Пропускной режим. Почему «Хаас Рейсинг» попал в «Формулу-1»
Казалось бы, «Формула-1», как вершина мирового автоспорта, всегда должна манить страждущих историей, славой, статусом, лучшими болидами и пилотами, а еще совсем недавно и звуком моторов. В таких условиях объявление тендера на свободные вакансии в чемпионате выглядит вполне логичным. И хотя доступность гоночной серии номер один для вероятных команд-неофитов уже который год оставляет желать лучшего, тем не менее, всегда находятся романтики, безответственные дельцы, аферисты и просто люди, сознательно или же в силу некомпетентности готовые ввязаться в авантюру под названием «Большой цирк».
Чего стоит только предыдущий набор команд от ФИА в 2009 году – из желающих влиться в тесный круг конюшен «Формулы-1» можно было собрать еще одну гоночную серию с самыми разномастными персонажами. Подавались и банально обреченные на провал заявки ввиду отсутствия денег, технической базы или того и другого сразу («Суперфонд», «Эпсилон Эускади»), предпринимались попытки некромантии канувших в небытие славных брендов («Марч», «Брэбэм»). Озвучивались даже красивые утопические идеи вроде команды MyF1Dream.com, которая должна была существовать на пожертвования болельщиков – у «Формулы-1», конечно, десятки миллионов поклонников, но крайне сомнительно, что «народная конюшня» сумела бы собирать кассу как минимум равную 50 миллионам долларов ежегодно.
Да, собственно, и отбор в итоге прошли сомнительные кандидаты – еще свеж в памяти многообещающий проект USF1 с много говорившими Кеном Андерсоном и Питером Уиндзором, бесславно скончавшийся незадолго до старта своего первого сезона. Ну а мытарства «ХРТ» и вовсе прекратились не так давно, чтобы их позабыть.
Однако в конце прошлого года ФИА вновь удивила общественность, объявив новый тендер на свободные места в боксах паддока «Формулы-1». Кто же в этот раз претендует на попадание в королевские гонки?
«Стефан Гран-при»
Предприимчивый Зоран Стефанович впервые пытался просочиться в паддок Больших призов еще в 1998 году, со знаменитым болидом T97/30 команды «Лола», тем самым, который в своем единственном Гран-при не сумел даже пройти квалификацию. Во второй раз серб подал заявку на вступление в «Формулу-1» уже во времена печально известного набора команд имени Макса Мосли. Общественности о ней стало известно после иска к ФИА в Еврокомиссию, поданного Зораном – бизнесмен обвинял Федерацию в пристрастности и несправедливых критериях отбора.
На первый взгляд, проект внушал уважение – к примеру, Стефанович громко заявлял о весомом преимуществе перед прочими – самостоятельной постройке шасси и мощным финансированием, чему должно было способствовать сотрудничество с самолетостроительной компанией AMCO, «имеющей опыт в военной сфере», в то время как многие другие кандидаты не могли сами разрабатывать автомобиль. Однако суд с ФИА серьезно подпортил репутацию бизнесмену – после такого «выноса сора из избы», а также не самой продуманной кадровой политики (Зоран привлек к работе известного по «шпионскому скандалу» Майка Кофлэна) серб вряд ли мог надеяться на успех. И все же он не остановился, выкупил почти достроенное шасси покинувшей «Формулу-1» «Тойоты», объявил о грядущем подписании контрактов с боевыми пилотами и всячески декларировал намерение выйти на старт сезона-2010. Впрочем, предсказуемо к участию допущен не был.
Далее же выяснилось, что компания AMCO принадлежит самому Стефановичу, ее годовая чистая прибыль равна примерно 5 тысячам евро и официально работавшим в «корпорации» числился всего один человек. На какие доходы бизнесмен собирался содержать коллектив – остается загадкой.
Сейчас же неугомонный Стефанович снова пытается въехать в «Большие призы» с сомнительным багажом. AMCO c 2010 года не выросла в гиганта самолетостроения, купленные болиды «Тойоты» безнадежно устарели, а репутация клоуна и сутяги у Зорана осталась. Каких-то сведений о его нынешней заявке мало – можно предположить, что козырять в этот раз «Стефану» совсем нечем, а значит, в следующем году эксцентричного серба на командном мостике мы вновь не увидим.
Колин Коллес и его друзья
Другим заинтересованным участником тендера является никто иной как экс-руководитель почившей в бозе «ХРТ» Колин Коллес. Румынский дантист, до того трудившийся в «Мидленде», «Спайкере» и «Форс-Индии», а летом засветившийся в участии во внутрикомандном скандале «Мерседеса» снова может появиться в паддоке «Формулы-1», но уже с новой командой.
Кто же стоит за Коллесом? Этот вопрос интересует многих. Деталей о его заявке практически не обнародовано, однако слухов и обрывочной информации в европейской прессе хватает. Утверждается, что корни потенциально нового коллектива следует искать на родине Коллеса – в Румынии, где в приходе в «Формулу-1» заинтересована группа государственных компаний, не сумевших договориться о сотрудничестве с действующими коллективами чемпионата. Называются также конкретные бренды – в частности, румынский автоконцерн «Дачия», принадлежащий «Рено». От автопроизводителя вскоре последовало опровержение, однако дыма без огня не бывает… Коллес же, видимо, должен обеспечить проект возможность пользоваться принадлежащей ему технической инфраструктурой, и вероятно, возглавить коллектив.
