9 мин.

Прощальная самба. Что нужно знать о Гран-при Бразилии

Гран-при Бразилии с 1972 года прочно прописался в календаре Больших призов и уже является классикой, одним из олицетворений «старой» «Формулы-1», а также, как ни странно, символом Бразилии и ее нравов. Этап не похож на другие Гран-при из-за окружающего уик-энд фона. Например, автодром расположен рядом с «живописными» фавелами, и здесь настолько высокий уровень преступности, что гонщики и команды вынуждены нанимать дополнительную охрану — Дженсон Баттон, подвергшийся в 2010 году вооруженному нападению не даст соврать. Зато болельщики, заполняющие трибуны «Интерлагоса», настолько страстные, что создают атмосферу, мало уступающую самым бескомпромиссным футбольным дерби.

Автодром «Интерлагос» отвоевал право принимать национальный Гран-при у «Жакарепагуа» в начале 1990-х и с тех пор каждый год лучшие гонщики планеты приезжают в Сан-Паулу, а общественность «Формулы-1» восхищаются непосредственно треком и критикуют организацию этапа. И действительно, организаторов есть за что пожурить — инфраструктура автодрома устарела и давно нуждается в модернизации, а качество асфальтового покрытия трассы заставляет вспомнить о многострадальных российских дорогах, хотя за последние годы ситуация несколько улучшилась.

На «Интерлагосе» замечательный микс скоростных внешних и медленных внутренних поворотов, заставляющий задуматься инженеров команд о компромиссе при выборе настройке машин

Зато конфигурация трассы действительно удалась: на «Интерлагосе» замечательный микс скоростных внешних и медленных внутренних поворотов, заставляющий задуматься инженеров команд о компромиссе при выборе настройке машин, а первый поворот, эска имени Сенны великолепна для проведения атак на соперника, да и вообще связка поворотов в начале круга является одной из лучших в «Формуле-1». Закрученность трека против часовой стрелки приводит к большей нагрузке на шеи пилотов, хотя сейчас эта особенность автодрома не является такой диковинкой, как десять лет назад. Трасса носит скоростной характер и гонщики 70 процентов времени давят в пол педаль газа. Кроме того, автодром расположен высоко над уровнем моря, разреженный воздух уменьшает эффективность моторов, заставляя вносить серьезные изменения в привычную картографию двигателя.

Время прощаться

Гонка в Бразилии завершит сразу несколько значимых эпопей. Марк Уэббер завершает длительную карьеру в «Формуле-1» и, разумеется, хочет уйти красиво, выиграв в своей последней гонке. Шанс на это достаточно велик – в руках австралийца будет сильнейшая машина сезона, но этого мало — нужно превзойти неудержимого напарника, и Себастьян Феттель явно не намерен заниматься благотворительностью и прерывать победную серию. В воскресенье состоится последнее сражение Марка и Себа — и для Уэббера будет важно выиграть его.

Фелипе Масса тоже завершает свои выступления, но не в «Формуле-1», а только в «Феррари». После многих лет сотрудничества время бразильца в Скудерии подошло к концу, и теперь осталось только порадовать родные трибуны, последний раз появившись перед ними в красном комбинезоне. Скорость «Феррари» вряд ли позволит Массе добраться до подиума, однако бразилец у себя дома почти всегда был хорош, потому стоит ожидать от Фелипе прыжка выше головы.

А еще этот Гран-при Бразилии станет последним в истории моторов V8. Без всяких скидок, можно сказать об уходе целой эпохи в истории «Формулы-1» – в следующем году все будет по-другому. По крайней мере ставший таким привычным рев атмосферной «восьмерки» сменится на… на другой звук, моторы оснастятся турбонаддувом, количество цилиндров уменьшится до шести, технический регламент, расстановка сил, внешний вид болидов, ход гонок и многое другое наверняка претерпят изменения. Но это все потом, в марте, а сейчас просто в последний раз посмотрим и послушаем ныненщнюю «Формулу-1», запечатлеем в памяти уходящую эпоху и будем с замиранием сердца ждать перемен и их плодов.

