидаемые неожиданности» способен преподнести Гран-при Китая на этот раз? В первую очередь, с февральских тестов многого ожидают от «Уильямса». Действительно, скорость болидов из Гроува позволяет бороться за подиумы, но каждый раз подопечным Клэр Уильямс что-то мешает. Шанхайская трасса и мощность мотора «Мерседес» на прямых дают очередной шанс Фелипе Массе и Валттери Боттасу – поклонникам легендарной конюшни остается надеяться, что уж на этот раз аварии, тактика и междоусобицы в коллективе не помешают зацепиться за действительно высокие позиции. Помимо этого, «продолжения банкета» стоит ждать и от «Форс-Индии», завоевавшей в Бахрейне первый подиум со времен успеха Физикеллы в Спа-2009.

Сюрпризом стало бы успешное выступление «Феррари» – отставка Стефано Доменикали и неизбежная перестройка коллектива с большой вероятностью поставят крест на амбициях Скудерии в этом году. Против команды говорит очевидно слабая форма и не самая удачная тестовая сессия в Бахрейне – второй день алая команда фактически потеряла из-за технических проблем. За – ее, пожалуй, главный актив на сегодняшний день: Фернандо Алонсо и Кими Райкконен. Оба имеют опыт побед в Китае, из года в год демонстрируют здесь хорошие выступления – но не факт, что F14 T позволит им дотянуться до подиума.

Гран-при Китая станет дебютным для нового босса Скудерии Марко Маттиаччи – выйдет ли комом у улыбчивого итальянца первый блин?

Сокращение отрывов

Форма «Мерседеса» на сегодняшний день выглядит недосягаемой для конкурентов – Гран-при Бахрейна был выигран «Серебряными стрелами» за явным преимуществом, а в ходе тестовой сессии превосходство болидов из Бракли было заметно невооруженным глазом. Учитывая характер шанхайской трассы, конкурентам вряд ли удастся бросить перчатку немецкой конюшне – максимальной скорости соперникам не хватает. «Ред Булл» и прочим скорее всего придется подождать как минимум до этапов в Испании и Монако, где аэродинамическая эффективность болидов выйдет на первый план.

Однако в преддверии Гран-при Китая в стане клиентов «Рено» царит оптимизм. Реми Таффен утверждает, что новое программное обеспечение для силовых установок позволит клиентам французского концерна куда ближе подойти к пределам работы двигателя, что не может не воодушевлять «Ред Булл», «Торо Россо», «Лотус» и «Катерхэм». Тем не менее, в «Рено» признают, что предстоящая гонка обещает стать самой сложной для них – таких длинных прямых в календаре пока не было, кроме того, сложности могут возникнуть и в медленных поворотах, которых в Шанхае тоже достаточно. Если же клиентам «Рено» удастся подтянуться – пелотон станет существенно плотнее. Сумеет ли «Ред Булл» хотя бы немного навязать борьбу «Мерседесу» и справиться с прочими претендентами на высокие места?

«Формула-1.ру»

В Шанхае Даниил Квят еще не гонялся в своей карьере, но готовился к Гран-при с помощью симулятора – русскому гонщику придется весьма сложно. Кроме того, вопросы вызывает форма «Торо Россо», хотя на тестах в Бахрейне Жану-Эрику Верню удалось показать второе время. Однако часто оказывается, что такие результаты мало что значат. Тем не менее, две из трех гонок Квят завершил в очках, а в Сахире остановился в шаге от зачетной зоны – Даниилу по силам пополнить запас очков в Китае.

Возможно, «Марусе» недолго (до конца года) осталось выступать под российским флагом – «Маруся Моторс», с которой, правда, гоночный коллектив был связан слабо, закрылась, и вряд ли команда сохранит свое название и российскую лицензию. Ну а пока команда готовится к Гран-при Китая после продуктивной двухдневной тестовой сессии – Бьянки и Чилтон накатали приличный километраж, да и времена на круге были весьма достойные. Посмотрим, удалось ли «Марусе» добиться прогресса.

