Кому выгодно?
Вчерашняя история о возможном запрете «выдувных» диффузоров в «Формуле-1» метеороидом ворвалась в новостное пространство и стремительно его покинула: потенциально интересная тема для обсуждения, не успев раскрыться, тут же самоустранилась. Возможно, она еще вернется, но неприятным сюрпризом для команд уже не станет.
Между тем, желание ФИА (запретить) напомнило многим о том, что «Формула-1» страсть как не любит уверенное лидерство одной из конюшен. В прошлом ради устранения доминирования некоторых коллективов полностью выворачивались регламенты, вносились поправки в правила перед началом, после и во время сезона, ведь большой спорт – это еще и большой бизнес. А кому в бизнесе нравится, когда появляются выскочки и отнимают твои деньги?
Последний случай вопиющей наглости ФИА наблюдался в 2006 году, когда после стараний «Феррари», пытавшейся догнать ушедшую вперед «Рено», Федерация сказала «нет» демпферу масс болида R26, приравняв устройство к аэродинамически подвижному элементу (то есть, выставив за рамки технического регламента). О том, насколько серьезно сказался тот запрет на скорости французской команды, никто точно сказать не может. Однако в совокупности с наказаниями Фернандо Алонсо на этапах в Италии и Венгрии (в последнем случае, правда, Федерация догадалась, что перегнула палку, и уравняла ситуацию, влепив аналогичный штраф Михаэлю Шумахеру) у многих зрителей и журналистов (а также у некоторых гонщиков) возникло ощущение, что ходом сезона и результатами кое-кто активно манипулирует. В слепоту Фемиды не очень верилось еще и потому, что в том же сезоне Скудерия не стеснялась использовать гибкое днище, о существовании которого все знали, но доказать не могли (днище было запрещено лишь после первой гонки сезона-2007).
Истории, подобные «демпферной», возникали и позже, например, в 2009 году «Ф-1» «гудела» от двойных диффузоров «Брауна», «Уильямса» и «Тойоты» – до отмены конструкции дело не дошло, однако попытка-то была! В таких делах ФИА как правило не спешит самостоятельно наводить порядок – многие изменения в правилах происходят под нажимом неудачливых в плане технического развития конкурентов.
«Qui prodest?» – вопрошали древние римляне. Кому выгодно, чтобы «выдувные» диффузоры 2011 года были запрещены? И вообще, кто больше всех потеряет от изменения правил?
Нет сомнений, что большинство взоров обратилось на чемпионскую конюшню и ее непобедимый болид RB7. Сегодня «Ред Булл» – лидер пелотона, так что логично предположить, что запрет отрицательно скажется на скорости Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера (особенно в квалификациях). И если это так, то искать тех, кто вдохновил ФИА, нужно среди ближайших конкурентов австрийской конюшни?
Может это «Феррари»? Скудерия уже давно намекает, что достижение больших высот в области аэродинамики дается ей непросто, и предлагает увеличить в «Формуле-1» роль механики. Однако мысль о «доносе» «алых» как-то не увязывается с действиями парней из Маранелло – коллектив потратил нечеловеческие усилия на то, чтобы успешно реализовать идеи Эдриана Ньюи на собственном болиде, потратив кучу времени и (кажется) добившись хороших результатов. Зачем ломать то, что только что построено? Выглядит как мазохизм, верно?
«Макларен»? Конструкторский штаб «серебряных» провалил предсезонку, так и не сумев внедрить в конструкцию MP4-26 выхлопную систему а-ля «Лотус-Рено». Но в итоге команда пошла по пути «Ред Булл». Пусть и с мучениями, но заставила работать машину. Если бы запрет на диффузоры был введен перед Гран-при Испании, «Макларену» пришлось бы так же трудно, как «Феррари» и «Ред Булл».
О «Лотус-Рено» и говорить ничего – выхлопная система этой команды во многом базируется на принципах, которые и хочет запретить Федерация. «Мерседес» тоже долго готовил новинки, и к этапу в Барселоне, по слухам, привезет примерно ту же конструкцию, что сегодня наблюдается у «Лотус-Рено»…
Получилась забавная картина: команды, за долгие годы привыкшие к анонимным доносам, пока оглядываются по сторонам и с подозрением смотрят друг на друга. Но, может быть, в этот раз дело не в самих конюшнях?
Как ни странно, но пассивно выглядевшая в последнее время ФИА вполне могла заняться «выдувными» диффузорами самостоятельно, без требований одной из конюшен осадить зарвавшихся конкурентов.
Собственно, намек на запрет команды получили еще в прошлом сезоне, когда Федерация после консультаций с Технической рабочей группой приняла решение закрыть к 2011 году часть отверстий в диффузорах, чтобы инженеры не пытались направлять выхлопные газы машин в этот элемент шасси (и тем самым увеличивать прижимную силу). Но получилось так, что прижимная сила болидов не сократилась, поскольку конструкторы нашли другие пути направления газов в оставшиеся отверстия диффузора (и над ним).
Если бы этим все ограничилось, то, возможно, ФИА не спешила бы со срочными изменениями в регламенте. Однако команды не успокоились и продолжили разрабатывать золотую жилу, подключив к эффективному решению вопроса еще и мотористов: те помогли настроить двигатели таким образом, чтобы поток выхлопных газов шел к диффузору постоянно – не только в тот момент, когда гонщик давит на педаль газа, но и когда педаль отпускается.
Однако самой сумасшедшей вещью для Федерации наверняка стали заявления производителей моторов о том, как тем удалось добиться повышения прижимной силы болидов за счет увеличения объема выхлопных газов! Получилось так, что ФИА, еще при Максе Мосли взявшая курс на «озеленение» моторных гонок (как бы смешно ни звучало это словосочетание) и повышение экологичности соревнований, увидела совершенно противоположные действия со стороны команд, которые вместо заботы об окружающей среде начали еще сильнее загрязнять мир!
Несмотря на объявление о возможном запрете, вряд ли Федерация в действительности планировала менять технический регламент к Гран-при Испании, поскольку прекрасно осознавала, что команды не смогут переделать болиды за две недели. Простая же смена настроек двигателя может привести к тому, что машины станут менее стабильными с точки зрения прижимной силы (особенно во время торможений) и, следовательно, более опасными.
Послание ФИА конюшням после Гран-при Турции – это намек на грядущие изменения. Своего рода ультиматум, предупреждение изменить подход к гонкам и предложение обсудить новые правила. Ничего подковерного в данной истории, пожалуй, нет. Хотя в «Формуле-1» полностью отрицать что-либо никогда нельзя…
Запретили же не ВД, а чтоб мотор сам по себе газы генерил в большом количестве на торможении, когда газ не нажат.
Первое сообщение в комментариях - хорошее тому подтверждение.