11 мин.

Итоги первой половины сезона «Формулы-1»: «Маруся», «ХРТ», «Катерхэм»

«Маруся»

Цели

Владелец конюшни Николай Фоменко за словом в карман никогда не лезет, его амбиции просты и понятны:

«Планы на сезон-2012 такие: надеемся на попадание в десятку.

Рассчитываем в следующем году попадать в очки. Подиум… Для этого, думаю, понадобится два-три сезона минимум. Что касается Кубка конструкторов – мы пришли в гонки побеждать, мы идем к этому. Нужно только время.

В 2014 году, когда должен пройти первый Гран-при России в Сочи, будем бороться за то, чтобы попасть на подиум. Мы для этого и работаем».

Следует отметить, что предпосылки для достижения успеха у «Маруси» вроде как имеются. Конюшня заручилась поддержкой «Макларена», а также пригласила на работу опытного Пэта Симондза. В теории сотрудничество с одной из сильнейших команд «Ф-1» и высококлассным специалистом должны сделать российскую команду сильнее и быстрее, вот только нельзя забывать, что огромное отставание от команд из середины пелотона слишком большое: сократить отрыв в несколько секунд на круге за один сезон попросту невозможно – для этого нужны или годы упорной работы, или резкие перемены в техническом регламенте.

Результаты и прогресс

В первой половине сезона-2012 «Маруся» сосредоточилась на переезде и оптимизировала свое положение на карте Великобритании, перебравшись из Шеффилда в Банбери – на новом месте легче найти опытных инженеров с местной городской пропиской, которые чисто из лени не желали ездить каждый день на работу в другой город. Имена этих талантов нам неизвестны, однако «Маруся» возлагает на них большие перспективные надежды.

Машина этого сезона разительно отличается от прошлогодней предшественницы. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, «россияне» пригласили в качестве технического директора Пэта Симондза, опытного и талантливого инженера, ранее отлученного от «Формулы-1» по нашумевшему «делу «Рено». Опыт Пэта в организации процессов на базе и на трассе принес свои плоды.

Во-вторых, начиная с этого года, команда заключила соглашение с «Маклареном» об использовании производственных мощностей в Уокинге, таких как аэродинамический тоннель, гоночный симулятор, вычислительный центр и автоклав. Встречно, «Макларен» трудоустроил в «Марусе» часть своего инженерного персонала, обойдя ограничение на количество сотрудников и операционные затраты на их зарплату. Надо сказать, соглашение с одной из самых успешных команд внесло свою лепту в создании удачной базовой машины и ее модернизации по ходу сезона. Так, к примеру, к европейской фазе сезона команда подготовила переработанную заднюю часть болида, а на Гран-при Великобритании дебютировал новый носовой обтекатель и переднее крыло. Однако, несмотря на новинки, машине все же не хватает скорости и стабильности, чтобы бороться не только с середняками, но и с «Катерхэмом». Из хороших новостей, которые «преследуют» «Марусю» в течение первой половины сезона, можно упомянуть регулярные победы над «ХРТ», также использующими двигатели «Косуорт», а также столь же впечатляющие по скорости пит-стопы, как и пит-стопы «Макларена».

Пилоты

В напарники к бессменному лидеру команды Тимо Глоку в этом году присоединился Шарль Пик. Поначалу казалось, что молодого француза ждет та же участь, что и его предшественников – Лукаса ди Грасси и Жерома д’Амброзио, проигрывавших в битве с немцем, – ведь к началу чемпионата у Шарля практически не было опыта пилотирования болида «Формулы-1». И все же, несмотря на несколько неудачных выступлений, Пик серьезно прибавил в скорости и привлек к себе внимание специалистов. В квалификациях француз пока уступает со счетом 6-5, да и в гонках, где обе «Маруси» добирались до финиша, тоже еще не вырвался вперед, однако последние Гран-при Пик провел выше всяких похвал и уверенно опередил более опытного конкурента за место под солнцем.

Говорить о возможной перемене отношения команды к пилотам еще рано – Пик хоть и удивляет руководство прогрессом и быстрым пониманием технических моментов, не всегда стабилен, а Глок в свою очередь, даже в провальных Гран-при обеспечивает инженеров огромным пластом важной информации, которую не способен грамотно преподнести напарник.

Но если во второй части сезона Шарль полностью затмит Тимо, в составе пилотов «Маруси» на сезон-2013 могут возникнуть сюрпризы.

Лучшая и худшая гонки

Из лучших гонок сезона можно упомянуть австралийский этап, в ходе которого из-за сходов основных конкурентов Глок смог финишировать 14-м. Этот результат позволял рассчитывать по итогам сезона на 10-е место в Кубке конструкторов, при условии, что «Катерхэм» и «ХРТ» не смогут показать лучший или аналогичный результат.

Худшая гонка для конюшни прошла в Монако, где пилот «Катерхэма» все же финишировал 13-м, а Глок смог добраться вновь только до 14-го места в итоговой классификации.