Взгляд в прошлое: Гран-при Китая 2007 года

Нет нужды лишний раз напоминать перипетии борьбы за титул в сезоне-2007 – «шпионский скандал» и внутрикомандная война в «Макларене» свежи в памяти до сих пор. Алонсо и Хэмилтон яростно бились друг с другом, к Гран-при Китая того сезона подойдя на первых двух позициях в чемпионате, а позади с внушительным отставанием шел Райкконен. Теоретически Льюис мог оформить титул уже в Шанхае, правда, для этого ему требовался не только успешный перфоманс, но и провал конкурентов. Британец сделал все для успеха в субботу, опередив в конце квалификации Райкконена, и завоевал поул, Алонсо стал лишь четвертым. Между Кими и Фернандо расположился утративший шансы на титул Фелипе Масса. Старт гонки же был дан на влажной трассе и не внес никаких изменений в расстановку лидеров – из происшествий можно выделить разве что разворот Ральфа Шумахера, отбросивший немца в хвост пелотона.

Дождь то начинал моросить, то ослабевал, заставляя инженеров и гонщиков ломать головы в выборе стратегии на гонку, и в «Макларене» допустили ошибку – как и все остальные лидеры, Хэмилтон не стал переходить на шины для сухой погоды, но, помимо прочего, Льюису не поменяли резину вообще, ограничившись дозаправкой! Это решение стоило британцу победы – покрышки Хэмилтона постепенно разрушались, и Райкконен на более свежей резине смог обогнать лидера чемпионата. Трасса тем временем потихоньку высыхала, пилоты позади начали переходить на слики, и на пит-лейн в числе прочих отправился и Льюис. Но крайне изношенные шины уже практически не держали трассу, и английский гонщик промахнулся мимо въезда на пит-лейн, как назло попав в одно из немногих мест на трассе, где находилась гравийная ловушка. «Макларен» «сел на пузо» и так и не смог выбраться из гравия, и Хэмилтон оформил свой первый сход в карьере.

После пит-стоп Райкконена лидером внезапно стал Роберт Кубица, угадавший с тактикой, однако «БМВ-Заубер» поляка вскоре приказал долго жить, и Кими вернулся на первую строчку, уверенно доведя гонку до победы. Алонсо пришел к финишу вторым, тройку призеров замкнул Масса. Кими и Фернандо смогли сохранить шансы на успех, подобравшись к Хэмилтону в личном зачете, но, тем не менее, британец по-прежнему имел наилучшую позицию в борьбе за титул. В успех Райкконена же мало кто верил, но это уже совсем другая история…

Цифры этапа

  • 5,451 км – длина трассы в Шанхае

  • 200 000 болельщиков вмещают трибуны автодрома

  • 1 300 м – длина прямой между 13-м и 14-м поворотами. Это самая длинная прямая в календаре чемпионата

  • 5 гонок в Китае из 10 выигрывал обладатель поул-позиции

  • Лишь 1 раз Гран-при Китая выигрывал действующий чемпион мира (Дженсон Баттон в 2010 году)

Погода

Внести дополнительную интригу обещает погода – дождевые гонки в Шанхае отнюдь не редкость, и прогноз на уик-энд обещает высокую вероятность осадков во время квалификации и переменчивые условия во время гонки.

Сказано

Лука ди Монтеземоло: «После назначения Маттиаччи я ожидаю от команды яркой реакции. Мы вернемся на победный путь и не позволим новому регламенту уничтожить спорт. Для нас «Формула-1» – это жизнь».

Фернандо Алонсо: «Никогда не думал, что стану гонщиком «Формулы-1», буду выигрывать гонки и дважды одержу победу в чемпионате. Я очень горжусь и доволен своей карьерой, но по-прежнему голоден до успеха, и если спросите, то скажу, что двух чемпионских титулов мало».

Макс Мосли: «Люди привыкнут к звуку, и, по крайней мере, у них не возникнет проблем со слухом, как у меня. То, что у нас сейчас с двигателями – не предел. В идеале должно быть четыре цилиндра, но пришлось пойти на компромисс».

Пол Хэмбри: «Ранее нам доводилось видеть в Шанхае переменчивую погоду, следовательно, как всегда, способность быстро анализировать информацию в зависимости от изменяющихся условий станет ключевым элементом эффективного использования этих шин».

Льюис Хэмилтон: «В целом трасса подходит моему стилю пилотирования. Цель, как и всегда, – победа, и было бы невероятно выиграть в третий раз подряд».

Крис не всемогущий. Почему ФИА отклонила апелляцию «Ред Булл»