Куда податься Виталию Петрову?
Выживание по-испански
Предположение о переходе Виталия Петрова в одну из слабейших команд пелотона кометой прошило информационное пространство и быстро из него исчезло. Ни в какое «ХРТ» россиянин не отправится – так, по крайней мере, утверждает менеджер спортсмена. Но хорошо ли это? Ведь на сезон-2012 осталось всего два места боевых гонщиков, и если одно из них не занять, то спортивный год Виталию придется проводить в лучшем случае в качестве тест-пилота одного из коллективов.
На первый взгляд кажется, что выступать за записных аутсайдеров решительно нельзя – чего можно добиться за рулем машины, не претендующей на очки? Однако в истории гонок были случаи, когда даже в таких условиях спортсмены умудрялись о себе заявлять. В 2001 году в «Минарди» – в худшей на тот момент конюшне – началась карьера Фернандо Алонсо. Уверенные выступления испанца и полный разгром напарника настолько поразили Флавио Бриаторе, что молодой гонщик быстро оказался под крылом седовласого итальянца, и уже в 2003-м штурмовал поулы и подиумы за рулем болида «Рено».
Есть и более свежие примеры. Сегодня в пелотоне в далеко не лучших «Катерхэме» и «Марусе» выступают Хейкки Ковалайнен и Тимо Глок. Кажется, ничего хорошего финну и немцу светить не должно, однако карьера одного после двух невзрачных сезонов в «Макларене» неожиданно расцвела – отличные выступления Хейкки в 2011 году отметили многие эксперты и журналисты, например, Джеймс Аллен, – а пребывание Тимо в слабейшей команде сезона практически не подорвало авторитет гонщика, заработанный еще в «Тойоте» – Глок по-прежнему считается пилотом, способным зарабатывать очки и подиумы, окажись в его распоряжении соответствующая техника.
Может быть, все эти случаи – никакие не исключения, и на самом деле выступать за команду-аутсайдера не так уж и плохо, однако вряд ли подобное можно сказать о «ХРТ». Национальная идея, за которую хватается руководство конюшни, сама по себе не плохая, однако Испанию сложно назвать мощной автоспортивной страной, и на данный момент этот факт несколько мешает постройке добротного коллектива – слишком уж непрочный фундамент. К тому же руководство пока не готово вкладывать в развитие конюшни большие деньги, и все это несколько подрывает возможность перехода «ХРТ» в статус середняка в ближайшем будущем. Проще говоря, выступления Петрова за этот коллектив ничего бы гонщику не принесли. Выступать за команду без будущего очень опасно. В конце сезона результаты выступлений пилота могут запросто перепутать с результатами выступлений машины, и о таланте спортсмена все вспомнят только в том случае, если он будет достойно бороться с более быстрыми соперниками и разбьет напарника в пух и прах. В команде с неясными перспективами и с опытным Педро де ла Росой в качестве главного конкурента Петрову было бы очень сложно добиться больших успехов. Так что все-таки хорошо, что слухи о переходе россиянина в грезящую об испанцах конюшню так и остались слухами.
Год в запасе
Более вероятным развитием карьеры российского пилота сегодня кажется переход на должность тест-пилота одной из конюшен. В конце прошлого года итальянская пресса размышляла о возможном подписании контракта Виталия с «Феррари», и это стало бы отличной новостью… Если правильно расставить акценты.
Не стоит мечтать о том, чтобы занять место Фелипе Массы в 2013 году. Нет, мечтать, конечно, можно, но политика Скудерии последних десятилетий говорит о том, что третьи пилоты не получают напрямую место основного гонщика – только в особых, исключительных случаях, связанных, скажем, с травмой лидера. Например, бессменный первый тестер «Феррари» на протяжении целого десятилетия Лука Бадоер выступил в гонке на алом болиде только в 2009-м – случилось это только после аварии Массы. А вот в 1999-м, после травмы Михаэля Шумахера команда предпочла вместо Бадоера усадить за руль машины спортсмена со стороны – Мику Сало. То есть, раз на раз не приходится. Другой же штатный испытатель алых болидов Марк Жене и вовсе выступал в гонках на болиде «Феррари» только на компьютерном симуляторе…
Так что Петрову Скудерия сгодилась бы только в качестве места обучения техническим премудростям, но через год вернуться в «Формулу-1» – даже после должности тест-пилота легендарной команды – будет непросто.
