Техасское родео. Что нужно знать о Гран-при США
Отношения «Формулы-1» и США во все времена были сложными, американские болельщики никогда не относились к Большим призам как к священной корове, зачастую отдавая предпочтения NASCAR, «Индикару», CART. Потому и Гран-при на территории Штатов где только не проводили — от Индианаполиса до улиц Финикса и Лас-Вегаса, но сколь-либо долго продержаться в календаре и стать классикой не удалось практически ни одному американскому автодрому. Удивительно, но «Трасса Америк» в Остине стала уже десятой попыткой наконец прописать «Формулу-1» в США всерьез и надолго.
Герман Тильке в этот раз постарался на славу, использовав в проектировании автодрома известные кусочки других известных треков — некоторые участки «Трассы Америк» воспроизводят стадионную секцию «Хоккенхаймринга», знаменитые «Maggots-Becketts-Chapel» «Сильверстоуна», первый поворот, который является слепым и где трасса идет на подъем явно навеян похожим первым виражом Шпильберга, а скучающие по канувшему в небытие «Истанбул-Парку» будут рады увидеть точную копию восьмого поворота турецкой трассы. Таким образом, автодром в Остине как будто собран из разных деталей, как детский конструктор. Трасса предоставляет возможности для обгона, чему способствует намеренное расширение дорожного полотна в зонах поворотов — гонщики здесь действительно могут пробовать разные траектории. Также естественный ландшафт местности обеспечивает треку в Остине большой перепад высот. А на ТВ-картинке сравнительно новый автодром выделяется огромной смотровой башней в центре трассы — можно позавидовать тем счастливчикам, которым выпадет шанс созерцать Гран-при США с высоты птичьего полета!
Первые после чемпионов
Борьба за титул уже окончена, а вот битва за второе место в Кубке конструкторов в самом разгаре. И очень вероятно, что после гонки в США из участия в ней окончательно вылетит «Лотус». Темп болида скорее всего позволил бы конюшне из Энстоуна навязать борьбу «Феррари» и «Мерседесу» на двух последних этапах, но лидер команды Кими Райкконен решил больше внимания уделить своему здоровью, чему наверняка способствовала усталость финна от невыполнения руководством команды своих обязательств и длительное отсутствие зарплаты. Как бы то ни было, Айсмен концовку сезона пропускает и ставит коллектив Эрика Булье в трудную ситуацию.
Французу не удалось договориться с Нико Хюлькенбергом об участии немца в двух последних гонках, и спасать ситуацию после досрочного ухода Кими предстоит еще одному финну. То, как себя проявит Хейкки Ковалайнен на фоне Ромена Грожана в условиях работы фактически «с листа», будет одной из главных интриг предстоящего этапа. И если от Хейкки вряд ли будут ждать высоких результатов, то Грожану кровь из носу теперь нужно добиваться превосходства над новым напарником. Эрик Булье уже не раз решительно менял своих пилотов, и возможный проигрыш не имеющему наката в этом году Ковалайнену вполне может стать фатальным для французского гонщика.
«Мерседес» же явно в неплохой форме — Нико Росберг приезжал на подиум в двух последних гонках, а Льюис Хэмилтон на правах победителя пока единственной гонки в Остине явно настроен если не повторить прошлогоднее достижение, то хотя бы достичь последних успехов напарника. Техасский автодром должен вполне подойти болиду команды из Бракли.
Фернандо Алонсо, вопреки слухам, не имеет серьезных проблем со здоровьем после инцидента в предыдущей гонке и готов выступить на Гран-при США, хотя на последних этапах его преследовали неудачи. Машине Скудерии в конце чемпионата явно не хватает скорости, чтобы претендовать на что-то серьезное, и испанцу вместе с Фелипе Массой приходится рассчитывать на неудачи конкурентов, чтобы достать «Мерседес» в Кубке Конструкторов – вряд ли в Остине с красными болидами произойдет волшебное преображение.
Битва на пределе
На рынке пилотов все еще сохраняется запутанная ситуация — команды-лидеры, не определившиеся до сих пор с составом пилотов, держат весь остальной рынок, оставляя многих гонщиков в подвешенном состоянии и с туманным будущим. По-прежнему непонятно, где в следующем году окажется Нико Хюлькенберг, кому достанется Пастор Мальдонадо и венесуэльские миллионы, а последние вести из «Макларена» рисуют грустные перспективы для Серхио Переса — дни мексиканца в команде сочтены, и пилотировать болид британской команды в следующем году будет сверхталантливый Кевин Магнуссен.
Чеко остается только посочувствовать, но сезон еще не окончен, и где, как не в Остине Пересу набирать вистов для своей репутации. Учитывая близость Техаса к Мексике, для Серхио предстоящий этап станет фактически домашним. Перед мексиканским пилотом маячит перспектива остаться без команды на следующий сезон, поэтому стоит ожидать от него особого рвения. В общем, Чеко обязан не дать заскучать болельщикам. Скоростной характер автодрома может сыграть на руку «Макларену», чья форма в этом году оставляет желать лучшего, и если проблемы команды со сцеплением с трассой не повторятся, конюшня из Уокинга должна набрать очки.
