Итоги года в «Формуле-1». «Торо Россо», «Заубер», «Форс-Индия»
«Торо Россо»
Сезон
Статус фарм-команды в системе «Ред Булл» накладывает отпечаток на все действия коллектива из Фаэнцы. Франц Тост и Гельмут Марко не боятся авантюр – начиная от увольнения пилотов посреди сезона и заканчивая сменой курса технического развития прямо перед началом чемпионата, – лишь бы это способствовало росту любимых гонщиков и не отнимало слишком много денег.
В таких условиях трудно ожидать решения серьезных задач, хотя парни, безусловно, стараются – в частности, техническая бригада под руководством Джеймса Ки ответственно подошла к процессу развития болида, сумев за довольно короткий срок подстроить его под мягкие шины «Пирелли». Обновления, подготовленные к первым европейским этапам, позволили конюшне совершить рывок и набрать 17 очков в четырех гонках – весьма недурственно для середняка, – но начиная с Гран-при Германии, на который итальянская фирма привезла обновленную линейку шин, процесс набора зачетных баллов замедлился.
Не исключено, что Ки и его помощники преобразовали бы машину и под новые стандарты, однако прагматизм взял верх – хоть Дитрих Матешиц и выделяет достаточно денег, Франц Тост стремится к тому, чтобы команда жила самостоятельно, и потому считает каждую копейку. Так что заметного улучшения результатов во второй части сезона у «Торо Россо» не наблюдалось, и финиш на восьмой строчке Кубка конструкторов – впереди провалившегося «Уильямса» и известных аутсайдеров «Маруси» и «Катерхэма» – никого не удивил. Во второй половине года в Фаэнце готовились к важному 2014 году.
Пилоты
Объявление Марка Уэббера об уходе из «Формулы-1» вызвало интерес к противостоянию двух молодых гонщиков – Даниэля Риккардо и Жана-Эрика Верня, – однако настоящей борьбы не получилось: француз мощно выступил лишь в двух Гран-при, в те дни, когда болид «Торо Россо» идеально для него работал с шинами на одном быстром круге. На остальных же этапах Жан-Эрик заметно проигрывал напарнику по субботам, и это мешало ему добиваться отличных результатов по итогам воскресных заездов.
Риккардо выглядел более стабильным и собранным пилотом почти весь год, и неудивительно, что в «Ред Булл» все-таки предпочли именно его, а не Верня.
Лучшая и худшая гонки
У «Торо Россо» в этом сезоне не было гонок, которые могли бы себе занести в актив одновременно оба пилота – блеснуть удавалось то Верню, то Риккардо, но не обоим сразу. Потому в качестве лучшего этапа возьмем Гран-при Канады, где Вернь в кои-то веки блестяще провел квалификацию (во многом благодаря дождю) и не допустил ошибок в гонке, добившись лучшего для «Торо Россо» результата со времен Себастьяна Феттеля – шестого места и восьми очков.
Полным провалом для конюшни из Фаэнцы стала гонка в Корее – после не лучшей квалификации для обоих пилотов Риккардо, претендовавший на одно-два очка, вылетел с трассы незадолго до финиша, а Вернь просто провел блеклый Гран-при и остановил машину в боксах на предпоследнем круге гонки…
Перспективы
Ничто не предвещает отката итальянской конюшни назад – «Ред Булл» не планирует сокращать финансирование младшей команды, работа над болидом следующего года уже давно кипит, а из ведущих технических специалистов Фаэнцу никто не покидает. Особенно важно было сохранить Ки – талантливого инженера, заработавшего отличную репутацию за время работы в «Форс-Индии» и «Заубере».
В 2014 году к команде будет приковано особое внимание в России – одним из призовых пилотов станет чемпион GP3 Даниил Квят. Решение взять новичка в год смены технического регламента – смелый шаг, который наглядно демонстрирует, насколько Гельмут Марко верит в молодого спортсмена. Напарником россиянина будет Жан-Эрик Вернь, для которого следующий сезон станет уже третьим в рядах «Торо Россо». Француз явно будет ощущать сильное давление – возможный проигрыш Квяту станет фатальным в его карьере. Однако в пользу Жана-Эрика говорит двухлетний опыт выступлений в «Формуле-1», и это должно помочь как ему, так и команде.
