11 главных русских автогонщиков прямо сейчас
GP3: чемпионский титул, 168 очков, 3 победы, 2 подиума, 2 поул-позиции, 4 быстрых кругаЕвропейская «Формула-3»: незачетное выступление, 1 победа, 4 подиума, 5 поул-позиций, 1 быстрый круг
Сезон в GP3 для Квята начинался тяжело, первый этап в Барселоне стал кошмаром – чрезвычайно быстрый износ шин «Пирелли» не позволил побороться за большие очки в обеих гонках на «Каталунья-Монтмело». Однако в дальнейшем проблемы с резиной решились, а уроженец Башкортостана стремительно прогрессировал от гонки к гонке, и после сложных первых четырех этапов прекрасно провел вторую половину чемпионата – в Венгрии удалось добыть первый подиум, а уже в Спа Даниил завоевал первый поул, который успешно конвертировал в первую же победу.
Этап в Монце стал лучшим в сезоне – российский пилот оформил «хет-трик» в первой гонке и из-за правила реверсивной решетки стартуя восьмым во второй гонке едва не выиграл и ее, став вторым. На трассе в Абу-Даби Квят снова завоевал поул, оформил быстрый круг и выиграл гонку, что с учетом провальной гонки главного соперника россиянина Факундо Регалии принесло Даниилу чемпионский титул!
Впечатленный прогрессом Квята по ходу сезона доктор Гельмут Марко принял смелое решение взять 19-летнего пилота в ряды команды «Формулы-1» «Торо Россо» – в этом сезоне Даниил успел провести две практики в рамках уик-эндов Больших призов, а также пару дней тестов. Подготовка к сезону идет полным ходом и в следующем году на старт Гран-при снова выйдет российский гонщик.
WRC: 7 место, 69 очков, лучший результат – 4 место (Ралли Португалии и Ралли Аргентины)
После замечательного прошлого сезона этот чемпионат у Евгения решительно не задался. Где-то мешала надежность техники, где-то Новиков сам допускал ошибки, где-то винить следует штурмана Илку Майнор, иногда просто жутко не везло – проблемы преследовали едва ли не в каждом ралли. К сожалению, исчезла стабильность, которую вроде бы обрел Новиков в прошлом году. Особенно грустно результаты Евгения выглядят на фоне его партнеров по «Форду» Мадса Остберга и Тьерри Невилля. В то же время видно, что скорость Новикова никуда не пропадала – россиянин не раз брал бонусные очки на Power Stage (последнем этапе ралли, за который начисляются дополнительные баллы).
Сезон никак нельзя занести Евгению в актив, чемпионат-2013 явно испортил ему репутацию – заводские команды один за другим объявляют составы на следующий год, «М-Спорт» контракт продлевать не пожелал, и пока что россиянин сидит без места. Скорее всего, в сезоне-2014 Новикову снова придется выступать на клиентской машине и заново восстанавливать свое реноме прекрасного раллиста.
WEC (категория LMP2): 7 место в общем зачете (3 в зачете LMP2), 53 очка (132 очка в LMP2), 1 подиум (4 победы и 1 подиум в зачете LMP2)
В составе выступающей под российским флагом команды G-Drive Racing Русинов провел прекрасный сезон. Если в первых гонках Роман вместе с партнерами Джоном Мартином и Марком Конвеем испытывал проблемы с надежностью техники и показывал не самые высокие результаты, то оставшаяся часть чемпионата для экипажа G-Drive сложилась блестяще: на последних пяти этапах было одержано четыре победы в своем классе.
Заключительный же этап – «6 часов Бахрейна» закончился и вовсе великолепно – Роман, Джон и Мартин поднялись на подиум в общей классификации, уступив только двум прототипам LMP1. Жаль только, что Русинов и его напарники лишились третьей позиции в легендарном марафоне «24 часа Ле-Мана» – прототип G-Drive был дисквалифицирован за несоответствие размеров топливного бака регламенту…
Роман еще не объявил планы на сезон-2014, однако мало сомнений, что он продолжит выступления в WEC, и наверняка следующей целью Русинова станет успешное выступление в Ле-Мане и чемпионский титул в своем классе – последние результаты дают все основания задавать столь высокую планку.
Мировая серия «Рено»: 9 место, 61 очко, два подиума, лучший результат – 2 место (Монако)
Без сомнения, один из самых талантливых российских гонщиков провел неоднозначный сезон. В прошлом году Сироткин отличными выступлениями в итальянской «Формуле-3» и AutoGP оставил хорошее впечатление, и от него ожидали сильных перфомансов и в Мировой серии «Рено». Хотя сезон для россиянина нельзя назвать неудачным, по-настоящему ярко выступить ему не удалось – Сироткин часто страдал от технических неурядиц и неаккуратных действий других пилотов, иногда и сам допускал ошибки и не показывал хорошей скорости.