В остальных топ-конюшнях ситуация примерно такая же. Например, Себастьян Буэми, недавно ставший резервным гонщиком «Ред Булл» и «Торо Россо», на самом деле просто перевел свою карьеру в режим ожидания. Место Марка Уэббера ему будет сложно занять даже в случае ухода австралийца на пенсию (ведь в качестве сменщика опытного пилота готовят Риккардо или Верня), и произойдет это только при условии, что нынешние новобранцы «Торо Россо» просто не успеют подготовиться к переходу в главный коллектив. В общем, Буэми стал резервным только потому, что других вариантов у него на сегодня вообще не было, а Гельмуту Марко оказалось жалко просто так выкидывать парня, на которого были потрачены время и ресурсы.
Третьим пилотом (с перспективой стать основным по ходу чемпионата) можно стать только в том случае, если в команде наблюдается какая-то нестабильность. В лучших конюшнях такая возможность практически никогда не предоставляется, а вот в середняке или аутсайдере – да, бывает; причем такие истории случаются ежегодно. В 2010-м, например, мы видели перестановки в «Заубере», в 2011-м – в «Лотус-Рено», а также в «ХРТ».
Идти в слабейшие конюшни в качестве третьего гонщика практически так же «выгодно», как и в качестве основного – по ходу сезона можно сесть за руль машины, но возникнет много дополнительных трудностей (адаптация и так далее). В середине пелотона проявить себя будет чуть проще, но надо помнить, что третьи пилоты, становясь по ходу сезона основными, редко задерживаются в конюшне дольше, чем до конца чемпионата… В общем, как ни крути, Петрову, желательно, получить место в кокпите еще перед началом сезона в крепком коллективе.
Последняя надежда
В пелотоне такое место есть только в «Уильямсе», однако кроме Виталия (если Оксана Косаченко, конечно, вообще ведет переговоры с британской конюшней) на него хватает претендентов: Адриан Сутиль, Рубенс Баррикелло и Бруно Сенна. Бразильцы вообще считаются главными кандидатами – конюшня очень рассчитывает на южноамериканских партнеров (технических и финансовых), а под венесуэльца Пастора Мальдонадо идут далеко не все компании с местного рынка. Так что не исключено, что пробиться в «Уильямс» Петрову не суждено.
Однако расстраиваться не стоит. Даже если Виталий не получит место основного пилота в «Формуле-1», можно будет попробовать вернуться в чемпионат по ходу сезона или через год – возможно, по одному из сценариев, описанных выше. Впрочем, возможно, нас еще ждут сюрпризы. Так что дождемся официального заявления менеджмента гонщика, после чего можно будет сделать какие-то выводы.
авторитетнейшего специалиста....
вот спасибо всевышнему, что таких людей, кто способен писать здесь такую хрень, правда ничем не подтвержденную, все таки ограниченное число.
На ВВС Sport теперь уверены, что новая Российская зрительская аудитория в нынешнем сезоне сделали Формулу 1 более популярной.
Что за бред?
Было так:
На ВВС Sport теперь уверены, что новые правила в нынешнем сезоне сделали Формулу 1 не только более увлекательной, но еще и более популярной.
Жаль, что мой статус не позволяет «мину совать»!
Поймите, дело не в том, нравится Вам Петров или нет, все дело - в Российском гонщике, благодаря которому рейтинг F1 вырос в разы. И жаль подводить такую большую аудиторию.