Что нужно знать о Гран-при Малайзии
Дождь может вновь запутать расстановку сил. Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Thompson
После неоднозначного этапа в Австралии караван «Формулы-1» отправляется в Азию. Трасса в Куала-Лумпуре куда больше похожа на большинство треков в календаре, нежели «Альберт-парк», поэтому гонка на «Сепанге» способна дать ответы на многие вопросы, оставшиеся после Мельбурна. Малазийский Гран-при почти всегда получается увлекательным, и в этом году нет причин снижать планку ожиданий – все говорит в пользу качественного зрелища.
«Сепанг» можно назвать лучшим творением Германа Тильке – в то время как от многих «безопасных и современных автодромов» (не будем показывать пальцем) хотелось плеваться и с ностальгией вспоминать трассы, которые они заменили, то за малазийский трек немецкого архитектора можно и нужно похвалить. Построенный с нуля посреди пальм за рекордные 14 месяцев автодром получился быстрым и достаточно сложным с точки зрения пилотажа, а также прекрасно подходящим для обгонов – целый ряд мест на трассе позволяет вести борьбу бок о бок, чему способствует и немалая ширина дорожного полотна. Две длинные прямые, шпильки, скоростные виражи – здесь присутствует все, что душе угодно, и нужно сказать, что такое разнообразие «Сепанг» совсем не испортило. Для атак на соперников лучше всего подходят торможение перед «улиткой» после стартовой прямой, четвертый и последний повороты.
Конфигурация автодрома нравится гонщикам с момента первой гонки на нем еще в 1999 году, отдельного упоминания заслуживает гоночный комплекс – это сейчас крытыми трибунами, электроникой по всей трассе, огромными боксами и пресс-центром и внутренним ТВ никого не удивишь (чего только «Яс-Марина» стоит), но в конце XX века это был настоящий прорыв, и «Сепанг» поднял планку по уровню организации и оснащенности для автодромов на принципиально новый уровень.
Проверка на прочность
Аспект надежности болидов снова выходит на первый план. В Мельбурне лишь пять машин не сумели финишировать ввиду технических проблем – солидная цифра по прошлым сезонам, но весьма неожиданная для стартовой гонки по новому регламенту. Впрочем, в Куала-Лумпуре число технических сходов наверняка увеличится – одной из главных проблем с новыми моторами является их немилосердный перегрев. Относительная прохладная погода в Австралии пощадила болиды , но Гран-при Малайзии станет первым серьезным экзаменом для систем охлаждения силовых установок. Экваториальная влажная жара заставит инженеров всерьез озаботиться температурой двигателей и, скорее всего, не одна машина сойдет с дистанции из-за вспыхнувшего или отказавшего мотора. В ходе тестов от подобных проблем больше всех страдали клиенты «Рено» – кто же сумеет лучше других справиться с охлаждением двигателя?
Еще один фактор, добавляющий непредсказуемости – шины. Асфальт «Сепанга» отличается высокой абразивностью, а жара только усугубит износ покрышек – недаром «Пирелли» везет в Куала-Лумпур жесткую пару составов. И даже при ней не стоит удивляться трем пит-стопам в ходе гонки, и выиграть от этого могут наиболее экономные болиды и пилоты, бережнее других обращающиеся с резиной. Жара станет испытанием и для гонщиков – к концу заезда спортсмены могут потерять в весе два-три килограмма, а также в таких условиях можно легко потерять концентрацию и совершить ошибку. Впрочем, как всегда в Малайзии, все карты может спутать дождь.
В погоне за лидером
«Мерседес» в «Альберт-парке» скоростью обескуражил многих – Нико Росберг в лучших традициях Себастьяна Феттеля образца прошлого года создал огромный отрыв перед конкурентами и заставил говорить о том, что соперникам будет тяжело сражаться с «серебряными стрелами». Однако технических проблем никто не отменял – Хэмилтон до финиша в Австралии не добрался, а отставание соперников хоть и выглядит солидным, но отнюдь не безнадежным – как минимум три команды попробуют навязать борьбу «трехлучевой звезде». «Макларен» и «Уильямс» явно находятся в отличной форме, и мотор «Мерседес» должен серьезно им помочь – высокая скорость на прямых даст дополнительные доли секунды и облегчит пилотам этих команд обгоны.
Кроме того, Гран-при Австралии показал, что «Ред Булл» похоронили очень рано, а также не ответил на вопрос о форме «Феррари» – машины Скудерии испытывали проблемы с ERS, и вроде бы даже по вине ФИА, но, тем не менее, скандал поднимать не стали. Одним словом, от алых машин явно стоит ожидать большего, чем они показали в Мельбурне, особенно если помнить о работе F14T с шинами, так что Алонсо и Райкконена со счетов сбрасывать не стоит.
Записывать же кого-то в явные аутсайдеры пока рановато – «Маруся» и «Катерхэм» хоть и снова выглядят слабее прочих, на этот раз отстают не так сильно, как в прошлых сезонах, и в случае проблем у соперников вполне могут зацепиться за очки, как и «Заубер», разочаровавший в первом Гран-при.
В отличие от этапа в Австралии, где обгонять было непросто, пилоты вряд ли будут отсиживаться за спинами друг друга – в случае превосходства в скорости провести атаку будет куда проще. Это, а также приближенная к большинству автодромов чемпионата конфигурация, должны куда больше прояснить расстановку сил в чемпионате, нежели стартовый Гран-при.
