6 мин.

Убийца интриги

Представьте на секундочку, что Себастьян Феттель по каким-то причинам не добрался до финиша заезда в Валенсии. Еще интереснее – если бы это произошло, скажем, в середине гонки – тогда борьбу за победу повели бы Марк Уэббер и Фернандо Алонсо. В таком случае даже традиционно скучный этап мог оказаться невероятно интересным и напряженным: по ходу сегодняшней гонки Марк и Нандо несколько раз менялись позициями – на трассе и после пит-стопов, – и о большем успехе Валенсии мечтать не приходится!

Но нет, ничего подобного не произошло. 23-летний немецкий паренек их маленького городка Хеппенхайм провел гонку «от и до», не дал конкурентам ни единого шанса, просто убив интригу и вновь напомнив многим болельщикам о «славных временах» доминирования Михаэля Шумахера. Есть, правда, небольшое отличие – Михаэль в свое время, получив лучшую машину, зачастую спокойно уезжал от всех, с каждым кругом наращивая отрыв. Феттель же вынужден считаться с нынешними шинными реалиями – он грамотно бережет «Пирелли», и потому не спешит ехать слишком быстро (как сегодня сделал Льюис Хэмилтон) – последнее быстро приводит к перегреву и чрезмерному износу резины. Нет, Себастьян расчетливо держит нужный темп, нужный разрыв, минимально необходимое преимущество. Кому-то такая ситуация покажется слегка циничной, а кое-кто узрит в ней эдакий садизм: минимальные отрывы позволяют некоторым болельщикам надеяться на острую борьбу, но под конец издевательски стабильный темп приводит фанатов в отчаяние. Когда Феттель едет первым, и его соперник не может сокращать отрыв по несколько секунд на круге, как было в Канаде, пилот «Ред Булл» невероятно спокоен и хладнокровен. Словно робот, словно убийца. Убийца интриги.

Никаких личных претензий. Себастьян временами выглядит совершенным гонщиком. Но, черт возьми, именно это многих и огорчает. Хочется ошибок, хочется интриги, хочется борьбы. Не только за второе место…

«Но ничего! Мы еще посмотрим», – скажут некоторые. И, возможно, будут правы. Может быть, в Великобритании ничего не произойдет и уже давно полысевший гениальный конструктор соорудит новый хитрый прибамбас, который позволит его команде продолжить победную серию, а может быть, чемпионат, пусть и с 75-очковой форой для Себастьяна, начнется заново.

Герои этапа

Бороться с «быками» сегодня должны были гонщики «Макларена» и «Феррари», но получилось так, что за всех конкурентов Феттеля и Уэббера отдувался Фернандо Алонсо – Льюис Хэмилтон по ходу гонки заявил, что не может ехать медленно и беречь резину, поэтому серьезно нагружал шины и терял темп, Дженсон Баттон по-прежнему мучился с балансом MP4-26 и неработающим KERS и в итоге финишировал только шестым, а Фелипе Масса был на странной тактике. Да, бразилец явно хотел как можно позже пересесть на ненавистные ему жесткие шины, но не ценой же серьезной потери темпа на изношенных покрышках в тот момент, когда главные соперники получали свежие комплекты!

Алонсо остался один. Но перед многочисленными соотечественниками на трибунах, перед родной Испанией! И проигрывать не имел права. Если честно, нынешнее второе место – это максимум, на что был способен болид Скудерии в Валенсии. Астуриец выжал из машины все, хотя в какой-то момент показалось, что «Феррари» ошиблась и слишком поздно зазвала гонщика на второй пит-стоп, что позволило Марку Уэбберу (кстати, мучившемуся с коробкой передач) вырваться на второе место. Однако на третьей волне остановок «Ред Булл» рано пересадил Марка на «медиум» и таким образом вернул должок Скудерии – Фернандо благодаря нескольким кругам на «софте» вновь оказался вторым.

