Фальстарт. Как сорвалась первая квалификация сезона «Формулы-1»
Как пелось в одной некогда популярной занудной песне: «важней всего погода в доме». Конечно, песня эта совсем не про погоду, но в случае «Формулы-1» подобное утверждение очень даже подходит: зимние тесты оказались скомканными и непонятными именно из-за неприятных для команд метеоусловий, а первая же квалификация сезона и вовсе прекратилась, едва успев начаться – дождь сорвал праздник болельщиков, истосковавшихся по гонкам.
Виновниками невнятного завершения субботнего дня в Мельбурне стали не только сильные осадки и ветер, но и подобравшаяся к австралийскому городу темнота – вполне логичное природное явление, которое наступает после захода солнца. Кто-то, впрочем, считает, что настоящей причиной провала является Берни Экклстоун, заставивший пару лет назад промоутеров Гран-при Австралии перенести старт заездов на вечернее время, однако надо помнить, что англичанин как раз больше всего переживает за нас с вами, зрителей (конечно, на самом деле за рейтинги и прибыль, но все это связано между собой), и именно потому гоночные события в «Альберт-парке» подогнаны по времени для европейских болельщиков.
Можно пойти еще дальше и обвинить местные власти в том, что они не хотят устанавливать специальное освещение вокруг трассы – в таком случае квалификацию можно проводить хоть ночью, – однако нежелание промоутеров тратить деньги на софиты тоже объясняемое: устанавливать дорогостоящее оборудование ради трех гоночных дней в году – удовольствие слишком сомнительное.
Наконец, можно вновь «наехать» на в ФИА, однако глядя на то, как гонщики усердно разбивали машины в течение тех 20 минут, что они находились на трассе, и поминая все усилия Федерации по повышению безопасности в автоспорте, становится ясно, что тут тоже ругаться смысла нет.
Получилось, что на первом этапе чемпионата просто слишком неудачно легли карты. Подобное бывает, бывало раньше и еще будет происходить в будущем.
Но и огорчение болельщиков тоже понятно: они успели посмотреть первый сегмент, увидели наконец-то долгожданную борьбу и только настроились на самое интересное, как вдруг все закончилось – до свидания, присоединяйтесь к нам завтра в 4 утра по московскому времени!
Между тем, смотреть даже в те короткие двадцать минут было что! С самого начала гонщики один за другим стремились превзойти друг друга, причем не только по времени прохождения круга, но и по эффектности аварий. Кто-то, как Хэмилтон, лишь развернул болид и легонько задел отбойники, кто-то, как Уэббер или Мальдонадо – весело разъезжал по зеленой травке, а кто-то, как Масса – проводил крэш-тесты. Фелипе, впрочем, повезло, что Скудерия по традиции строит в Маранелло красные танки – несмотря на удар передней частью F138 об ограждение, болид остался жив (просто лишился переднего антикрыла и части носового обтекателя) и даже своим ходом вернулся в боксы.
Однако больше всего досталось новичкам. «Альберт-парк» и в сухую погоду считается сложной для дебютантов трассой – поскольку в младших гоночных сериях этот трек не входит в календарь чемпионата и вести подготовку можно только с помощью компьютерных симуляторов (которые не одно и то же, что и реальность), – а уж в дождь-то, понятное дело, риск попасть в неприятную ситуацию становится гораздо выше.
В результате «отличились» почти все. Гидо ван дер Гарде и Макс Чилтон крутились как волчки, и даже второгодка Шарль Пик врезался в отбойники. Однако круче всех в плане аварий оказался Эстебан Гутьеррес – после разворота и удара в стену «Заубер» вылетел на середину трассы и замер. Не танк. К счастью, с мексиканцем все в порядке. Не ударил в грязь лицом лишь Валттери Боттас – финн не просто никуда не врезался, но еще и опередил напарника Пастора Мальдонадо (который оказался одним из «счастливчиков», оставшихся за бортом второго сегмента).
Сразу после аварии Гутьерреса наступила смертная скука. Работники трассы долго убирали обломки с дорожного полотна, местные птички облюбовали свободные участки и устроили там посиделки, пилоты выбрались из кокпитов и активно общались с инженерами, а журналисты наперегонки бросились к пирогам в медиа-центре. Лишь умы лучших представителей ФИА продолжали лихорадочно работать – нужно было что-то делать.
Группа людей под управлением старины Чарли Уайтинга внимательно изучала картинку на мониторах, метеорадарах и вглядывалась в небо, которое ничего хорошего не предвещало: дождь шел, на трассе было сыро, а солнце неумолимо садилось за горизонт. Бернду Майлендеру дали отдых, и вместо него по «Альберт-парку» колесил водитель медицинского автомобиля Алан ван дер Мерве. Отчеты, предоставляемые им Федерации, были безрадостными: условия для гонок не подходят.
Руководители команд вовсю раздавали интервью, и с каждой минутой их мнения становились все определеннее: сессию наверняка перенесут на воскресенье. Когда же, наконец, небо стало серо-синим, ФИА вынесла долгожданный, но не слишком желанный многими вердикт о переносе второго и третьего сегментов квалификации. Стоит отметить, что в последний раз подобное происходило в 2010 году на «Сузуке».
Поскольку воскресенье ожидается насыщенным, не совсем понятно, каким образом пройдет остаток сессии. Ходят слухи о том, что вместо 40 минут гонщикам дадут возможность проехать только по одному быстрому кругу в каждом сегменте. Однако точнее все станет известно вечером.
Что касается погоды, то прогноз выглядит оптимистичным – погода должна быть переменной, но без осадков. Конечно, это не совсем здорово с точки зрения возможной интриги, однако явно лучше, чем постоянное ожидание старта заезда. К тому же сухая трасса наверняка расскажет нам гораздо больше о текущей расстановке сил, чем мокрая.
Квалификация к Гран-при Австралии. Как это было
Угроза пальцем. Почему соперники опасаются доминирования «Ред Булл»
Я понимаю, что у дедушки в голове расширение бизнеса – worldwide и всё такое. Ну так тогда должна быть последовательность поступков – никаких временных подстраиваний под Европу. Тогда не будет предзакатных гонок и квалификаций длиной в сутки.
С другой, понятно, что в обозримом будущем львиная доля телезрителей будет в Европе - и тут дело не в интересе к гонкам со стороны народонаселения как таковом, а в его платёжеспособности (не стоит забывать, что Россия одна из немногих стран, где Ф1 показывается по общедоступному телевидению, и это скорее исключение). Если миллиард китайцев захочет смотреть Формулу-1 по ТВ, это всё равно не будет так выгодно, как 50 миллионов европейцев (цифры сейчас беру от балды), просто потому что из этого миллиарда мало кто сможет платить существенные деньги за трансляции.