«Формула-1.ру»
Даниил Квят, ставший самым молодым пилотом в истории, набравшим очки, оказался завален похвалами прессы – россиянин постарается развить успех на «Сепанге», где прежде уже выступал и побеждал в «Формуле-БМВ». Форма «Торо Россо» после Мельбурна внушает оптимизм, и если техника не подведет, Квяту вполне по силам снова попасть в очки.
«Маруся» пока по-прежнему не дотягивает до уровня середняков – впрочем, в Австралии команде сильно помешали многочисленные технические неурядицы. Тем не менее, обе машины удалось довести до финиша, и это хороший знак для подопечных Джона Бута. Особый интерес к команде провился и после занятных слухов о возможной продаже «Маруси» небезызвестному Зорану Стефановичи.
Взгляд в прошлое: Гран-при Малайзии 2009 года
После обескураживающего для соперников триумфа Дженсона Баттона в стартовом Гран-при в Мельбурне, многие задавались вопросом – локальный ли это был всплеск, или же команда «Браун», после первой гонки объявившая о сокращении персонала, собралась всерьез бороться за титул. Подопечные Росса Брауна подтвердили великолепную форму BGP 001 – Баттон взял поул, а Баррикелло стал четвертым, хотя из-за штрафа вынужден был принять старт лишь восьмым. Оптимистичными казались перспективы «Тойоты» – Ярно Трулли не хватило меньше десятой доли секунды до Баттона, недалеко был и Тимо Глок. Ну а ставший третьим Себастьян Феттель на прошлом этапе схватил штраф в 10 позиций и вынужден был начинать гонку аж 13-м.
Однако старт поверг всех в шок – в лидеры с четвертого места выбился Нико Росберг на «Уильямсе», а Баттон откатился назад. Британец серьезно застрял за Росбергом и Трулли, однако вышел вперед после первой серии пит-стопов за счет оттянутой остановки в боксах. Затем же достаточно спокойную гонку превратила в настоящий хаос капризная малазийская погода – на радарах появились тучи, и гонщики ринулись на пит-лейн за новой резиной. В ожидании ливня команды предпочитали сразу ставить дождевую резину, однако поначалу дождь пошел слабенький и огромное преимущество получил Тимо Глок – единственный, выбравший промежуточную резину! «Феррари» вообще зазвала своего лидера Кими Райкконена слишком рано, и в итоге уничтожила финну гонку – несчастный Кими был вынужден ехать на дождевой резине по практически сухой трассе, буквально плетясь как черепаха и бестолку разрушая комплект шин.
Посмотрев на Глока, объезжающего соперников как стоячих, команды снова провели пит-стопы, перейдя на промежуточные компаунды. И тут долгожданный ливень наконец хлынул – и безумие на пит-лейн возобновилось – пилотам снова пришлось менять резину на дождевую! В результате этих перетурбаций Баттон смог догнать недолго полидировавшего Глока, а на трассе в это время воцарился хаос – лило как из ведра, не видно было практически ничего дальше носа собственного болида и гонщики один за другим вылетали в гравий, совершали развороты и отчаянно орали в радиоэфире. Вскоре гонку пришлось остановить, но продолжить ее так и не вышло – когда погодные условия вновь стали приемлемыми, на «Сепанг» опустились сумерки, сделавшие возобновление Гран-при невозможным. Положение пилотов было определено по состоянию за два круга до остановки Гран-при – победителем стал Баттон, Хайдфельд и Глок заняли второе и третье места, и спортсмены в зачетной зоне получили лишь половину очков…
Цифры этапа
5 543 м – длина «Сепанга»
130000 человек – вместимость трибун автодрома
9 млн кубометров земли было вывезено в процессе строительства автодрома
От 16 до 22 метров – ширина дорожного полотна на «Сепанге»
6 побед на Гран-при Малайзии одержала «Феррари»
По 3 раза выигрывали Гран-при Малайзии Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель
Погода
Как это часто бывает в Малайзии, синоптики прогнозируют осадки по ходу Гран-при. Грозы и ливни ожидаются в любой день уик-энда, впрочем, зачастую осадки на Малаккском полуострове выпадают по ночам. Тем не менее, расслабляться вряд ли стоит – дождь может начаться внезапно и смыть все предварительные расклады.
Сказано
Жак Вильнев: «План Фернандо понятен: он хочет «уничтожить» Кими – в трех первых гонках Алонсо намерен одержать психологическую победу. Поклонникам Кими не стоит волноваться. В 2007 году у него были такие же проблемы с управляемостью машины, как и сейчас, и, несмотря на это, он стал чемпионом».
Флавио Бриаторе: «Увеличение расходов в современной «Формуле-1» – это безумие. 30 процентов команд рискует не дотянуть даже до конца этого сезона».
Ники Лауда: «Считаю, что больше не будет никакой командной тактики – только свободная борьба!»
Себастьян Феттель: «Думаю, мы многое потеряли. Новый звук, скорее, больше похож на работу пылесоса, чем на гоночную машину на трассе».
Дитрих Матешиц: «Наш болид вновь получился настоящим произведением искусства. Я уверен в том, что уже к третьей гонке сезона мы сможем догнать «Мерседес».
Падди Лоу: «Как всегда, надежность и выносливость будут иметь решающее значение, но мы полагаем, что Гран-при Малайзии даст более точное представление о раскладе сил. Уик-энд обещает быть интересным».
Алые ведра. Почему «Феррари» рискует вновь провалить чемпионат
Обман зрения. Почему Гран-при Австралии ничего не сказал о расстановке сил в «Формуле-1»