На качелях до Австралии
Предположения о возможной отмене этапа поползли с началом волнений в стране, и довольно скоро из паддока стали доноситься слухи о том, что конюшни не очень-то хотят ехать на Ближний Восток. Нежелание команд отправляться в Бахрейн в такой ситуации было бы вполне естественным, если бы не одно «но» – через какое-то время обстановка в стране слегка стабилизировалась, между протестующими и правительством начались переговоры, однако вместо того, чтобы выказать желание поехать на гонку, ФОТА неожиданно отпасовала Берни Экклстоуну.
Вероятно, руководители команд, памятуя о событиях в Тунисе и Египте, на всеобщем заседании в Барселоне приняли решение никуда не ехать, однако сказать об этом открыто – значит, нарушить дорогостоящие контракты, подвести партнеров и спонсоров, а также, по сути, открыто заявить о недоверии королевской семье Бахрейна.
В свою очередь Берни – хитрый лис в финансовых делах, – который как промоутер чемпионата должен был поставить точку в вопросе с этапом, тоже перевел все стрелки на шейхов, мол, пусть сами решают, им виднее. Как и в случае с командами, этот «пас» тоже стал следствием денежного фактора.
Ведь если бы решение об отмене Гран-при принял Экклстоун, то именно на него взвалились бы выплаты неустоек многочисленным партнерам «Формулы-1», поскольку именно англичанин обязан был собрать на стартовой решетке Сахира все конюшни. Не смог этого сделать, отменил гонку – плати.
В итоге все свалилось на наследного принца Бахрейна. Команды и промоутер чемпионата даже не дали ему время на раздумья – разобраться с гонкой необходимо было до понедельника, поскольку конюшням нужно было решить вопросы с морскими грузоперевозками (значительная часть их оборудования отправляется на гонки и тесты именно морем). Если же учесть, что принц наверняка знал о нежелании команд ехать в Бахрейн, а также слышал о настроениях в народе, выступавшего против проведения этапа «Формулы-1», то заявление об отмене Гран-при выглядит вполне логичным.
Но если бы протестующие и недоброжелательно настроенные против «Ф-1» люди в Бахрейне, кричащие о дороговизне стульев для трудящихся, знали, какой штраф должны выплатить организаторы этапа ФОМ, они наверняка изменили бы свое отношение к гонке.
Сегодня за свое место в календаре чемпионата арабская страна ежегодно платит Экклстоуну 40 млн долларов. В том случае, если этап в этом году все же состоится – например, поздней осенью, – шейхи подкинут в карман Берни дополнительные 20 млн долларов (за смену даты проведения Гран-при). Если же в следующий раз в Сахир команды приедут только в 2012 году, то наверняка организаторы выплатят Экклстоуну такой штраф, который будет значительно превышать ежегодные выплаты по контракту.
Возможно, Гран-при Бахрейна застрахован на случай форс-мажорных обстоятельств, но даже тогда организаторы недосчитаются денег, которые могли бы потратить туристы во время гоночного уик-энда. Кроме того, еще часть денег нужно будет возместить тем, кто уже купил билеты.
Командам, поговаривают, тоже придется кое-что заплатить – часть оборудования для тестов уже отправлена морем – за каждый контейнер придется отдать около 5000 долларов, хотя, конечно, в сравнении с тратами кронпринца это незначительные деньги.
В общем, с профитом из этой истории вышел только один человек – Бернард Чарльз Экклстоун.
Нельзя не отметить, как повела себя в этой ситуации ФИА – не имея коммерческих прав на этап, Федерация поглядывала на события из-за спины Берни, и единственное официальное заявление последовало уже после объявления властей Бахрейна. В каком-то плане даже жаль, что сегодня у руля формального организатора чемпионата стоит не Макс Мосли – уж он-то наверняка устроил бы цирк с конями…
После отмены гонки у команд появилось еще немного времени на подготовку к чемпионату, который, как вы наверняка знаете, теперь должен стартовать в Австралии 25-27 марта. Больше всех обрадоваться должны те конюшни, которые по каким-то причинам своими автомобилями не очень довольны – это «Мерседес», «Макларен», «Форс-Индия», а также аутсайдеры, вроде «Маруси-Верджина» и «Хиспании» – все они получили возможность слегка улучшить свои болиды.