В следующем сезоне «Торо Россо» меняет поставщика моторов – болиды конюшни будут комплектоваться силовыми агрегатами «Рено», так же как и машины старшего коллектива. Станет ли это преимуществом – предсказать невозможно, так как сложно сказать, кому в следующем сезоне удастся более удачный двигатель. Однако коллективу из Фаэнцы явно могут помочь некоторые наработки «Ред Булл», которыми с ними наверняка поделятся в Милтон-Кейнсе. Но в любом случае, конкуренты тоже не сидят сложа руки – так что борьба с другими конюшнями середины пелотона будет тяжелой и упорной.
«Заубер»
Сезон
После очень тяжелой первой части сезона коллектив из Хинвила сумел отчасти исправить ситуацию в чемпионате и к 7 очкам в Кубке конструкторов прибавить еще 50 – помогли и шины, и заметно переработанный болид, и слегка притормозившие конкуренты. На скоростных трассах «Заубер» был настолько хорош, что даже становился четвертой-пятой силой в пелотоне.
Однако у этой ситуации есть обратная сторона – швейцарская конюшня ударно работала над развитием машины в тот период времени, когда конкуренты вовсю занимались проектами болидов для следующего чемпионата. На фоне тревожных сообщений о по-прежнему нерешенных финансовых проблемах это выглядело попыткой подняться как можно выше в Кубке конструкторов, заработать чуть больше призовых денег и привлечь новых партнеров – возможно, частично пожертвовать будущим ради шанса спасти команду сейчас…
Пилоты
Эстебан Гутьеррес оказался не готовым к «Формуле-1»: аварии, ошибки, проваленные квалификации и всего 6 набранных очков (против 51 у Нико Хюлькенберга) – мексиканца стоило уволить прямо посреди сезона. Однако удержаться мальчику в Хинвиле до конца чемпионата помогла добрая Мониша Кальтенборн, взявшая пилота под свою личную защиту.
Зато Хюлькенбергу слабый напарник помог повысить репутацию – на фоне Гутьерреса немец выглядел супергероем, вытащившим «Заубер» из болота (и отчасти это действительно так). Увы, это все равно не помогло немцу сделать шаг вперед и перейти в «Феррари».
Лучшая и худшая гонки
Назовем сразу два этапа лучшими для конюшни из Хинвила – в Японии оба пилота смогли попасть в очки: заняли шестое и седьмое места, причем для Гутьерреса это стало единственным результативным финишем в сезоне, – ну а неделей ранее на Гран-при Кореи настоящей звездой этапа стал Хюлькенберг, по ходу гонки выбравшийся на четвертое место и удержавший позади Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона.
Неудачными для швейцарской команды можно назвать много этапов, но главный провал был, пожалуй, в Канаде: Хюлькенберг пал жертвой неаккуратности Гидо ван дер Гарде, неуклюже пропускавшего его на круг, а Эстебан Гутьеррес умудрился заблокировать передние шины на выезде из боксов, разбить болид о барьер безопасности и оформить для «Заубера» двойной сход…
Перспективы
На настоящий момент будущее «Заубера» туманно и вызывает серьезные опасения. Лидер коллектива Нико Хюлькенберг предсказуемо покинул конюшню, помимо него уходит главный гоночный инженер Том Маккалоу. Состав пилотов до сих пор не объявлен, но главное – очевидно, что коллектив испытывает финансовые затруднения и способов выхода из кризиса пока не видно. Вроде бы подписанный контракт с Сергеем Сироткиным и связанное с этим анонсированное соглашение с российскими инвесторами, видимо, не приносит средств конюшне из Хинвила, и эта ситуация все больше напоминает историю с Луисом Разией и его бразильскими миллионами, которые так и не дошли до «Маруси».
Сироткин-старший уже сейчас говорит о возможной корректировке планов и ничего хорошего в такой риторике нет ни для Сергея, ни для «Заубера». Очень вероятно, что сделка сорвется окончательно и швейцарской конюшне в срочном порядке придется искать новых, более надежных партнеров и обращаться к рента-драйверам. Сейчас в паддоке говорят о самых разных вариантах – от срыва соглашения до переговоров об участии в сделке «Роснефти», а также идут совершенно фантастические слухи о возможном объединении «Заубера» с «Марусей». Трудно поверить, что такая сделка действительно станет реальностью, но подобные предположения явно иллюстрируют всю отчаянность ситуации.
