Жаркий старт
Cедьмой в истории «Формулы-1» Гран-при Бахрейна откроет не только один из интереснейших (в теории) сезонов, но и обещает стать весьма занимательной вещью в себе. Существует целый ряд факторов, способных крепко закрутить интригу чемпионата с самой первой гонки. Организаторы этапа сейчас радостно потирают руки в предвкушении того финансового успеха и внимания общественности, которые способен принести Гран-при. Он станет не только первым этапом нового сезона, но и первой демонстрацией того, во что превратится «Формула-1» в 2010 году.
Из-за весьма туманных итогов тестов, перед началом первого Гран-при выстроилась целая очередь из претендентов на лидерство. Во главе этой группы разместилась «Феррари» с Фернандо Алонсо, без излишней суеты и спокойно проведшие все зимние сессии, но сохраняющие сдержанный тон в своих высказываниях (когда дело не касается новичков, конечно). Фелипе Массе немного меньше, чем напарнику, повезло с капризной испанской погодой, да и до репутации Алонсо ему все-таки еще далеко, так что бразилец пока обитает ближе к концу списка претендентов на титул.
Прямо за Скудерией маячит давний соперник «Макларен» со своими двумя чемпионами и красивыми номерами, прилагавшимися к Дженсону Баттону. Зиму британцы провели примерно на уровне главных конкурентов. Сразу за конюшней из Уокинга ожидает семикратный чемпион и главный козырь «Мерседеса» Михаэль Шумахер. Вокруг немца пока что больше всего вопросов – сможет ли 41-летний гонщик поддерживать темп более молодых соперников и будет ли так же быстр, как до ухода из «Формулы-1»? Полноценных ответов придется ждать до конца сезона, но уже в Бахрейне можно будет понять, не растерял ли Михаэль былого задора и действительно ли восстановил физическую форму. Напарник Шумахера тоже может быть включен в эту группу, но лишь благодаря командной принадлежности и авансам, розданным «Мерседесом». В его карьере этот год будет одним из определяющих.
«Ред Булл», несмотря на прошлогодние успехи, пока вызывает определенные сомнения, хотя, безусловно, они будут бороться за победы. Тесты у Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера прошли не очень гладко в плане надежности, Феттелю, к тому же, не очень везло с погодой. Тем не менее, в устах экспертов и соперников немец остается одним из предполагаемых героев сезона. Его австралийский напарник, недавно окончательно оправившийся от серьезной травмы ноги, тоже постарается сказать свое веское слово в борьбе за титул. Любители теории заговора видят в выступлениях «Ред Булл» на предсезонных тестах желание скрыть настоящую скорость от конкурентов. С таким настроем болельщикам конюшни будет веселее и проще ждать ее выступления на Гран-при Бахрейна. В любом случае, представление об истинной форме конюшни, равно как и других команд, можно будет составить лишь по окончании первого этапа чемпионата.
Серьезно заявить о себе может «Заубер» – команда уже удостоилась похвалы от лица «Бриджстоуна». Японские шинники уверены, что именно бывшая конюшня «БМВ» научилась лучше всех справляться с новыми покрышками и, если правильно распорядится этим фактом, вполне может наделать шуму в гонках и квалификациях.
«Уильямс» и вдохновленная прошлогодними успехами «Форс-Индия» тоже настроены оптимистично, и намерены теснить предполагаемых лидеров с их позиций. Даже если расстановка сил, которую мы увидим в Бахрейне, не продлится до конца сезона, она, скорее всего, останется неизменной до начала европейской части чемпионата в мае.
Из-за отмены дозаправок команды все удобные и неудобные для себя результаты тестовых сессий списывали на топливный фактор. Фраза «неизвестно, сколько топлива на борту у конкурентов» стала главным хитом февраля у гонщиков, технических директоров и руководителей конюшен. В Бахрейне растерянный болельщик наконец-то сможет увидеть, кто лукавил, относя неудачи на счет тяжелой машины, а кто действительно был быстр. Когда все болиды выйдут на старт воскресной гонки с одинаковым количеством топлива, так называемая «расстановка сил» сразу же станет понятнее.
Но это не делает гоночные стратегии проще. По прогнозам действующего чемпиона Дженсона Баттона, в гонках мы вполне можем увидеть совсем безумные решения от отстающих команд, вроде пит-стопов на первых кругах. Будем надеяться, применять эти стратегии команды начнут с первого же Гран-при.
Можно ожидать и различных неожиданностей от резины. Быстрый износ покрышек начал волновать команды с самого начала тестов, но не факт, что все конюшни смогли найти столь же эффективное решение проблемы, как в «Заубере». Вероятно, первая (и не только первая) гонка сезона для многих станет продолжением испытаний и экспериментов, ведь никакая гоночная симуляция во время тестов не способна предоставить столь же точных данных, да и предсказать поведение болида и покрышек на той или иной трассе перед стартом практически невозможно.