Хуже всего из лидеров приходится «Мерседесу» – Норберт Хауг уже открыто заявил, что при разработке шасси команда допустила просчеты, и инженерам вместе с механиками чуть ли не долотом пришлось выдалбливать в машине дополнительные отверстия (вряд ли хорошо влияющих на аэродинамику), чтобы избежать перегрева «внутренностей». При этом немец добавил, что сегодня «серебряные стрелы» не могут даже рассчитывать на попадание в Топ-10, и вся надежда конюшни связана с аэродинамическими обновлениями по ходу сезона. В общем, купив бывшую команду «Хонды», «Мерседес» столкнулся с теми же проблемами, что испытывал и японский концерн – слабый технический штат конюшни просто не в состоянии сделать хороший автомобиль.
Однако приглашение Боба Белла на место технического директора – луч света в сером царстве. Англичанин в свое время на аналогичной должности работал в «Рено» – при нем французская конюшня выиграла два чемпионата мира и два Кубка конструкторов, а болиды отличались высокой надежностью и хорошей аэродинамикой. Правда, для того, чтобы добиться подобных результатов, Беллу наверняка нужно время на перестройку технического штата «Мерседеса» – на это может уйти от нескольких месяцев до года и больше. Вероятно, коллектив из Брэкли проведет еще один переходный сезон…
В «Макларене» же проблемы лежат в иной плоскости – вместо того, чтобы с первых дней тестов проверять надежность всех компонентов MP4-26, команда заметно усложнила собственную программу, занявшись одновременно испытаниями двух выхлопных систем – традиционной, и новой, трубы которой направлены вперед.
В результате лишь в последние два дня Льюис Хэмилтон намотал 200 кругов, и разумеется, не было никакой речи о том, чтобы гнаться за временем и искать хорошие настройки. Форма «Макларена» по-прежнему является загадкой, хотя специалисты утверждают, что болиду серьезно не хватает сцепления.
Если не считать команду Мартина Уитмарша, то третьей по силе в пелотоне сейчас кажется «Лотус-Рено». Впрочем, это не такое большое открытие, ведь «Уильямс» и «Форс-Индия» мучаются с надежностью автомобилей, а «Заубер» просто не производит впечатление очень быстрой машины. Проблема швейцарцев даже не в том, что у болида плохой потенциал, а, вероятно, в том, что этот потенциал некому реализовывать – два молодых пилота, не замеченные в хорошей тестерской работе, пока не очень обнадеживают. Есть еще «Торо Россо», временами выглядящая неплохо, но никто не знает, насколько они честны в своих результатах.
Лидерами же считаются «Феррари» и «Ред Булл». Причем, если пару недель назад практически все утверждали, что лучшая команда – это «быки», то сегодня мнения как минимум разделились. Как бы там ни было, на длинной дистанции обе машины выглядят очень быстро. Сравнивать же их между собой невозможно, так как мы не знаем программ, по которым работают оба коллектива, а, скажем, на разном типе покрышек время на круге может меняться очень сильно.
Наконец, есть еще и вчерашние дебютанты: «Лотус», вероятно, подобрался к опытным конюшням вплотную, а вот «Маруся-Верджин» даже на обновленной машине не демонстрирует слишком высокий темп. Впрочем, они тоже сократили отставание, если сравнивать их результаты с прошлогодними. Есть еще и «Хиспания», которая показала свой новый автомобиль только на картинках, и на тестах вообще неизвестно чем занимается, обкатывая парней вроде Джорджио Мондини. Впрочем, Колин Коллес всегда казался нетривиальным человеком по меркам «Формулы-1»…
Конечно, не все просто. Просто машина 2009 года была построена вокруг двойного диффузора, на ее создание (машины) Браун и команда потратили более полумиллиарда долларов, и придумал этот двойной диффузор один из японских инженеров.
Кроме того, над машиной 2009 года работал Йорг Цандер - он же трудился в «БМВ-Заубере» в 2006-2007 годах. Дядька талантливый, присоединившийся к команде после прихода Росса. Но в 2009-м он покинул «Браун». До прихода Белла в техническом штате сильных личностей не было - и мы это видим сегодня на тестах.