Йонамская сказка
Трасса в Йонаме – это, как говорят английские журналисты, сказка о трех секторах: первый идеально подходит «Макларену» с его по-прежнему лучшей в пелотоне системой срыва воздушного потока, и чуть меньше – «Феррари»; второй – «нейтральная территория» – здесь присутствуют как скоростные, так и медленные участки; наконец, третий сектор, где наблюдается большое количество поворотов, требующих от болидов высокой прижимной силы – вотчина «Ред Булл».
Так что весь вопрос для претендентов на победу состоял в том, чтобы постараться удержать преимущество на «своей земле», и сократить отставание от соперников на неудобных для себя секторах.
Поначалу казалось, что «Макларен» преуспеет лучше конкурентов. В первой пятничной тренировке на первом секторе Льюис Хэмилтон привез гонщикам «Ред Булл» почти полторы секунды («Феррари» же, как всегда, работала по совершенно иной программе) – такой разрыв был обусловлен не только прекрасной адаптивностью MP4-25 к «зеленой» (ненакатанной) трассе, но и элементарной разницей в настройках автомобилей. Да-да, новый автодром, все же, оказался для некоторых команд загадкой – Кристиан Хорнер, рассуждая о причинах отставания «Ред Булл», признался, что его команда попробует действовать иначе. И, снизив угол атаки переднего антикрыла, команда приблизилась к сопернику на первом секторе, при этом не очень сильно потеряв на втором и третьем – все-таки, базовое преимущество RB6 в прижимной силе над конкурентами достаточно велико.
Прогресс самого «Макларена», напротив, оказался не таким высоким, как хотелось бы Мартину Уитмаршу и его подопечным. Пока трасса была совсем скользкой, более устойчивый и стабильный MP4-25 имел преимущество, но с ростом сцепления дорожного полотна конкуренты стали подтягиваться, а серебристые болиды все никак не могли разобраться с традиционной склонностью машины к недостаточной поворачиваемости. В итоге, в квалификации ни о каком отыгрыше долей секунды на втором и третьем секторах для Дженсона Баттона и Льюиса Хэмилтона уже не шло. Действующий чемпион мира со своим мягким пилотажем никак не мог прогреть передние покрышки, что приводило к большим потерям в восьмом, девятом и десятом поворотах – на этом участке трассы недостаточная поворачиваемость приводит к роковым для борьбы за поул последствиям. Льюис же, традиционно чуть более агрессивный, чем напарник, в пилотаже, сумел слегка минимизировать потери, но не настолько, чтобы включиться в спор за первое место.
Впрочем, расстраиваться в стане британской команды пока никто не собирается. Во-первых, в воскресенье возможен дождь: если пойдут осадки, то легкий недостаток MP4-25 в виде склонности к недостаточной поворачивамости, напротив, станет преимуществом – это придаст машине большую стабильность и устойчивость в поворотах. Во-вторых, даже если к завтрашнему дню сцепление дорожного полотна не ухудшится (то есть, дождь так и не нагрянет), то отыграться можно попробовать на старте гонки – первый сектор состоит из трех прямых, на которых MP4-25 чувствует себя явно лучше, чем RB6.
Фернандо Алонсо, ставший сегодня третьим, тоже попытается разобраться с Феттелем и Уэббером в начале гонки. В квалификации испанцу удался очень хороший круг с фантастическим первым сектором – гонщик «Феррари» оказался единственным, кто вышел из 52 секунд. На втором и третьем секторах Алонсо проиграл «Ред Булл», но надо было видеть лицо Фернандо после квалификации – оно явно говорило о том, что из машины выжато все, что можно. Тем не менее, третья позиция – весьма неплоха для атаки, тем более что стартующий вторым Уэббер начнет гонку на ненакатанной части трассы. Однако головная боль «Феррари» – не стартовое место, а двигатели. Вчера Стефано Доменикали намекнул, что существуют некоторые опасения, связанные с жизненным ресурсом моторов, и первый сектор корейской трассы явно не помогает его сохранению. В ситуации, когда испанцу, возможно, придется пораньше переводить двигатель в щадящий режим работы, пригодился бы напарник, прикрывающий тылы, но Фелипе Масса стартует только шестым, да еще и с грязной траектории. При этом Масса, как и Алонсо, по собственному признанию, тоже выжал из F10 все, что мог…
Весьма интересной выдалась дуэль двух «Ред Булл», при том, что, вероятно, Феттель и Уэббер в третьем сегменте квалификации выбрали разные настройки: Себ оказался быстрее напарника на первом секторе, но Марк почти отыгрался на втором отрезке трассы. Если никто из гонщиков не ошибся на решающем круге, то получается, что австралиец чуть больше настроился на прижимную силу и успешное прохождение поворотов, в то время как немец предпочел быть быстрее на прямых. Чья стратегия окажется более удачной – узнаем в гонке, но если у Себастьяна хватит физических кондиций справляться с поведением машины на втором и третьем секторах, то он – фаворит предстоящего заезда.
Среди других результатов стоит отметить падение Роберта Кубицы с первого места в заключительной тренировке на восьмую позицию в квалификации. Поляк пожаловался на сильную избыточную поворачиваемость «Рено», и не похоже, что в гонке ситуация улучшится – если пойдет дождь, Роберту придется больше вести борьбу с машиной, чем с соперниками.
Виталий Петров завтра стартует 20-м, поскольку к 15-му квалификационному результату приплюсовался японский штраф. Ситуацию с россиянином, которого развернуло в решающий момент сессии, хорошо охарактеризовал комментатор Би-би-си Джонатан Легард: «Увидев разворот «Рено», можно легко догадаться, что это Петров, поскольку Кубица такого просто не допустит». Возможно, выборжанин ощущает сильное давление из-за вопроса по контракту на сезон-2011, или просто не может сконцентрироваться, но, в любом случае, подобные неудачи становятся визитной карточкой Виталия. И именно отсутствие стабильности больше всего огорчает болельщиков российского пилота.
Наконец, нельзя обойти вниманием словесную перепалку между Михаэлем Шумахером и Рубенсом Баррикелло. Бразилец уперся в «Мерседес» семикратного – тот не только никуда не спешил, но даже и не собирался пропускать «Уильямс», – и потом долго возмущался по этому поводу. Изменить мнение о бывшем напарнике по «Феррари» не помогли ни разговоры с Себом Феттелем, похлопотавшим за соотечественника, ни с самим Шумахером. Рубенс был зол как черт, и традиционно сообщил о своем недовольстве по командному радио, а также прессе. Впрочем, разборки между великовозрастными парнями, похоже, далеки от завершения – завтра они стартуют рядом, как в старые добрые времена, правда, не с первого ряда, а с пятого. Но в таких битвах нет разницы, за какое место идет борьба – речь идет о принципиальной победе над старым соперником.
А что же будет, если, все-таки, пойдет дождь…
Относится это ко всем.
Если пойдёт дождь, будет интереснейшая гонка, когда разница в параметрах техники нивелируется (нет возможности утопить педаль газа в пол...) и появится возможность пилотам показать свой класс! :)))