Невезучий этап в Монце сменился великолепным выступлением на «Арагоне» – подиум и четвертое место, после чего вновь начались неудачи. Второй и последний подиум Сироткину удалось добыть ближе к концу чемпионата на залитом дождем «Хунгароринге». Свою роль сыграла и объявление Сергея боевым пилотом «Заубера» на сезон-2014 и последующая нервная обстановка вокруг контракта со швейцарской командой – в таких условиях выступать непросто.
Как бы то ни было, Сироткин занял девятое место, став лучшим из россиян, а контракт с «Заубером» все же сорвался – но возможно, оно и к лучшему. Молодой пилот получит возможность набраться опыта, будучи третьим пилотом команды, и в то же время почти наверняка будет снова выступать в Мировой серии – и если «формульные» амбиции Сергея не угасли, то он должен ввязаться в борьбу за титул в следующем сезоне.
Мировая серия «Рено»: 12 место, 33 очка, лучший результат – 5 место (Москва и «Хунгароринг»)
Карьера Михаила явно забуксовала – наверняка мечтающему о «Формуле-1» россиянину не сильно хотелось проводить шестой сезон в Мировой серии «Рено», особенно после титула в 2010 году. Но в современном автоспорте многое зависит от денег, и Алешину снова пришлось соглашаться на опостылевший чемпионат.
Год сложился крайне неудачно – от бывшего чемпиона всегда ждут побед, но Михаилу раз за разом не удавалось показать хороших результатов. Во многом это вина его техники – к сожалению, от подобных проблем россиянин страдает не первый год. Но все неудачи на машину списать нельзя – зачастую Алешина подводили собственные проблемы со скоростью. Лишь два пятых места – это не тот результат, с которым можно мечтать о Больших призах.
Зато в следующем сезоне гонщик получит шанс на тотальную перезагрузку карьеры – Алешин станет первым российским пилотом в американской серии «Индикар». Команда Михаила, «Шмидт Петерсон Моторспортс» славится большим опытом работы с новичками, да и просто считается далеко не последней, а на тестах россиянин впервые за долгое время оказался всем доволен. Конечно, «Индикар» – это нечто совсем иное по сравнению с европейскими «формулами», особенно трудно новичкам приходится на овалах, но главное – наконец-то Алешин действительно сделал шаг вперед, и теперь у российских болельщиков есть лишний повод не спать ночами, ловя трансляции таких непривычных американских гонок.
Мировая серия «Рено»: 20 место, 20 очков, лучший результат – 6 место (Спа)
Протеже Оксаны Косаченко выступает в Мировой серии «Рено» второй год, однако есть ощущение, что Николай топчется на месте. Что в прошлом, что в нынешнем сезоне итоговым результатом Марценко стала 20-я строчка в классификации, а очков удалось набрать всего на семь больше. Также гонщик частенько сталкивался с другими пилотами, и нужно признать, что в большинстве случае виноват был сам. Гонки, сложившиеся для Николая хорошо, можно пересчитать по пальцам – в остальных случаях сколь-либо хороший результат показать мешали аварии, слабые квалификации или же подводила техника.
Наверняка и следующий сезон Марценко проведет в Мировой серии. Николаю всего 20 лет, потому время развивать карьеру в гонках с открытыми колесами у него еще есть. Но если в следующем сезоне не будет прогресса – конкуренция в «формульных» чемпионатах велика, и возможно, стоит подумать о переходе в кузовные гонки…
Мировая серия «Рено»: 22 место, 12 очков, лучший результат – 8 место (Спа и Барселона)
Мове – настоящий ветеран МСР, минувший сезон стал для него уже восьмым в чемпионате. Вот только богатый опыт последние сезоны никак не помогает Даниилу – регресс результатов налицо, лишь 22 место, и ни одного подиума по ходу сезона. Да, техника у Мове не всегда работала идеально, и часто ему приходилось бороться с собственной машиной, а не с соперниками, но вряд ли это скрасит впечатление от провального сезона.
Какие у российского гонщика планы на следующий сезон – пока не ясно. Но Даниилу давно пора что-то менять – смысла оставаться в Мировой серии и дальше нет никакого, моложе россиянин также не становится, и для спасения карьеры необходимо найти новый путь.
