10 мин.

Итоги года в «Формуле-1». «Ред Булл», «Мерседес»

«Мерседес»

Сезон

Заводская команда штутгартского концерна готовилась к четвертому сезону в «Формуле-1», не ожидая слишком многого. Первые три года никак нельзя было назвать успешными – и в Бракли не скрывали, что основную ставку делают на сезон-2014. Конкуренты в конце прошлого чемпионата намного превосходили «серебряных стрел» в скорости, и надежд на радикальное преображение было мало. Но плюсы все же присутствовали – убойная команда инженеров, состоящая из специалистов, бывших на ведущих ролях в своих прежних командах, внушала оптимизм, на место окончательно расставшегося с «Формулой-1» Михаэля Шумахера пришел Льюис Хэмилтон, а пост руководителя «Мерседес Моторспорт» занял Тото Вольфф.

Болид W04 мог похвастаться обновленным пятиэлементным антикрылом, а также новой выхлопной системой с использованием эффекта Коанда – в целом же машина стала, как и у большинства других коллективов, развитием прошлогодней модели. На тестах W04 был быстр на одном круге, но у команды наблюдались явные проблемы со скоростью на дистанции.

Старт сезона подтвердил впечатления, сложившиеся в ходе тестов: болид не уступал в квалификациях даже «Ред Булл», но в гонках начинался «шинный кошмар» – уже через несколько кругов эффективность работы резины резко падала, заставляя Хэмилтона и Росберга терять время на изношенных покрышках. Эти трудности удалось преодолеть ценой колоссального скандала – «Мерседес» провел после Гран-при Испании секретные трехдневные тесты с «Пирелли», используя при этом болид 2013 года. Эффект от испытаний очевиден – в последующих трех гонках Росбергу удалось одержать две уверенные победы. Вероятно, в середине сезона «Мерседес» мог добиться и большего, однако то один, то другой пилот сталкивался с различными неурядицами и «серебряным» стрелам редко удавалось привести к большим очкам сразу две машины.

Триумф Хэмилтона в Венгрии дал повод говорить о возможной борьбе «Мерседеса» за чемпионат – отставание от Феттеля не было критическим, а та уверенность, которую излучали Льюис и Нико, вдохновленные скоростью W04, давала надежды на серьезные намерения побороться за титул. Однако после летнего перерыва конкуренты не оставили ни малейшего шанса зацепиться за первое место.

Для немецкого коллектива сезон-2013 однозначно можно занести в актив – за год команда проделала путь от пятого места в Кубке конструкторов до звания второй силы в пелотоне! Прогресс «Мерседеса» очевиден и доказывает верность перемен, произошедших в коллективе перед началом чемпионата.

Пилоты

Льюис Хэмилтон весьма быстро освоился на новом месте и доказал, что уход из «Макларена» был верным решением – в то время как родной коллектив британца барахтался в конце призовой десятки, Льюис сражался за поулы, сходу начал завоевывать подиумы и в целом вновь доказал, что является пилотом экстра-класса.

Однако без проблем не обошлось – частенько Хэмилтону не хватало стабильности и просто везения; к примеру, несколько Гран-при британский гонщик провел на болиде с трещиной в шасси, которая непосредственно влияла на скорость. Но основная задача оказалась выполненной – Льюису удалось победить напарника, который проводил в команде не первый год, и помочь «Мерседесу» взлететь на второе место в Кубке конструкторов.

Неплохо сезон сложился и для Нико Росберга – немец, обыгравший три раза подряд самого Михаэля Шумахера, вопреки ожиданиям отнюдь не стал мальчиком для битья при Хэмилтоне. Нико, в целом, здорово смотрелся как в квалификациях, так и в гонках, выступая на равных с напарником – чемпионом мира. Очковый разрыв между двумя гонщиками «Мерседеса» оказался совсем мал, а в чем-то Росберг даже опередил Льюиса – на счету немца две победы против одной у англичанина.

Пара пилотов «Мерседеса» продолжит выступления в рядах «серебряных стрел» и в следующем году и вполне может побороться за звание сильнейшей с тандемом «Феррари» Алонсо-Райкконен. Словом, с такими кадрами Тото Вольфф может с оптимизмом смотреть в будущее.

Лучшая и худшая гонки

«Мерседес», с самого начала сезона привыкший наравне с «Ред Булл» штамповать поулы, заработал максимальное для себя количество очков дважды — в Монако и Сильверстоуне. Интересно то, что в обоих случаях команде не удалось оформить победного дубля — в Монте-Карло из-за несогласованных действий Хэмилтона и гоночных стратегов Льюису пришлось пропустить оба болида «Ред Булл», а в Великобритании прокол колеса лишил его победы в гонке.