Как всегда, интриги в предстоящий Гран-при добавляют шины — износ резины на «Трассе Америк» обещает быть очень высоким, и меньше двух пит-стопов ожидать вряд ли стоит, даже при том, что «Пирелли» привезли жесткую пару составов — «медиум» и «хард». Высокоскоростные повороты вкупе с теплой техасской погодой обеспечат серьезное испытание продукции итальянских шинников, а инженерам команд — очередную головную боль. Следует ожидать разнообразия тактик от гонщиков, а бережливые болиды вроде «Лотуса» должны получить преимущество в гонке.
«Формула-1.ру»
Новоявленный чемпион GP3 Даниил Квят провел тесты за рулем болида «Торо Россо» 2011 года на итальянской трассе в Мизано и преодолел последний препон на пути к «Формуле-1». Российский гонщик проехал 300 км и заработал суперлицензию, наличие которой позволит Даниилу получить немного опыта за рулем боевой машины «Формулы-1» уже в этом году — Квят заменит Жана-Эрика Верня во время первой свободной практики на трассе в Остине, с чем Даниила можно только поздравить.
Российская команда «Маруся» надеется и после Гран-при США удержать десятое место в Кубке конструкторов, которое принесет ей призовые деньги от организаторов чемпионата, а спортивный директор команда Грэм Лоудон рассказал прессе, что скорее всего команда сохранит состав пилотов на следующий сезон — Жюль Бьянки уже подвтержден, и возможно, Макс Чилтон также может вздохнуть с облегчением.
Взгляд в прошлое: Гран-при США 2005 года
Трасса в Остине пока насчитывает только одну гонку — прошлогоднюю, а вот Гран-при США имеет богатые традиции. И один из этапов однозначно входит в число самых странных в истории «Формулы-1». Речь, конечно же, о Гран-при 2005 года на трассе «Индианаполис Мотор Спидвей», вписавшим свое имя в историю благодаря грандиозному шинному скандалу.
«Мишлен» привез в Индианаполис бракованную партию шин, которые не выдерживали высокие нагрузки в бэнкинге. Семь из десяти команд являлись клиентами французских шинников, и из соображений безопасности отказались выступать в гонке — после прогревочного круга 14 болидов отправились в боксы. На стартовой решетке остались только машины «Феррари», «Джордана» и «Минарди» – трех клиентов «Бриджстоуна». После этого зрелищной гонка стать не могла — разница в уровне участвующих команд была слишком велика. Под свист и улюлюканье недовольных трибун Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло без проблем довели гонку, в которой так и не произошло ни единого обгона, до победного дубля Скудерии, а третьим стал Тьягу Монтейру за рулем «Джордана». Пилоты «Феррари», прекрасно понимая цену этого триумфа, тихо забрали призы и удалились, оставив радостного португальца праздновать свой неожиданный успех в одиночку...
Цифры этапа
10 трасс принимало этапы «Формулы-1» на территории США
5 Гран-при США выиграл рекордсмен по победам на этом этапе Михаэль Шумахер. Все победы были одержаны на треке в Индианаполисе
200 км/ч — средняя скорость прохождения круга на «Трассе Америк»
41 метр — перепад высот между самой низшей и наивысшей точкой(зона первого поворота)
76,5 метров — высота смотровой башни в центре автодрома
Погода
Техасский климат засушлив и не балует дождями, но в этот уик-энд погода вполне может разнообразить течение Гран-при — по крайней мере, синоптики обещают осадки во время квалификации, есть небольшая вероятность дождя и в воскресенье.
Цитаты
Серхио Перес: «Это самый разочаровывающий сезон в моей карьере. Вероятно, это худший сезон в истории «Макларена». Я очень разочарован.
Не сомневаюсь, что «Макларен» – великая команда, и у нее очень талантливые сотрудники, но мне кажется, ей не хватило организованности и в каком-то смысле способности смириться с тем, что происходит».
Марк Уэббер: «В Остине построили невероятную гоночную трассу, она хорошо выглядит на бумаге, и в жизни совпадает с ожиданиями. Она стимулирует вас атаковать, потому что там есть несколько отличных скоростных поворотов и интересных мест с перепадом высот».
Нико Хюлькенберг: «Остин нравится всем в «Формуле-1», и мне он тоже нравится. Организаторы Гран-при фантастически поработали, а мы чувствуем себя там желанными».
Мартин Уитмарш: «Впереди очень важный уик-энд для Серхио, поскольку Гран-при станет ближайшим к его дому в Мексике. Он взволнован в ожидании встречи со своими соотечественниками, которые будут пристально следить за его выступлением и поддержат его. Я не сомневаюсь, что он достойно отблагодарит их выступлением на трассе».
Лука ди Монтеземоло: «Рад видеть, что Фернандо так стремится отдать всего себя, даже когда он находится не в своих лучших кондициях. Это демонстрирует его приверженность к команде. И я уверен, что это будет дополнительным стимулом для всей команды в усилиях завершить сезон как можно лучше».
Жерар Лопес: «Желаю Кими скорейшего выздоровления. Должен признать, что необходимость в операции возникла в очень неудачное и неудобное для «Лотуса» время. Однако я прекрасно понимаю, в каком спорте мы участвуем».