Сегодня определенно был день испанских гонщиков. Атакующий порыв соотечественника поддержал Хайме Альгерсуари, проваливший вчера квалификацию (Хайме стартовал 18-м). Но сегодня каталонец действовал так, словно и нет никакого давления со стороны Гельмута Марко и Даниэля Риккардо, и блестяще реализовал сложную стратегию двух остановок – в итоге гонщик «Торо Россо» финишировал восьмым!

Формула-1.ру

Виталий Петров и команда «Лотус-Рено» рискнули и выбрали сложную для исполнения стратегию на валенсийскую гонку. Увы, риск не оправдался. Виталий стартовал на «медиуме», и в идеале гонка для него должна была пройти по одному из двух сценариев: отмучиться на более жестких шинах до первой остановки в боксах, затем доезжать гонку только на мягких комплектах покрышек, и в конце обгонять соперников, которые будут заканчивать заезд на «медиуме»; либо провести очень долгий первый отрезок, совершить один-два пит-стопа и финишировать на «софте».

Но в дело вмешалось поведение самой резины. На старте «медиум» Петрова был на 1,5-2 секунды медленнее, чем «софт» конкурентов, и потому россиянин терял одну позицию за другой. После того как команда поняла, что такой подход ни к чему хорошему не приведет, Виталий пошел по первому варианту, но коварная трасса в Валенсии, не очень любящая обгоны, не позволила выборжанину прорваться вперед.

Наконец, отметим, атакующие маневры Петрова были временами наивными – соперники частенько угадывали действия пилота «Лотус-Рено», и, надо признать, Виталию есть куда расти в этом плане. Однако даже если бы Петров прорвался и отыграл три-четыре позиции, он все равно бы не добрался до очковой зоны. Не сработала именно тактика.

Обгон этапа

По-настоящему хороших атакующих маневров в Валенсии дождаться трудно, поэтому на безрыбье лучшим назовем эпизод с участием Дженсона Баттона и Нико Росберга. Британец некоторое время безуспешно тащился за «Мерседесом», пытаясь преодолеть сопротивление немца на двух прямых, да еще и с помощью DRS, однако раз за разом оставался ни с чем. Однако в начале шестого круга перед вторым поворотом гонщик «Макларена» сумел вырваться вперед.

Если оценивать эпизод только по последним действиям, то покажется, что ничего особенного не произошло – Дженсон просто позже затормозил, а Нико не захотел доводить дело до контакта. Однако ключевой эпизод произошел в конце пятого круга – Баттон здорово вошел в последний вираж, относительно быстрее коллеги сумел выйти из него и пристроился в воздушную струю «Мерседеса». Остальное стало следствием напора Баттона и благоразумия Росберга, осознавшего, что его попытка захлопнуть калитку перед вторым поворотом приведет только к столкновению, и потому отдавшего позицию сопернику.

Инцидент этапа

Столкновение Виталия Петрова и Михаэля Шумахера, которое случилось сразу после первого пит-стопа немца (и которое испортило семикратному гонку), пожалуй, следует признать обычным гоночным инцидентом (хотя чуть больше виноват Михаэль). Как ни странно, оба могли постараться избежать контакта, поскольку Виталий явно видел сбоку соперника, а тот, в свою очередь видел россиянина. Однако каждый из пилотов упрямо двигался по заранее выбранной траектории – Петров при входе в поворот ни на сантиметр не сдвинулся левее, а Шумахер не намеревался тормозить раньше или сдвигаться правее. Однако если попытка сместиться с траектории для Виталия могла привести к контакту со стеной, то Шумахеру ничто не угрожало. Более того, его позднее торможение наверняка привело бы к контакту даже в том случае, если бы россиянин попытался оставить сопернику место. В общем, у пилота «Мерседеса» было чуть больше возможностей избежать инцидента, и хорошо, что после гонки он взял вину за случившееся на себя.

Цифры этапа

16 победа в карьере, 2 хет-трик (победа в квалификации и гонке, а также лучший круг), 10-й подряд подиум – все это записал на свой счет Себастьян Феттель; Фелипе Масса заработал 500- е очко в карьере; а все 24 болида финишировали в гонке – это абсолютный рекорд – 0 процентов сходов.