Остатки интриги

Что еще осталось делить в этом сезоне? Ответ — призовые в Кубке конструкторов. «Мерседес», «Феррари» и «Лотус» продолжают грызться за второе место и солидные дополнительные деньги от ФОМ. За «Мерседес» говорит очковый отрыв и вроде бы решивший свои проблемы Хэмилтон, Скудерия рассчитывает на традиционно успешное выступление на «Интерлагосе», команде из Энстоуна же нужно уповать на отличную скорость болида и набравшего феноменальную форму Ромена Грожана. С большой долей вероятности можно утверждать, что по итогам гонки в общем зачете сохранится статус-кво, однако бразильская гонка не раз преподносила сюрпризы, и, возможно, даже отставший «Лотус» рано списывать со счетов.

Есть еще один человек, способный серьезно удивить во время Гран-при Бразилии, и это, разумеется, Нико Хюлькенберг

Есть еще один человек, способный серьезно удивить во время Гран-при Бразилии, и это, разумеется, Нико Хюлькенберг. Немец выступал на «Интерлагосе» дважды и оба раза он приковывал к себе наибольшее внимание — в 2010 году Нико пошел на риск в квалификации, выехав на сликах на подсыхающую трассу и сенсационно взял поул, привезя Себастьяну Феттелю более секунды! А в прошлом году Хюлькенберг вовсе едва не выиграл – помешала собственная ошибка в борьбе с Хэмилтоном, закончившаяся столкновением и штрафом для Нико. Наверняка молодой немец снова будет одной из самых заметных фигур этапа.

«Формула-1.ру»

Даниил Квят выедет на трассу во время первой свободной практики — на этот раз молодой россиянин заменит Даниэля Риккардо. Остается надеяться, что на этот раз никаких проблем с вертолетами у организаторов этапа не возникнет и Квят получит полноценную возможность потренироваться — в следующий раз Даниил примет участие в гоночной сессии уже в статусе боевого гонщика.

«Марусе» остался последний шаг для сохранения десятой строчки в Кубке конструкторов — если главные конкуренты из «Катерхэма» не смогут финишировать выше четырнадцатого места, то российская команда получит призовые деньги от организаторов, которые явно станут серьезным подспорьем для небогатого коллектива. Жюль Бьянки и Макс Чилтон определенно последними должны быть заинтересованы в дожде по ходу гонки — чем меньше сюрпризов и сходов среди соперников, тем лучше для «Маруси».

Взгляд в прошлое: Гран-при Бразилии 2003 года

Гонка десятилетней давности стала одной из самых запоминающихся в новейшей истории Больших призов. Дождь лил как из ведра и стал причиной массы ошибок и вылетов, Бернд Майлендер вынужден был не один раз выводить на трассу автомобиль безопасности. По трассе текли натуральные реки, а во время прохождения Curva do Sol пилоты практически плыли, так как поворот был буквально целиком залит водой. Шесть гонщиков, включая Михаэля Шумахера, разбили болиды в этом повороте, не справившись с аквапланированием!

Борьба за победу в той гонке складывалась весьма драматично — великолепный шанс наконец выиграть домашний Гран-при имел Рубенс Баррикелло, сумев выйти на первую позицию после ошибки Дэвида Култхарда, но пролидировать бразильцу удалось всего пару кругов — у красного болида закончилось топливо! После его схода, а также планового пит-стопа Култхарда битву за первое место повели Кими Райкконен и Джанкарло Физикелла — итальянец выбрал так называемую «бензовозную» тактику и в условиях частых сейфти-каров не сильно отставал от более легких машин, ехал все быстрее и быстрее и стремительно догонял лидирующего Райкконена.