И все же лучшей гонкой для коллектива из Бракли стал заезд в Сильверстоуне — Хэмилтон с двумя пит-стопами смог прорваться на четвертое место, а Росберг после схода Феттеля, несмотря на ожесточенный прессинг Уэббера, пересек финишную черту первым.

Худшего результата «Мерседес» добился в Японии — Льюис Хэмилтон претендовал на подиум, но сошел с дистанции после прокола колеса, а Нико Росберг провел гонку в середине первой десятки и финишировал на восьмом месте.

Перспективы

Росс Браун, бессменно руководивший «Мерседесом» в течении четырех лет, покидает команду. В 2014 году Тотто Вольф и Падди Лоу разделят полномочия британца и неизвестно, насколько эффективным будет разделение обязанностей и пойдет ли на пользу команде наличие сразу нескольких руководителей.

В технической составляющей у команды нет слабых мест — за эти четыре года конюшне удалось переманить немало ценных кадров из других команд. Наконец, решены проблемы с шинами, о возможностях мотора «Мерседеса» в паддоке уже слагают легенды, а на подготовку к грядущему сезону множество ресурсов было брошено еще в конце 2012 года.

Состав пилотов также не вызывает вопросов — таланты Льюиса Хэмилтона всем известны, а Нико Росберг провел лучший сезон в карьере и наверняка в следующем году вновь намеревается бросить вызов напарнику. Пожалуй, на бумаге состав пилотов «Мерседеса» уступает только звездному дуэту из «Феррари».

И как бы ни скромничал Тотто Вольф, для коллектива из Штутгарта в следующем сезоне цель может быть только одна — победа в обоих зачетах. Проект должен начать окупаться – уж сколько ресурсов было в него вложено...

«Ред Булл»

Сезон

Австрийская команда выиграла три чемпионата подряд – «Ред Булл» не мог поставить себе иную цель, кроме очередного титула перед сезоном-2013. Хорнер, Ньюи, Марко, Феттель, финансовая поддержка Матешица – все главные составляющие успехов коллектива по-прежнему вместе и очевидно, что «Ред Булл» снова должен был начать чемпионат в ранге фаворита.

Однако тесты показали, что легкой дорожка к победе не станет – RB9, являющейся эволюцией предыдущих машин (зачем менять то, что идеально работает?) явно обладал отличной скоростью, вот только платой за скорость стал невероятный износ резины. В команде откровенно говорили, что если пилоты поедут на максимуме от того, что позволяет машина, то «Ред Булл» придется совершать в гонках по семь-восемь пит-стопов.

Чемпионат начался неплохо, но не более того: никакого тотального превосходства и в помине не было – Феттелю и Уэбберу приходилось сражаться на равных с соперниками, и побеждать удавалось не так часто, как к тому привыкли поклонники «Ред Булл». Критика со стороны руководства в адрес «Пирелли» все набирала обороты и к середине сезона «быки» своего добились – итальянская компания согласилась вернуться к резине прошлогодней спецификации.

Насколько это честно по отношению к другим командам, специально адаптировавшим свои болиды к первоначальному варианту шин, можно спорить долго, но факт остается фактом – решение было принято, и «Ред Булл» моментально преобразился, снова став напоминать самого себя образца 2011 года и конца сезона-2012. Из 11 гонок, прошедших с прошлогодними шинами, Себастьяну Феттелю легко удалось выиграть 10 Гран-при, 9 побед из которых было одержано подряд – феноменальный результат.

«Ред Булл» снова одержал уверенные победы в обоих зачетах, полностью разгромив соперников. Феттель в одиночку набрал больше очков, чем оба пилота ставшего вторым «Мерседеса» – пропасть между конюшней Хорнера и остальными оказалась колоссальной. Слаженная работа всего коллектива – от механиков, быстрее всех проводящих пит-стопы, до первого пилота, не оставившего шансов никому, не могла не принести свои плоды. Еще один сезон для австрийской команды оказался великолепным.

Пилоты

Себастьян Феттель в этом году просто уничтожил соперников. 9 поулов, 13 побед и лишь три гонки вне подиума – немец снова доминировал на протяжении сезона, особенно во второй половине. Единственным темным пятном для Себастьяна можно считать разве что некрасивую победу в Малайзии, когда он обогнал напарника вопреки указу из боксов.

