Необязательные испытания
«Муджелло» – в календарь?
Лука ди Монтеземоло может слегка успокоиться. В последнее время президент «Феррари» нещадно критиковал «Формулу-1» из-за запрета на тесты по ходу сезона, и вот его мечта сбылась: практически все команды (кроме «ХРТ») приехали в Тоскану ради испытаний своих болидов и гонщиков.
Автодром близ Флоренции не в первый раз принимает у себя гоночные коллективы, однако в большинстве случаев испытания на 5-километровом треке устраивала «Феррари», в то время как остальные конюшни предпочитали работать в Испании или Великобритании. Несмотря на то, что Скудерия лучше остальных знакома с местной трассой, нельзя утверждать, что тесты в Муджелло оказались более выгодными именно для «алых». Да, учитывая старт сезона-2012, возможность взять передышку, перегруппироваться и оценить обновления – это здорово для парней из Маранелло. Однако неудобство оказалось в том, что график тестов был обнародован заранее, их нельзя было передвинуть на другие дни, и потому задержки в разработке новинок обесценили значимость майских испытаний для «Феррари».
Стефано Доменикали наверняка предпочел бы, чтобы его команда поработала с уже полностью переработанным F2012 – пусть даже после Гран-при Испании, – в таком случае испытания действительно принесли бы ощутимую пользу. Но получилось что получилось: Скудерия успела подготовить лишь часть обновлений, и потому вряд ли можно говорить о качественном для итальянцев шаге вперед.
Другие коллективы оказались примерно в такой же ситуации: тесты вроде как пропускать глупо, а проверять особо и нечего, ведь основная партия новинок появится только к Барселоне. В итоге лидеры чемпионата занялись рутинной работой, вроде сбора данных, связанных с работой незначительных новинок или оценкой шин.
Тесты оказались не слишком полезными и еще по одной причине: «Муджелло» – слишком быстрая трасса; ни одной подобной в календаре нет, и потому командам трудно напрямую связывать полученную информацию с данными с других автодромов.
Испытаниям в Муджелло в какой-то мере порадовались лишь пилоты: некоторые коллективы дали возможность поработать своим запасным гонщикам, а «боевые» получили шанс прокатиться по необычной для современной «Формулы-1» трассе.
Большинство спортсменов любит подобные автодромы. В конфигурации «Муджелло» много скоростных поворотов, сам трек весьма плавный (если у вас появится возможность проехать по этой трассе на каком-нибудь автосимуляторе, не упустите ее), да к тому же с перепадами высот. Так что эпитеты «оглушительная», «невероятно быстрая» или «захватывающая» – это вполне честная реакция, вызванная не радушием хозяев или политкорректностью самих спортсменов.
Волна положительных откликов даже вызвала подозрение в том, что дело дойдет до поднятия вопроса о включении «Муджелло» в календарь чемпионата мира, однако, как выяснилось, страстной любовью к флорентийскому автодрому воспылали далеко не все.
На первый взгляд кажется, что резон в переговорах с Берни Экклстоуном имеется: у «Формулы-1» кое-какие проблемы с Бахрейном, и, возможно, в ближайшие годы в календаре появится вакантное место. Кроме того, за включение «Муджелло» в чемпионат наверняка будет выступать «Феррари» (при условии, что Берни не тронет Монцу), да и вообще, появление европейской трассы больше обрадует болельщиков и участников чемпионата, чем появление очередного азиатского трека имени Германа Тильке.
Впрочем, минусов тоже хватает. Несмотря на то, что Виталий Петров негативно высказался о «Муджелло» как о тестовом полигоне, его слова вполне можно перенести и на гонки. Трасса узкая, а ограждения находятся слишком близко. Мы-то с вами почти все не против того, чтобы трек не прощал гонщиков за ошибки, однако у ФИА вполне четкие понятия о безопасности, да и сами спортсмены могут сказать «нет». Но это не главная проблема.
В то время как гонщики знают трек лишь со своей, пилотажной точки зрения – то есть, это отличная трасса, на которой весело гоняться, – болельщики скорее всего увидят совсем другое. Узкое дорожное полотно и скоростные повороты намекают на то, что обгонов будет мало, перестановки в основном будут происходить на пит-стопах, а единственное реальное место для обгонов – стартовую прямую – наверняка отдадут под «зону DRS».
Конечно, в календаре хватает трасс «на выданье», от которых фанатов «Формулы-1» воротит лишь при одном упоминании (поэтому не будем их вспоминать), но является ли это поводом для того, чтобы вводить в календарь еще один необгонный трек? Этот вопрос требует тщательного изучения.
Необходимость тестов
Так уже получилось, что майские испытания вызвали больше вопросов, чем ответов, и главный из них: нужны ли «Формуле-1» испытания по ходу сезона? Мнение Луки ди Монтеземоло вряд ли поменяется, однако реакция других коллективов была однозначной: «Макларен» демонстративно привез двух запасных гонщиков, а руководители «Ред Булл» и «Лотуса» Кристиан Хорнер и Эрик Булье назвали нынешние испытания пустой тратой денег и времени.
С момента отказа от тестов по ходу сезона (это произошло в 2009 году) большинство топ-команд научилось работать в новых условиях – в основном, благодаря симуляторам на базах. Кроме того, как уже отмечалось выше, нынешняя поездка в Тоскану оказалась малопродуктивной из-за особенностей трека, отсутствия новинок и не самого удачного времени проведения испытаний. Так что, да, в нынешнем формате тесты не выглядят необходимыми.
Возможно, если бы у команд была возможность выбирать место и дату проведения тестов самостоятельно, это стало бы выходом из неприятной ситуации. С подобным джокером – один раз по ходу сезона в удобный для себя момент работать на удобном полигоне – можно было бы хоть как-то влиять на борьбу в чемпионате.
Пока же конюшням приходится довольствоваться тем, что есть. «Феррари» не смогла привезти полностью переработанное шасси – из-за затянувшейся работы в аэродинамической трубе, – однако хотя бы испытала новинки для задней части автомобиля. «Мерседес» сосредоточился на покрышках – команда все еще в поисках решения по повышению их износостойкости. «Ред Булл» проверял те детали, которые по разным причинам не совсем понятно работали на тренировках перед последними Гран-при, а «Макларен» и «Уильямс» оценивали аэродинамику.
Значительно веселее складывались дела у «Катерхэма» и «Торо Россо». Обе конюшни подготовили ряд обновлений для задней части болидов, и этими новинками остались довольны. «Лотус» искал оптимальный баланс – и все наблюдатели вновь отметили отличный темп E20 на скоростной трассе. Но какой будет скорость на медленном автодроме?
Самыми серьезными и ответственными оказались в «Заубере». Швейцарская команда привезла в Муджелло новое переднее антикрыло, боковые понтоны, а также выхлопную систему. Очевидно, что конструкторы стремятся повысить уровень прижимной силы в задней части машины, но об успешности их работы мы сможем судить только в Барселоне – в Испанию свои новинки привезут и другие команды, и тогда станет ясно, действительно ли в нынешние времена так важны испытания на реальных, а не виртуальных трассах.