«ХРТ»

Цели

Испанская конюшня, выступающая в «Формуле-1» уже третий год, по-прежнему ставит перед собой самые скромные цели: выжить, подготовить новый болид к первой гонке и попытаться навязать соперникам хоть какую-нибудь борьбу.

Столь простой набор задач – по сравнению с конкурентами, – разумеется, связан с бедственным положением конюшни. При подготовке к сезону-2012 «ХРТ» находилась в разобранном состоянии: из технического департамента регулярно уходили редкие ценные кадры, а остальной персонал долгое время жил «на чемоданах» – владельцы маленькой команды готовились к переезду.

При небольшом бюджете (около 80-90 млн долларов) и отсутствии высококлассных специалистов и гонщиков замахнуться на что-то серьезное в «ХРТ» явно не смели.

Результаты и прогресс

Стабильно тяжелое финансовое положение и медленная работа технического и производственного отделов привели к тому, что новый болид выехал на трассу только после предсезонных тестов, а первый Гран-при 2012 года для Педро де ла Росы и Нараина Картикеяна закончился сразу после квалификации.

Но, несмотря на явную нехватку скорости, у болида F112 обнаружилось одно достоинство – простота. Базу новой модели закладывал еще Джефф Уиллис, предпочитающий вести работу с техникой по принципу «от простого – к сложному», поэтому сменщикам англичанина оставалось лишь придерживаться философии бывшего технического директора испанского коллектива.

Кстати, глядя на болид «ХРТ», становится ясно, почему пути команды и Уиллиса разошлись: по хорошему, F112 в своем первозданном виде должна была появиться на трассе не позднее первых предсезонных тестов. После этих испытаний Джефф и его помощники скорректировали бы работу над аэродинамическими обновлениями и уже к началу первенства серьезно бы улучшили машину. Однако, похоже, у владельцев коллектива были совсем другие планы (связанные, главным образом, с нежеланием тратить деньги и нанимать новых специалистов), и в результате все процессы по производству болида сильно затянулись.

Продолжить дело Уиллиса в команде не смогли, но и фундамент, к счастью, не разрушили – достаточно надежная техника (лишь три схода по техническим причинам; мелкие поломки – не в счет) позволила пилотам «ХРТ» регулярно финишировать в гонках.

По факту, спустя полгода, команда по-прежнему борется за выживание. В этих условиях в дело идет и ремонт сломанных крыльев, и риск при разработке стратегии. То есть все то, что позволит испанцам хоть каким-то чудом подняться с последнего места в чемпионате. Из важных вестей можно выделить разве что переезд на новую базу в Мадриде и скромные надежды на то, что большие помещения и масса оборудования помогут в будущем. Однако стоит посмотреть в глаза реальности – Испания это далеко не родина мирового автоспорта. Хорошие английские, итальянские и немецкие специалисты вряд ли поедут в страну с непростым экономическим положением и в коллектив с непонятным будущим. Объективно, ждать серьезного улучшения результатов от «ХРТ» не стоит.

Пилоты

В сезоне-2012 в линейке пилотов команды-аутсайдера представлена классическая связка: опытный и финансово обеспеченный гонщики.

Роль лидера досталась Педро де ла Росе, который мало того, что испанец, так еще и человек, в свое время поработавший в «Макларене». В том, что Педро будет опережать индийца Нараина Картикеяна – чье главное достоинство спрятано в спонсорском пакете, – сомневаться не приходилось. И результаты говорят сами за себя: де ла Роса главенствует как в квалификациях, так и в гонках – во всех совместных финишах более высокие результаты на счету испанского спортсмена.

Однако, что удивительно, лучшего для команды результата смог добиться именно Картикеян – 15-е место на Гран-при Монако (болид де ла Росы в той гонке получил в зад от Пастора Мальдонадо в первом повороте).

Лучшая и худшая гонки

Команда провела два неплохих Гран-при, требующих упоминания. По ходу гонки в Малайзии до остановки заезда из-за ливня Нараин «огурец» Картикеян ехал на 10-м месте («ХРТ» предпочла для него дождевые шины), когда соперники переоделись только в промежуточные. Однако дальнейшие события стали для пилота и команды кошмаром: Сначала механики не успели до рестарта покинуть стартовое поле, а затем Дженсон Баттон «боднул» машину индуса, не справившись с управлением.

На Гран-при Монако все тот же Картикеян добрался до финиша 15-м, обойдя в итоговом протоколе все того же Баттона.

Все остальные Гран-при можно смело записать в список провальных, однако сами испанцы наверняка назовут худшим моментом не допуск к старту в Австралии.

«Катерхэм»

Цели

Глядя на проблемы «Маруси» и «ХРТ», еще до начала сезона можно было предположить, что конюшня Тони Фернандеса и на третий год окажется сильнейшей в группе аутсайдеров. Вопрос заключался лишь в том, сумеет ли «Катерхэм» заработать первые очки?