Себастьяну приходилось бороться с неприятием его успехов публикой, неоднократно подвергаясь освистыванию публикой на многих этапах, но косые взгляды и неприязнь окружающих не помешали Феттелю выиграть снова. Немец бьет рекорды один за другим, и хотя в его тотальном превосходстве нельзя закрывать глаза на скорость его машины, сомнений в том, что Себ сегодня один из лучших пилотов мира никаких нет.

Марку Уэбберу же не удалось уйти красиво. В этом году австралиец не смог навязать Феттелю достойную борьбу – тотальный разгром в квалификациях и ни одной победы по ходу сезона. Наверняка психологически надломил Марка инцидент в Малайзии – после такого трудно сразу оправиться и выступать как прежде. Кроме того, Уэббер собрал за сезон все возможные мелкие технические и не только неурядицы, которые сильно мешали ему бороться за победы. Постоянные проблемы Марка заставили паддок даже говорить о заговоре против австралийца – но вряд ли команда будет «сливать» одного пилота в угоду другому, если «Ред Булл» сам себе не враг. Так или иначе, Уэбберу удалось стать третьим в чемпионате и запомниться прощальным кругом без шлема на трассе в Сан-Паулу.

Марку так и не удалось стать чемпионом мира, но он доказал, что является пилотом топ-класса и наверняка сможет добиться успехов в WEC – сил у 37-летнего австралийца еще достаточно. Себастьян же остается в чемпионском коллективе и попробует продолжить свою серию удивительных успехов и в следующем сезоне.

Лучшая и худшая гонки

Пилоты «Ред Булл» в этом году завоевали четыре победных дубля, но лишь в одном случае Кристиану Хорнеру и его подопечным не пришлось краснеть и при этом обеспечить голодных зрителей интригой — на Гран-при Японии стратеги «Ред Булл» мастерски обставили оппонентов из «Лотуса», реализовав для своих пилотов тактику с двумя и тремя пит-стопами. В итоге жаждущий своей первой победы Ромен Грожан довольствовался лишь третьим местом.

Худший уик-энд конюшня провела в Шанхае — Марк Уэббер, провалив квалификацию, в гонке пал жертвой своих механиков, не прикрутивших колесо, а Себастьян Феттель при старте с девятого места до последнего претендовал на подиум, но так и не смог сломить сопротивление Льюиса Хэмилтона.

Перспективы

С кадровой точки зрения «Ред Булл» практически не понес никаких архитяжелых потер — Питер Продрому присоединится к «Макларену» только через год, технический штаб в целом остался прежним.

Пока в команде есть Эдриан Ньюи, переживать о аэродинамической составляющей болида не приходится. Правда, в следующем году роль аэродинамики несколько снизится, и куда большее влияние обретет силовая установка. Исторически моторы «Рено» последних лет всегда выходят хуже своих конкурентов, а в первые два сезона после смены регламента в 2009 году «Ред Булл» имел большие проблемы с надежностью всех узлов болида, в том числе и связанных с двигателем. К тому же, судя по всему, силовая установка французских мотористов получилась увесистее моторов конкурентов, однако добиться повышения лимита на вес болидов команде не удалось.

Вызывает сомнения и пилотский состав — класс Себастьяна Феттеля неопровержим, а насчет Даниэля Риккардо не все так очевидно. Австралиец в целом быстрее Верня, но есть мнение, что если Риккардо с первых гонок не бросит серьезный вызов своему напарнику, его ждет незавидная участь «подносчика снарядов».

Вполне вероятно, что команда из Милтон-Кейнса проведет грядущий сезон подобно чемпионату-2012 — тяжелое начало, но сильная концовка. Благодаря идеям старого лиса Ньюи шасси «Ред Булл» всегда прибавляет во второй половине сезона. В связи с этим шансы конкурентов на титул напрямую зависят от того, насколько успешно по отношению к «Ред Булл» они проведут первую половину чемпионата. Год назад этого сделать не удалось. Получится ли на этот раз у «Феррари» и «Мерседеса» отобрать у «быков» заветную чемпионскую корону?

Фото: REUTERS/Mike Stone/Paulo Whitaker

Итоги года в «Формуле-1». «Макларен», «Лотус», «Феррари»

Итоги года в «Формуле-1». «Торо Россо», «Заубер», «Форс-Индия»

Итоги года в «Формуле-1». «Катерхэм», «Маруся», «Уильямс»