Трассу усыпали обломки, испанца отправили в больницу, а гонку прервали, и именно в тот момент Физико поехал в боксы, причем уже на пит-лейн на машине итальянца загорелся мотор!

Развязка наступила стремительно — в то самое время как Физикелла проводил обгон Кими, в последнем повороте Марк Уэббер разбил свой «Ягуар» и вызвал очередной сейфти-кар. Несколькими мгновениями позже Фернандо Алонсо на полном ходу влетел в отлетевшее колесо болида Марка и отправился в отбойник, буквально уничтожив как свой «Рено», так и барьер безопасности. Трассу усыпали обломки, самого испанца отправили в больницу, а гонку прервали, и именно в тот момент Физико поехал в боксы, причем уже на пит-лейн на машине итальянца загорелся мотор! Победа сначала досталась Кими Райкконену, но как выяснилось, ошибочно — Джанкарло на последнем пройденном круге оставался лидером, и виктория справедливо ушла к нему, став первой в карьере для Физикеллы, и последней для его команды «Джордан»...

Цифры этапа

4 309 метров — длина круга автодрома. Это самый короткий трек в календаре «Формулы-1» после трассы в Монако.

205 км/час — средняя скорость прохождения круга в гонке.

750 метров — высота расположения автодрома над уровнем моря.

13 из 25 гонок на трассе «Интерлагос» выиграл гонщик, ставший чемпионом мира в тот год.

6 раз чемпион мира определялся на автодроме в Сан-Паулу.

6 побед в Гран-при Бразилии одержал Ален Прост. Лишь одну из них — на «Интерлагосе».

Погода

Во время заездов в Сан-Паулу частенько льет дождь — это особенность влажного бразильского этапа, и редко все сессии уик-энда обходятся без осадков. В этот же раз синоптики обещают дожди во все дни проведения Гран-при — в этом сезоне было немного дождевых этапов, посмотрим, устроит ли погода сюрприз напоследок.

Цитаты

Фелипе Масса: «Хочется, чтобы меня запомнили как человека, ставшего важным компонентом команды «Феррари». Вместе мы пережили множество замечательных моментов, выигрывали гонки и титулы. Были у нас и тяжелые времена. Я горжусь тем, что стал частью истории «Феррари».

Серхио Перес: «В последней гонке за «Макларен» у меня появится еще одна возможность продемонстрировать свои способности в преддверии зимнего перерыва. Я люблю «Интерлагос», потому что это настоящая гоночная трасса. На ней ты можешь атаковать на протяжении всего круга. Каждый круг – это новый вызов, когда ты гоняешься по этой трассы, то испытываешь чувство трепета».

Льюис Хэмилтон: «Сложно поверить, что это будет последняя гонка моего первого сезона в «Мерседесе» – год просто пролетел. Мы знаем, чего должны добиться в Сан-Паулу, и все очень хотят провести хороший уик-энд и занять второе место в Кубке конструкторов».

Дженсон Баттон: «Сезон складывается непросто, и нам нелегко отправляться в Сан-Паулу с мыслью, что команда не выиграла ни одной гонки с прошлогоднего Гран-при Бразилии, но это обстоятельство заставляет меня еще больше стремиться к завершению чемпионата на высокой ноте».

Лука ди Монтеземоло: «Я очень рад будущим переменам в регламенте, поскольку мне не нравится «Формула-1», в которой решающую роль играет аэродинамика – сейчас от нее зависит 80 процентов эффективности машины. Мы строим машины, а не самолеты!»

Марк Уэббер: «Я готов к этому Гран-при и с нетерпением жду открытия новой главы своего будущего. Чувствую, что огонь во мне угас и потому это правильное время для завершения карьеры. Осталась еще одна гонка, и мы покажем очень хорошее выступление – уверен, что я способен на это в Бразилии».

Интерактивная карта «Интерлагоса»

Марк Уэббер: «Нужно уметь расставаться с тем, что тебе дорого»

15 самых успешных гонщиков 2013 года