Стоит отметить, что сам автодром претерпел определенные изменения – появилась новая секция из нескольких поворотов, которая увеличила дистанцию трассы с 5,412 до 6,299 км. По утверждению руководства «Бахрейн Интернэшнл», нововведение призвано предоставить гонщикам дополнительные возможности для обгона. Сами пилоты, осмотревшие трассу, пока сдержанно оценивают новую секцию – Себастьян Феттель, к примеру, заметил, что больше обрадовался бы новым скоростным поворотам. «В новую секцию включены среднескоростные повороты, которые требуют более высокой прижимной силы, чем раньше. Кроме того, возрастет нагрузка на шины. Конечно, в пятницу нужно дольше поработать, чем обычно, хотя следует помнить, то трасса будет довольно грязной», – говорит Фернандо Алонсо. Марк Уэббер уверен, что трасса, и до этого серьезно нагружавшая тормоза, пополнилась новыми резкими поворотами. Таким образом, Гран-при Бахрейна теперь будет еще жестче относиться к покрышкам и тормозам, что может отрицательно сказаться на надежности болидов – особенно это касается новичков чемпионата. Добавьте сюда ожидаемые 30 градусов жары и то, что это будет первая гонка сезона, и даже от такой скучной трассы, как в Бахрейне можно ожидать сюрпризов.
Логика подсказывает, что именно в области новых команд простирается настоящее минное поле, которое не раз даст о себе знать по ходу сезона. Некоторые из кандидатов в команды «Формулы-1» уже не раз удивляли в межсезонье, а кто-то до начала чемпионата и вовсе не дожил. Существуют опасения в связи с присутствием на трассе медленных и вовсе не обкатанных болидов, и с этими опасениями вполне можно согласиться. «Лотус» и «Верджин» хотя бы имели возможность попробовать себя на тестах, но результаты пока столь же неутешительны, сколь и предсказуемы – даже от середняков их отделяет около трех секунд, да и надежность все еще оставляет желать лучшего. Тем не менее, обе команды имеют опытных пилотов, (за исключением ди Грасси) и постараются избежать инцидентов и возможных санкций ФИА. И все же, медленные машины на трассе всегда представляют собой элемент риска и могут серьезно скорректировать ход квалификации и гонки.
Самым звездным новичком обещает стать «Хиспания Рейсинг». Команда спаслась от гибели в последний момент, но еще не успела вывести болид на трассу. Оба гонщика – дебютанты, да и руководство никак не назовешь искусным в управлении конюшней «Формулы-1». Перечислять все возможные казусы с участием бывшего «Кампоса» не имеет смысла, остается только устроиться поудобнее и ждать известий об удивительных приключениях испанской конюшни в чемпионате. Но пожелаем им все-таки удачи и поменьше контактов с суровыми стюардами ФИА.
Если не считать глобальной перетасовки гонщиков между командами и пилотов, которые провели неполный сезон-2009, настоящих дебютантов в этом году пятеро. Пока увереннее всех выглядит чемпион GP2 Нико Хюлькенберг – немец два года был тест-пилотом «Уильямса» и притерся к атмосфере «Формулы-1». Тем не менее, не стоит рассчитывать на то, что молодой гонщик с первой же гонки начнет теснить Рубенса Баррикелло – отсутствие опыта является серьезным, хотя и восполнимым недостатком. Ситуация с Виталием Петровым, финишировавшим в чемпионате GP2 вслед за Хюлькенбергом, пока выглядит не столь радужно – прежде россиянин не имел опыта работы с командами «Формулы-1», так что его процесс адаптации может затянуться.\
Оба бывших гонщика GP2 пришли в состоявшиеся команды, что является плюсом в сравнении с тремя оставшимися новичками, но ожидать стабильно высоких результатов от них пока не приходится, как и от Лукаса ди Грасси. Бразилец два года провел в роли третьего пилота «Рено», но «Верджин» – команда новая, со своими проблемами и трудностями. Скорее ди Грасси будет сосредоточен на том, чтобы помочь конюшне, чем на собственных результатах.
Самой же сомнительной выглядит пара Бруно Сенна – Карун Чандок. Хотя Сенна и проводил тесты за «Хонду», серьезного опыта в «Формуле-1» у него нет, а у Чандока – тем более. Ожидать чудес от этого состава чудес не приходится, скорее, они будут представлять определенную опасность для других гонщиков и могут помешать в квалификациях и борьбе на трассе.
Сюжетных линий для первого Гран-при 2010 года хватило бы на целый сезон. Разумеется, все интересное не ограничится этой гонкой, но всегда приятно знать, что нас ждет столь наполненное событиями и вопросами начало.