Заплыв в ринге. Чем запомнилась квалификация «Формулы-1» на «Сепанге»
Дождь не помешал «Мерседесу» выиграть поул
За две недели, прошедшие между этапами в Австралии и Малайзии, соперники не успели отыграть гигантское отставание от «Мерседеса» – тренировки на малазийском кольце «Сепанг» прошли под знаком доминирования «серебряных стрел», и в квалификации парни из Бракли вновь должны были избить остальной пелотон.
Однако когда за 45 минут до старта сессии начался ливень, мелькнула мысль: для остальной «Формулы-1» не все потеряно – мокрая трасса способна нивелировать разницу между лучшей и просто хорошей машиной, а переменные условия могут вынудить стратегов топ-команды допустить ошибку и подвести гонщиков.
Но «Мерседес», словно боксер, знающий о превосходстве над конкурентом и ведущий по очкам, совершенно не собирался рисковать: Хэмилтон и Росберг выезжали к светофору на пит-лейн одними из первых, чтобы случайно не попасть в трафик и не наглотаться воды из-под колес конкурентов (не беда, что приходилось ждать зеленого света – двигатель надежнее, чем у остальных – способен поработать вхолостую без особого ущерба, а шины прогреваются быстро); когда же менялась интенсивность дождя – гонщики на W05 не торопились менять шины, поскольку даже более медленная резина позволяла демонстрировать хорошие времена.
Подобный консерватизм помешал полностью взять первый ряд стартового поля, но и возможного провала конюшня избежала: Льюис Хэмилтон (вновь продемонстрировавший ценное умение быстро приспосабливаться к нестабильным условиям) взял поул – пусть и с минимальным преимуществом над Себом Феттелем, – а Нико Росберг оказался на третьем месте. Причем Нико добыл его в тот момент, когда трасса уже не позволяла ехать быстро – ни одному пилоту в эти мгновенья не удалось побить чьи-либо результаты. В общем, потенциал «Мерседеса» по-прежнему далек от раскрытия.
Если в воскресенье не будет дождя, то повторение мельбурнского сценария вполне возможно. Вопрос в том, кто станет лучшим из остальных?
«Феррари» не так и далеко
Кому-то это покажется странным, но наибольшее опасение у руководителей «Мерседеса» вызывает «Феррари», а не «Ред Булл». На жарком и абразивом асфальте «Сепанга» износ покрышек всегда высокий, и хотя Скудерии в пятницу тоже пришлось преодолевать проблемы, они не столь серьезны, как у других конюшен. Другими словами – болиды итальянской команды будут хороши в сухую погоду на длинной дистанции (если, конечно, не произойдет никаких сбоев с электроникой).
Вот почему четвертое место вызывает у Алонсо улыбку – у него отличная позиция для атаки, и если «Мерседес» не сумеет оторваться за первый отрезок, Фернандо поборется за лидерство.
Райкконен недалеко – шестой. Пусть финн и уступил напарнику секунду в дождевой квалификации, но в гонке наверняка поедет намного быстрее.
Феттель по-прежнему опасен (когда машина работает без сбоев)
Форма «Ред Булл» вызывает вопросы. С одной стороны – Феттель в дождь ближе всех подобрался к Хэмилтону, но с другой – силовая установка «Рено» даже в квалификации вынудила команду зазвать пилота в боксы для сброса настроек. В гонке, разумеется, повторение этой истории взорвет головы инженеров и серьезно подпортит выступление чемпиона.
Другая проблема связана непосредственно с мощностью двигателя. Как сказал утром Кристиан Хорнер, «Рено» примерно на 80 л.с. слабее мотора «Мерседес», и на длинных прямых «Сепанга» французский агрегат поставит Себа в уязвимое положение – обгонять и обороняться будет очень трудно. Замеры максимальной скорости подтверждают, что и в «скоростной ловушке», и на финишной черте (почти посередине прямой) машины Феттеля и Риккардо значительно медленнее остальных.
Впрочем, эти данные также говорят и о традиционно высокой прижимной силе «быков» – в поворотах болид «Ред Булл» по-прежнему один из лучших.
Что важнее – повороты или прямые? Эдриан Ньюи уверен, что двигатель сейчас куда важнее.
Риск «Макларена» не оправдался
Похоже, коллектив из Уокинга не поверил в скорость MP4-29 в дождевых условиях, и по этой причине гонщики решили рискнуть – в решающем сегменте Дженсон Баттон и Кевин Магнуссен выехали на трассу на промежуточных шинах, в то время как остальные предпочли дождевую резину.
Риск не оправдался – уже после первого круга Кевин осознал, что ему не хватило опыта для оценки истинной ситуации, а вот Дженсон продолжил гнуть свою линию. Важнейший момент для демонстрации скорости был упущен – состояние трассы со временем, похоже, только ухудшалось: Магнуссен дотянулся лишь до восьмого места, а Баттон, все еще надеявшийся на подсыхание трека, так и остался десятым.
«Уильямс» нестабилен в дождь
Неудачные выступления Валттери Боттаса и Фелипе Массы в дождь в Мельбурне не вызвали больших подозрений, но в Сепанге стало ясно: FW36 очень неадекватно ведет себя на влажном треке – из-за нехватки сцепления задок машины становится совсем неуправляемым. Впрочем, винить в этом нужно гонщиков – предпочитающие избыточную поворачиваемость финн и бразилец уже в сухих условиях работают на грани, чудом избегая сноса задней части «Уильямса» во время прохождения поворотов, а когда сцепление становится еще меньше – вовсе перестают контролировать технику.
По ходу сезона инженеры наверняка сумеют прийти на помощь гонщикам и помогут подобрать необходимые настройки, но пока Массе и Боттасу лучше молиться на сухие условия.
Первое столкновение Квята с соперниками
Первым пилотом в сезоне, «заработавшим» штрафные очки, стал Боттас, помешавший Даниэлю Риккардо – финн получит штраф в виде потери трех позиций, – а Даниилу Квяту и Фернандо Алонсо повезло уйти от стюардов без предупреждений: во время квалификации испанец, не заметив за спиной россиянина, попробовал широко зайти в поворот, но там уже оказался болид «Торо Россо».
Даниил Квят: «Проблемы с плохой видимостью были у всех пилотов, и я думаю, что Фернандо не увидел меня и в итоге просто повернул прямо в мою машину. После гонки мы поговорили – оказалось, что просто не поняли друг друга. Я думал, что Фернандо хочет меня пропустить».
Мучения «Лотуса» еще не прекратились
Хорошие новости – после проваленной пятницы и вылетов в третьей тренировке в субботу в квалификации Грожану и Мальдонадо удалось проехать на двоих целых 25 кругов. Правда, выйти из третьего сегмента во второй удалось лишь обладателю французского паспорта.
Выступления «Лотуса» по-прежнему похожи на расширенные тесты, и вряд ли до европейских этапов команда сумеет заработать первые очки – хорошо бы просто разок добраться до финиша.