Монише Кальтенборн предстоит много работы в межсезонье. Сегодня «Заубер» можно назвать одним из самых проблемных коллективов в пелотоне, и времени на исправление ситуации почти не осталось. Многое также будет зависеть от успешной работы «Феррари» над моторами и ERS – именно комплектующие от итальянского концерна будут использовать в Хинвиле. Так или иначе, оптимизма пока мало, и скорее всего команду ждут тяжелые времени – сейчас «Заубер» выглядит куда менее готовым к новой эре «Формулы-1», чем другие середняки.
«Форс-Индия»
Сезон
Если в группе середняков от перехода на новые шины больше всех приобрел «Заубер», то «Форс-Индия», напротив, больше всех потеряла – после летнего перерыва коллектив из Сильверстоуна заработал лишь 18 зачетных баллов. Солидного очкового запаса, набранного в первой части чемпионата, хватило, чтобы удержаться впереди парней из Хинвила и Фаэнцы, однако поспорить с «Маклареном» за пятую строчку в Кубке конструкторов «индийцам» не удалось.
Несомненно, отпечаток на вторую часть первенства наложил и проект болида образца 2014 года – конструкторы и инженеры «Форс-Индии» не могли по примеру «Ред Булл» сидеть сразу на «двух стульях» и одинаково успешно трудиться над разными концепциями. Выбирать между новой и нынешней машиной, разумеется, подопечные Виджая Малльи не стали.
Пилоты
В противостоянии двух пилотов «Форс-Индии» победу по очкам одержал Пол ди Реста (48-29), однако моральное превосходство оказалось на стороне Адриана Сутиля – немец вернулся в «Формулу-1» так, словно не отсутствовал целый сезон, и во многих Гран-при смотрелся просто ярче напарника.
Последнее не кажется удивительным, учитывая пессимизм, который излучал шотландец – даже в неплохо складывающихся уик-эндах Пол вел себя так, словно выступал за слабейший коллектив в мире. Возможно, у парня просто чемпионский характер, который не позволяет радоваться прозябанию в середине пелотона, однако до тех пор, пока вокруг него будут люди (а не роботы), ни к чему хорошему это не приведет – от гонщика коллективу нужны не только результаты на трассе, но также поддержка и отличное настроение. Человеческий фактор нельзя недооценивать.
Лучшая и худшая гонки
Наиболее удачно для индийской команды сложился этап в Монако – оба пилота смогли избежать проблем по ходу гонки и заработали хорошие очки, а Адриан Сутиль впечатлил публику мастерством обгонов на узких улочках Монте-Карло, опередив в конце гонки Алонсо и Баттона. Пол ди Реста же в том Гран-при занял девятую позицию.
Неудачных гонок у «Форс-Индии» хватало, в особенности после решения о возвращении к прошлогодней резине, к примеру, в Италии ди Реста сошел уже на первом круге в результате контакта с Грожаном, а у Сутиля в конце гонки отказали тормоза. Но худшим, пожалуй, следует назвать этап в Малайзии – оба пилоты вполне могли набрать очки, но и Пола, и Адриана подвела команда, не справившаяся с новыми колесными гайками, которые должны были позволять менять резину быстрее. На деле же они вызвали фатальные заминки, в результате которых оба пилоты перегрели двигатели и вынуждены были сойти с дистанции.
Перспективы
«Форс-Индия» очень здорово начала сезон и вполне могла побороться даже за пятую строчку с «Маклареном», если бы не возврат к прошлогодней спецификации шин «Пирелли». Нет оснований предполагать, что индийская конюшня сбавит обороты. Виджай Маллья, видимо, решил финансовые проблемы коллектива, и сейчас команда является едва ли не единственной, кроме лидеров и «Торо Россо», кто не нуждается в рента-драйверах. Серьезной декларацией о намерениях «Форс-Индии» стало подписание контракта с Нико Хюлькенбергом – вне всяких сомнений, пилотом уровня топ-команд.
Работу над болидом 2014 года конюшня начала еще в мае, и от автомобиля этого сезона в новой машине будет не более пяти процентов. Оправдаются ли столь радикальные перемены – неясно, зато оптимизма добавляет продолжение сотрудничества индийской команды с «Мерседесом» – именно у них, по слухам, самый мощный V6 по сравнению с конкурентами. Но многое будет зависеть от надежности болида – новые узлы вполне могут оказаться сложными.
Неплохой бюджет, потенциально лучшие моторы и как минимум один отличный пилот в кокпите – элементы мозаики могут сложиться в очень хороший сезон.
Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Thompson, Shaun Botterill, Mark Thompson