Среди молодых коллективов «Катерхэм», пожалуй, наиболее финансово устойчив – промышленная группа Фернандеса позволяет гибко подходить к нуждам каждого подразделения. Но, несмотря на наличие средств, их расходование на содержание команды и модернизацию весьма эффективны – в частности, многие элементы аэродинамики работают многократно: сломанные стойки крыла сажаются на заклепки, детали корпуса – склеиваются и их эксплуатация продолжается дальше.

Важной вехой в развитии конюшни стал переезд на единую базу для команд «Формулы-1», GP2 и разработчиков дорожных машин в Лифилде. Это позволит задействовать дополнительные ресурсы вне штата команды «Формулы-1». Эта передислокация ставит своей целью оказаться поближе к центру автоспортивного машиностроения, с большой доступностью конкурентных местных туземцев-инженеров.

Вот как обозначил позиции конюшни сам малайский бизнесмен:

«В нашем первом сезоне задачей было просто финишировать на десятом месте – учитывая, что команда создавалась практически с нуля, достижение стало для нас великолепным результатом. Целью на второй сезон стало укрепление командных позиций в первой десятке и продолжение работы по развитию. В третьем сезоне уже стало ясно, что нам удалось существенно сократить отрыв от более опытных и быстрых команд, однако впереди нас ждет еще очень много работы».

Результаты и прогресс

Машина этого года создавалась под управлением нового технического директора Марка Смита. «Катерхэм» отлично справился с намеченной программой предсезонной доводки автомобиля и уже в Австралии выглядел очень хорошо в квалификации, однако в гонке обе машины сошли (рулевое управление). Кстати, для Хейкки Ковалайнена это был единственный сход, а для Петрова – первый из двух по вине техники (в Великобритании он не стартовал). По части надежности коллектив Тони Фернандеса в этом сезоне вплотную приблизился к стандартам «Ф-1».

В мае к коллективу разработчиков присоединился аэродинамик Джон Айли, под руководством которого за короткое время команда комплексно модернизировала аэродинамический обвес машины и представила его уже на тестах в Муджелло. В задней части появился узкий и длинный тоннель в стиле «Ред Булл», а на переднем крыле изменились торцевые пластины и рассекатели, отводящие поток воздуха от колес. Этот пакет обновлений дебютировал на Гран-при Великобритании.

Результаты кропотливой работы на базе и на трассе не заставили себя ждать: В Китае Петров стал круговым по отношению к лидирующему Росбергу всего за три круга до финиша; на Гран-при Бахрейна Ковалайнен впервые в этом году попал во второй сегмент квалификации, а по итогам заездов в Монако финн смог финишировать 13-м, отобрав десятую строчку в Кубке конструкторов у «Маруси».

До конца сезона коллективу Тони Фернандеса осталось сделать последний, но очень большой шаг вперед – приехать в призовой группе к финишу.

Пилоты

По разным причинам провести корректное сравнение выступлений Хейкки Ковалайнена и Виталия Петрова довольно сложно. Начнем с того, что финн выступает за «Катерхэм» уже третий сезон, в то время как россиянин лишь осваивается в новом коллективе. Ну а тот факт, что английская команда выступает практически в собственной лиге – не дотягивается до середняков, но и не подпускает к себе других аутсайдеров, – сильно сглаживает разницу между двумя гонщиками.

Например, с точки зрения чистого гоночного темпа Виталий редко проигрывает Хейкки, но зато в квалификациях финн чаще занимает более высокие позиции. До тех пор пока «Катерхэм» ведет борьбу в лучшем случае за выход из третьего сегмента, победы Ковалайнена над Петровым по субботам мало что означают. Более того, существует вероятность, что именно финн израсходует больше резины (если выйдет во второй сегмент) и тем самым осложнит для себя воскресный заезд. Согласитесь, что сегодня нет особой разницы между стартом с 17-й или 19-й позиций.

Но представьте, что произойдет, если конюшня Тони Фернандеса включится в борьбу за очки, то есть, будет подбираться к Топ-10 уже в субботу. В таком случае регулярная разница в 0,2-0,4 секунды на круге между напарникам в условиях очень плотной борьбы окажется гигантской. И когда один из пилотов стартует 11-м, а другой – 16-м, то несложно предугадать, в чью пользу завершится заезд, учитывая почти равный гоночный темп…

Впрочем, до реального прорыва «Катерхэму» пока далеко, и это значит, что у Петрова еще есть время на то, чтобы разобраться со своей слабостью. Возможно, когда россиянин начнет добиваться максимума от KERS, ситуация изменится, но пока нет уверенности, что все субботние неудачи связаны именно с настройками этой системы. В прошлые сезоны россиянин не всегда справлялся с шинным фактором, и эта проблема может оказаться более значимой.

Лучшая и худшая гонки

Лучшей гонкой первой половины сезона для «Катерхэма» стал Гран-при Европы, худшей – Гран-при Австралии.

Фото: Fotobank/Getty Images/Drew Gibson/Vladimir Rys