«ФИА ГТ», «Кубок Про-Ам»: чемпионский титул в своем классе, 136 очков
Афанасьев давно зарекомендовал себя сильным пилотом – на его счету третьи места по итогам года в «Формуле-2» и AutoGP, и Сергей вполне мог бы попробовать построить успешную карьеру в гонках машин с открытыми колесами, однако решил пойти другим путем, и, видимо, не зря. Второй сезон в серии «ФИА ГТ» сложился замечательно – в своей категории Афанасьев и его партнер Андреас Симонсен были лучшими, показывая отличные результаты как в квалификационных гонках, так и призовых. Даже сход на последнем этапе не помешал им стать чемпионами – главные конкуренты, австрийский дуэт Прошик-Бауманн не смог достать их. Три победы в своем классе из шести гонок и четыре поула – титул абсолютно заслуженный.
О будущем Сергея пока не объявлено, вполне возможно, что россиянина ждет переход в старший класс «Кубок Про», где от Афанасьева болельщики также будут ждать хороших результатов.
Немецкая «Формула-3»: 2 место, 339 очков, 2 победы, 19 подиумов, 2 быстрых круга
Маркелов проводил второй сезон в немецкой серии и выступил успешно – побороться с Марвином Кирхофером, выигравшим половину гонок чемпионата, не удалось, однако второе место – это замечательный результат. Артем поразил стабильностью – вне подиума россиянин оказывался крайне редко, и благодаря более ровным выступлениям смог опередить в классификации подверженного перепадам результатов Эмиля Бернсторфа. После прошлогоднего седьмого места вице-чемпионство является вполне логичным результатом, после которого нужно двигаться дальше вперед.
За дальнейшую карьеру Маркелова опасений мало, ведь его менеджером является Игорь Мазепа – руководитель «Русского времени». Артем уже провел тесты в GP2 в составе российской команды, где показал достойные для новичка результаты. По словам Мазепы, Маркелов однозначно перейдет в более мощный класс, а также продолжит выступления в одном из чемпионатов «Формулы-3». Скорее всего, следующий сезон молодой пилот начнет в составе одной из команд «Русского времени» – в GP2 или GP3.
«Формула-Рено 2.0»: 7 место, 78 очков, 1 подиумАльпийская «Формула-Рено 2.0»: 5 место, 75 очков, 2 подиума, 1 поул
Еще один молодой российский пилот пытается достичь вершин автоспорта через многочисленные чемпионаты «Формулы-Рено». Оруджев в дебютный сезон «Формулы-Рено 2.0» не поразил фееричной скоростью, однако порадовал нехарактерными для молодых гонщиков стабильными выступлениями и время от времени зрелищными обгонами. Подводили россиянина не всегда успешные квалификации. В альпийском чемпионате же ситуация сложилась иначе – трудное начало сезона сменилось уверенной второй половиной, где Егор набрал львиную долю своих очков.
Очевидно, что Оруджеву нужен еще один год в «Формуле-Рено 2.0» перед переходом на новую ступень – и в следующем сезоне ожидания от россиянина будут куда выше.
Автоспорт любят многие, вот только заниматься им позволить себе могут единицы. Как правило, для любителей гонок участие в них ограничивается компьютерными играми. Однако известный проект «Академя ГТ» дал шанс тысячам геймеров перенести свои виртуальные успехи в автоспорте в реальный мир. Работающий в спортивном магазине Марк Шульжицкий опередил всех в игре, став победителем российского отбора, и получил шанс пройти обучение пилотированию настоящих гоночных машин в финале академии в Сильверстоуне. Физическая подготовка, строгие диеты, психологические тренинги, уроки вождения – Марк прошел все это и сезон-2013 стал первым в его карьере уже профессионального гонщика.
Свою первую гонку – «24 часа Дубая», Марк провел отлично – несмотря на сложности по ходу дистанции, экипаж Шульжицкого пробился на 21 место в общем зачете и второе в классе SP3. Позже Марк попробовал свои силы в Blancpain Endurance Series, «ФИА ГТ», где вместе в Вольфгангом Рейпом стал четвертым в зачете «Про-Ам» и даже принял участие в марафоне «6 часов Шанхая» в чемпионате WEC, став пятым вместе со своим экипажем. Марк замечательно смотрелся для новичка и наверняка продолжит карьеру в следующем сезоне – глава автоспортивного подразделения «Ниссан» Даррен Кокс всерьез рассматривает россиянина в качестве потенциального пилота WEC и участника «24 часов Ле-Мана». Шульжицкому 24 года: весьма солидный возраст для начинающего пилота. Марк является отличным примером для всех неравнодушных к автоспорту – никогда не поздно стать настоящим гонщиком и добиваться успехов на трассах, никогда не поздно исполнить свою мечту.
Фото: Fotobank/Getty Images/Peter Fox, Фото: .rusinov.com, Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов, Фото: formula-2.ru
как вы достали уже...
рад за Марка. Но говорить, что он начинающий пилот... Просто за пределами ДВФО он был не так известен. Но местным его фамилия говорила многое. Из автоспортивной семьи, картингист.