Итоги первой половины сезона «Формулы-1». «Уильямс», «Маруся», «Катерхэм»
Кубок конструкторов – 11 место (0 очков) Шарль Пик – 20 место (0 очков) Гидо ван дер Гарде – 21 место (0 очков)
Окинув взглядом прошлогодний чемпионат, руководство малазийской конюшни призадумалось: несмотря на активное развитие болида, Хейкки Ковалайнен и Виталий Петров не заработали ни одного очка. При этом к самим пилотам претензий не было – просто огромное отставание от соперников команде со скромным бюджетом быстро отыграть сложно, поскольку конкуренты не стоят на месте.
«Так зачем нам опытные гонщики и нужно ли дорабатывать болид в последний год нынешнего регламента «Ф-1»? Может, лучше набрать парней с деньгами, подкрасить прошлогоднюю машинку, улучшить ее надежность, а все силы пустить на сезон-2014?» – наверняка так спросил у Тони Фернандеса руководитель конюшни Сириль Абитебуль.
В таком подходе есть смысл: усади за руль «крокодила» хоть Фернандо Алонсо, шанс, что он начнет регулярно зарабатывать очки, все равно останется ничтожным. И даже если гонщику разок повезет и он заработает очко, пробиться выше 10 места в Кубке конструкторов все равно не получится, ведь опытные коллективы как правило не ограничиваются одним-двумя баллами в командном зачете.
Однако после двух провальных гонок «Катерхэм» резко сменил курс – и не стоит верить словам руководства о том, что все так и было задумано. Сложно представить, что конюшня изначально планировала ничего с машиной не делать, и заняться ее улучшением лишь спустя несколько Гран-при (а также параллельно работать над новым проектом). Куда целесообразнее было активно потрудиться над CT03 перед началом и на старте первенства, подключить к доводке опытного гонщика, и только затем переключаться на 2014 год.
Какими бы ни были настоящие планы, задачу догнать разогнавшуюся «Марусю» малазийская команда выполнила: после серии модернизаций болида на европейских этапах, а также благодаря ценным советам Хейкки Ковалайнена «Катерхэм» наконец-то начал опережать англо-российскую конюшню в квалификациях и гонках, хотя в Кубке конструкторов после десяти гонок «зеленые» по-прежнему позади.
Во второй части сезона-2013 и «Катерхэм», и «Маруся» вряд ли будут заниматься развитием текущих машин, и это означает, что в оставшихся гонках малазийская команда будет чаще финишировать впереди. Впрочем, судьбу 10-го места и кучи причитающихся за него денег все равно определит случай: добраться к финишу выше 13-й позиции можно только в случае многочисленных сходов более быстрых машин в какой-нибудь необычной гонке чемпионата.
Кубок конструкторов – 10 место (0 очков) Жюль Бьянки – 19 место (0 очков) Макс Чилтон – 22 место (0 очков)
Как и «Катерхэм», «Маруся» тоже полностью сменила состав пилотов – вместо ушедшего к конкурентам Шарля Пика был взят Макс Чилтон, а на смену опытному Тимо Глоку коллектив подыскал замену в виде бразильца Луиса Разии. К счастью, финансовые проблемы последнего уберегли англо-российскую конюшню от серьезной ошибки – Разиа так и не нашел денег на выступления в «Ф-1», и в последний момент его место досталось участнику Академии «Феррари» Жюлю Бьянки.
Молодой француз стал настоящим открытием – его скорость, зрелость и обратная связь помогли «Марусе» добиться хороших результатов, и именно благодаря 13-му месту гонщика в Малайзии команда из Банбери в настоящий момент опережает «Катерхэм» в Кубке конструкторов.
Хорошая предсезонная подготовка и прогресс в первых гонках позволяли долгое время опережать главных конкурентов, однако по ходу чемпионата «Маруся» упустила инициативу. Учитывая, что конюшня потихоньку смещает фокус на подготовку к новому сезону, это не страшно, а вот уход технического директора Пэта Симондза стал настоящим ударом: англичанин оптимизировал работу коллектива и помог ему добиться прогресса, однако устал бороться с типичными проблемами аутсайдера и предпочел работу в «Уильямсе».
Впрочем, несмотря на потерю, перспективы у англо-российской команды отнюдь не туманные. В следующем году техническим партнером «Маруси» станет «Феррари», и с моторами итальянской компании, а также благодаря сотрудничеству с «Маклареном» со временем можно будет дотянуться до очков. Нужны лишь грамотные специалисты на ключевых постах – такие как Симондз, – и тогда все получится.
В нынешнем сезоне, несмотря на отставание в гонках, еще ничего не решено. Борьба с «Катерхэмом» будет идти до последнего этапа, и особенно важными станут Гран-при Сингапура и Бразилии: азиатский Гран-при окажется настоящим испытанием для техники и пилотов, а заключительная гонка сезона пройдет на коротком кольце, где у аутсайдеров появится шанс зацепиться за хвост основной группы и при благоприятном стечении обстоятельств побороться за места близ очковой зоны.
Кубок конструкторов – 9 место (1 очко)Пастор Мальдонадо – 16 место (1 очко)Валттери Боттас – 17 место (0 очков)
Мало кто ожидал, что после победы Мальдонадо в прошлом году в Барселоне, а также регулярных финишей в очках конюшня из Гроува провалит первую половину сезона-2013. Новая машина FW35 оказалась, по словам гонщиков, «неуправляемой» – совершенно несбалансированной и нестабильной на торможениях, в поворотах и на разгонах.
Команда потратила много времени на устранение главного недостатка болида – нехватки прижимной силы, – но все проблемы так и не решила: в гонках «Уильямсу» удалось добиться стабильного темпа, однако в квалификациях FW35 по-прежнему не хватает скорости на одном быстром круге.
Редкий случай, но к гонщикам конюшни никаких вопросов в этом году нет. За исключением Гран-при Австралии Пастор Мальдонадо проводит очень хороший сезон: венесуэлец не ввязывается в контактную борьбу на трассе и очень стабилен, несмотря на то, что машина не подходит его гоночному стилю. Валттери Боттас впечатлил еще сильнее: по пилотажу финна трудно сказать, что он – новичок чемпионата мира, а квалификация в Монреале и вовсе показала, что Боттас может стать звездой в «Ф-1», если в его распоряжении окажется хорошая техника.
Ответственность за слабую форму команды в гонках взял на себя Майк Кофлэн, и покинул пост технического директора. Однако потерей этот уход назвать сложно – на место Кофлэна в команду приходит Пэт Симондз, бывший главный инженер «Рено» и технический директор «Маруси». С ним, а также с «Мерседесом» (с которым «Уильямс» начнет работать в 2014 году) коллектив из Гроува связывает большие надежды, но ожидать серьезных изменений раньше нового года не стоит – конюшне необходимо время для небольшой перестройки.
После Венгрии британской команде следовало бы сосредоточиться на подготовке к сезону-2014, но скромное финансовое положение вынуждает ее продолжать борьбу в Кубке конструкторов. Вряд ли «Уильямс» дотянется до «Торо Россо», но потягаться с «Заубером» за восьмое место вполне способен.
Фото: Fotobank/Getty Images/Rainer W. Schlegelmilch; REUTERS/Bernadett Szabo; Fotobank/Getty Images/Vladimir Rys Photography
10 лучших обгонов в первой половине сезона «Формулы-1»
Как больно видеть славную команду в таком унылом обществе.