Честно говоря, шансы Коллеса и поддерживающих его лиц также выглядят сомнительными. Расходы обещают быть слишком велики, учитывая общее удорожание «Формулы-1» из-за смены технического регламента, и вряд ли неназванные румынские инвесторы их потянут. Возможности подконтрольной Коллесу инфраструктуры довольно скромные, да и вообще пока концепция проекта сильно напоминает одну недавно обанкротившуюся команду, в которой Колин работал. Нужна ли чемпионату еще одна «ХРТ»?
«Джин Хаас Рейсинг»
Наиболее подготовленным к возможному участию в «Формуле-1» видится проект предпринимателя Джина Хааса. Американец, в отличие от Зорана Стефановича, действительно владеет компанией, способной обеспечить дорогостоящее существование гоночной команды – Haas Automation, является крупнейшим станкостроительным предприятием в США и одним из лидером мирового рынка производства станков. В 2012 году доходы компании составили 1 млрд долларов – что внушает уважение, особенно на фоне 5 тысяч AMCO.
Кроме того, у Хааса есть большой опыт в автоспорте, Джин является совладельцем команды в серии НАСКАР. Еще один плюс – у будущего проекта имеется аэродинамическая труба и вся необходимая инфраструктура в Северной Калифорнии для самостоятельной постройки болида, а также технический центр в Брюсселе, способный стать европейской базой коллектива. Моторы, ERS и трансмиссию планируется закупать у «Феррари», а непосредственным руководителем коллектива должен стать известный по работе в «Ред Булл» (как в «Ф-1», так и в НАСКАР) Гюнтер Штайнер.
Однако стоит добавить и ложку дегтя – по крайней мере, на первых пора американцы планируют строить шасси совместно с «Далларой», а репутация этой конторы в «Больших призах» весьма сомнительна. За последние годы ни один проект сотрудничества итальянских конструкторов с «Формулой-1» не удался, а построенный «Далларой» в 2010 году болид F110 для команды «Хиспания» оказался, мягко говоря, не самым удачным. Кроме того, способность содержать команду в НАСКАР – это, конечно, очень хорошо, но в «Формуле-1» потребуется принципиально иной уровень финансирования. Готов ли к ниму Хаас – неизвестно.
Если же к столь многообещающему коктейлю удастся добавить поддержку американских спонсоров – то проект Хааса действительно может воплотиться в команду «Формулы-1», причем достойного уровня. Берни Экклстоун, давно лелеющий идею об экспансии «Большого цирка» на территорию Северной Америки в случае одобрения проекта со стороны ФИА должен довольно потирать руки. Присутствие местной команды и национального Гран-при (а то и двух) в идеале должно повысить популярность «Формулы-1» в США и соответственно, доходы чемпионата. На данный момент конкурентов у американской заявки не видно, и «Джин Хаас Рейсинг» можно назвать явным фаворитом тендера. Гложет только одно: воспоминания о судьбе другого американского проекта – USF1…
Есть ли выбор?
Из трех коллективов, претендующих на вакансию в «Формуле-1», выделяется одна вменяемая заявка и два откровенных аутсайдера, и исход тендера видится решенным – Стефанович и Коллес явно проигрывают Хаасу по всем параметрам, и выбирать особо не из кого. Победа американского проекта выглядит логичной и очевидной.
Однако пока рано говорить, состоится ли вообще расширение числа участников чемпионата в следующем году. Условия тендера предусматривают, что новый коллектив может стартовать в чемпионате не в следующем сезоне, а лишь в 2016 году. Возможно, это стало бы лучшим решением для победившей заявки – дополнительное время на подготовку еще никому не было лишним.
Кроме того, есть вероятность отказа всем кандидатам. Как известно, Берни Экклстоун не большой поклонник расширения паддока до 12 или 13 команд и скорее предпочел бы его сокращение в целях оптимизации расходов, и даже о заявке Хааса высказался в довольно критичном тоне. Неторопливость ФИА также указывает на сомнения чиновников в удовлетворении потенциальных участников критериям «Формулы-1» – Федерация на днях отложила принятие итогового решения.
Ни Берни, ни ФИА, ни болельщикам не нужна команда «для галочки», лишь формально соревнующаяся с соперниками – последние четыре года таких конюшен в «Формуле-1» аж три штуки, и еще один коллектив-аутсайдер чемпионату на пользу не пойдет. Хочется верить, что ФИА не повторит собственных ошибок 2009 года и оградит «Ф-1» от сомнительных и неконкурентоспособных конюшен.
Фото: REUTERS/Marko Djurica, Fotobank/Getty Images/Mark Thompson, Jared C. Tilton
Материал впервые опубликован 8 марта 2014 года
Дожить до старта. 12 проектов, не добравшихся до «Формулы-1»
Ну и, думаю, решение ФИА будет во многом зависеть от результатов Маруси и Кейтерэма в этом сезоне, если они сумеют наконец подтянуться к середнякам, то не удивлюсь, что ФИА будут готовы потерпеть нового аутсайдера. Да и Фернандес вроде грозился свернуть проект в случае провала.