ФИА и ФОТА: жизнь после войны
В начале этой недели в «Формуле-1» отгремели последние залпы орудий, тяжелая артиллерия смолкла, и непосредственно перед заседанием совета ФИА руководство воюющих сторон уселось за стол переговоров. Говорить, собственно, было уже не о чем, так как все, что нужно было сказать, не один раз произносилось участниками конфликтной эпопеи и друг другу, и прессе. Пришло время решать и действовать, ибо момент наступил критический, важнейший. Команды и ФИА дошли до той черты, когда следующий шаг означал окончательный разрыв всех отношений, ведь уже в четверг в итальянской Болонье ФОТА должна была решать организационные вопросы, связанные с альтернативным чемпионатом. Разумеется, такая ситуация не могла устраивать того, кто получал от «Формулы-1» больше всех выгод. По слухам, именно Берни Экклстоун надавил на Макса Мосли, заставив того пойти на уступки. Еще вчера Макс клялся и божился, что останется твердым и нерушимым как скала смерти, еще неделю назад ФИА публиковала пресс-релизы, в которых практически предлагала командам-отступницам сдаться и угрожала им судом и жестокой расправой. Но уже сегодня речи Мосли хоть и были полны бравады о достигнутом Федерацией успехе, но уже контрастировали с тем, что было принято ею же в конце апреля.
Еще не все подробности известны, но то, что выяснилось, кажется больше победой ФОТА, чем реальным компромиссом. Для всех, в том числе и для болельщиков, главное, что «Формула-1» не раскололась, и члены ФОТА подтвердили свое участие в чемпионате мира до 2012 года. В сезоне-2010 примут участие и сильнейшие команды, и необстрелянные юнцы – «Манор», «Кампос» и US F1 – за новичками в компании маститых игроков всегда интересно наблюдать. И вообще, лучше уж один сильный чемпионат, чем две потенциальных гоночных серии, у каждой из которых могли бы быть фундаментальные изъяны: в одной гонялось бы тринадцать конюшен без роду и имени, а другая была бы собрана на скорую руку.
Впрочем, важны и другие договоренности. В 2010 году регламент останется таким же, как в нынешнем сезоне. Неизвестно, будут ли небольшие корректировки, связанные с отменой дозаправок – это ФОТА будет решать завтра на встрече с ФИА, – но зато почти наверняка не будет введения верхней границы бюджетов – то есть того, за что бился Мосли в течение нескольких месяцев. Вместо этого команды будут планомерно сокращать свои расходы. Если Макс считает, что здесь он достиг успеха, то ему следует вспомнить, что члены ФОТА всегда утверждали о намерениях сократить свои бюджеты, но только не мгновенно, а через несколько лет. Учитывая, что сегодня именно об этом и было объявлено, становится понятно, что это еще один пунктик, в котором именно Ассоциация взяла верх. Единственное, чего ФИА добилась – помощи автопроизводителей частникам и новичкам. Правда, каким образом будет осуществляться эта помощь – пока не ясно. Также нераскрыта тайна моторов «Косуорт» и вопроса оснащения ими болидов дебютантов.
ФИА не забыла сообщить, что команды признали ее в роли руководителя «Формулы-1», но при этом следует отметить, что правила вновь будут приниматься только после одобрения специальной комиссии «Ф-1». ФИА не протолкнет какие-нибудь чудо-двигатели для пяти различных автогоночных чемпионатов и не поменяет систему определения чемпиона мира без согласия самих команд. Это совсем не похоже на победу Макса.
Наконец, команды добились и заявления президента о добровольном уходе со своей должности после окончания нынешнего срока президентства. В октябре 2009 года в Федерации будут новые выборы, и Макс, наконец-то, не будет выдвигать свою кандидатуру.
Вроде бы все хорошо, но червячок сомнений не оставляет грызть душу. Макс Мосли – сильный и опытный политический игрок. Несомненно, ФОТА добилась больших успехов и, кажется, доказала, что в нужный момент может быть сплоченной организацией, умеющей добиваться локальных успехов. Однако нынешняя победа Ассоциация пару лет назад могла такой и не казаться, ведь по сути ФИА и Берни заставили команды выступать в «Формуле-1» и убедили подписать новый Договор Согласия. Кроме того, Мосли обратил внимание команд на неимоверно высокие расходы в последние годы, добился появления новичков и обязал автопроизводителей помогать частникам. Если бы два-три года назад Макс предложил командам такой вариант развития «Формулы-1», согласились бы они? Да, игра обеих сторон в последние месяцы носила рисковый характер и обе стороны были на грани, но чем все сейчас заканчивается? «Формула-1», кажется, выходит обновленной и сильной. Во всяком случае, руководители ФОТА только об этом и говорят.
Почему-то в это хочется верить, а также в то, что подобных битв титанов не будет как минимум несколько лет. Впрочем, война, вероятно, не закончена. Она просто будет другой – партизанской, подпольной. Например, как быть с преемником Макса Мосли? Кто займет место президента ФИА: Жан Тодт – ставленник «Феррари» или человек, близкий по духу Максу? А еще не верится, что политическая карьера самого Мосли завершена. Впрочем, как минимум, до октября он точно не даст нам забыть о себе, а если команды воспротивятся каким-нибудь договоренностям, то запросто может вновь встать во главе Федерации. Учитывая, что Мосли не уйдет из ФИА полностью, а лишь займет место в ее сенате, запасной вариант у него точно должен быть.
Так что история не окончена, а просто перешла на новый уровень. Болельщикам так вообще скучать не придется. Хватит им и других событий, ведь в последние годы скандалы в «Формуле-1» стали ежегодным явлением. От неспокойного 2010 года никто не застрахован.
Но хоть дали помечтать о великих автодромах =))
А что касается долгосрочного эффекта - не думаю что за ФОТА стоит переживать как за тупого ребенка, они прекрасно прикидывают что к чему и каждый сеичас просчитывает стратегию на будущее...
имхо ФОТА было очень выгодно получить эту уступку, потому что если выгоднее был алт чемп Флав бы уже договаривался с трассами
Давно пора гнать этого старого придурка Мосли взашей - он уже неадекватен.
я тоже был за раскол
в принципе, ИМХО, рано или поздно, он неизбежен. мне это было ясно давно
этим летом ситуация накалилась до максимума, а по итогу... не знаю что по итогу
PS. а шесть мобильных шикан только в плюс сезону 2010. или ты умеешь рисковать и обгонять, или едешь вагончиком в паровозике)))
да и гореть должны косуорты, сейфити кар, в общем, прикольно будет)))
Исходя из этого, боюсь, ФОТА все-таки могла бы больше приобрести, создав новый чемпионат.
Ну а что такое «держать слово», Мосли, боюсь, уже забыл.