Гран-при Турции: хроника гонки
15.00 Здравствуйте, дорогие друзья! Sports.ru начинает текстовый онлайн седьмого этапа чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1». Гран-при Турции стартует через час.
В окрестностях Стамбула тепло, светит солнце, воздух прогрелся до 32 градусов по Цельсию. Дождя синоптики не прогнозируют.
Сегодня пилотам предстоит пройти 58 кругов. Длина каждого круг равна 5,338 км, а общая дистанция составляет 309,396 км.
15.06 Сегодня после экстренного собрания ФОТА в моторхоуме «Тойоты» по паддоку прошел слух о том, что команды, входящие в состав Ассоциации, могут бойкотировать Гран-при Турции в знак несогласия с политикой ФИА. Если это произойдет, на старт выйдут только болиды «Уильямса» и «Форс-Индии», поскольку эти конюшни покинули ряды ФОТА и подали заявки на участие в сезоне-2010. Тем не менее, представители «Феррари» и «Макларена» отрицают эти слухи как необоснованные.
15.10 Напомним вам о вчерашней квалификации, победителем которой стал Себастьян Феттель из «Ред Булл». Немец вновь, как и в Китае, постарается нарушить гегемонию Дженсона Баттона в сезоне-2009, однако сделать это будет непросто. Задача Себастьяна в гонке ясна � на более легкой машине оторваться от главных соперников, а затем постараться удержать за собой первую позицию. В пользу Феттеля говорит удобное стартовое место � гонщик начнет гонку с накатанной стороны трассы, в то время как Баттону, квалифицировавшемуся вторым, на более тяжелой машине придется стартовать с пыльной части трека, да еще и сдерживать атаки более легко заправленного напарника Рубенса Баррикелло, чей «Браун» сейчас располагается третьим.
Высокий гоночный темп белых болидов делает их фаворитами предстоящего Гран-при, однако предсказывать точный исход событий до клетчатого флага нельзя: Феттель и «Ред Булл» наверняка учли прошлые ошибки и постараются навязать Баттону и Баррикелло борьбу за победу в этой гонке.
15.15 Четвертым в бой уйдет еще один представитель «Ред Булл» Марк Уэббер, однако на старте австралиец наверняка будет больше думать не об атаках, а о защите собственной позиции, ведь позади него опасные соперники � Ярно Трулли на «Тойоте» и оба пилота «Феррари». Причем Трулли имеет хорошую возможность реализовать преимущество накатанной траектории, а гонщики Скудерии могут воспользоваться KERS.
Фернандо Алонсо и Нико Росберг традиционно вошли в Топ-10 по итогам квалификации, однако испанцу восьмое место далось ценой самого легкого болида на старте этой гонки. По предварительным прогнозам, лидер «Рено» отправится на дозаправку в районе 13 круга, после чего он может надолго застрять за одним из тяжело заправленных болидов из середины второго десятка пелотона.
15.20 Заметного прогресса добился «БМВ-Заубер». Роберт Кубица � десятый, а Ник Хайдфельд расположился на одиннадцатом месте стартовой решетки. Цель подопечных Марио Тайссена � борьба за очки, что, несмотря на значительный успех в сравнении с Гран-при Монако, кажется слабым утешением после прошлого сезона. В 2008-м на седьмом этапе чемпионата мира Роберт Кубица принес команде первую победу в ее истории.
Ниже гонщиков баварско-швейцарского коллектива на стартовой решетке расположились либо неудачники субботы, как Тимо Глок, который не смог поддержать темп Ярно Трулли, либо традиционно слабо выступающие до гонки Казуки Накадзима и Нельсон Пике-младший.
Особняком стоят болиды MP4-24 команды «Макларен». Одна серебристая машина, пилотируемая Хейкки Ковалайненом, оказалась четырнадцатой, а другая, за рулем которой выступает действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон, вновь не прошла во второй сегмент квалификации. Может быть Мартину Уитмаршу задуматься, стоит ли менять финна на пилота из «Уильямса»?
15.25 «Торо Россо» пытается прочно закрепиться в пелотоне на последнем месте, отбирая двадцатые места в квалификациях у «Форс-Индии». Особенно преуспевает в этом четырехкратный чемпион «ЧампКар» Себастьян Бурдэ � вчера француз замкнул протокол, а его напарник показал восемнадцатое время. Луча света для «Торо Россо», несмотря на почти идентичный победителю квалификации автомобиль, до сих пор не видно.
Зато индийская конюшня второй раз подряд пробилась во вторую часть сессии, причем на этот раз стараниями Адриана Сутиля, опередившего и напарника Джанкарло Физикеллу, и своего большого друга Льюиса Хэмилтона из чемпионской конюшни.
С результатами квалификации, а также весом болидов перед стартом гонки можно ознакомиться по указанным ссылкам.
15.30 Пит-лейн открыт, пилоты занимают позиции на стартовой решетке.
15.41 Трасса прогрелась уже до 50 градусов по Цельсию. Сохранение шин в рабочем состоянии может стать ключевым фактором в этой гонке.
15.44 Согласно подсчетам организаторов, сегодня на трибуны автодрома пришло около 11 000 зрителей. Это рекордно низкая посещаемость этапа «Формулы-1».
15.45 Пит-лейн закрыт до начала гонки.
15.46 Играет гимн Турции.
15.47 Энтони Хэмилтон о чем-то ведет разговоры с представителями «Форс-Индии». Может быть, ищет кокпит в конкурентоспособной команде для сына?
15.50 Пилоты надевают балаклавы и шлемы и забираются внутрь своих болидов.
15.51 «Феттель хорошо выступает в сухих гонках. Мы сможем продержаться на трассе на круг или два меньше, чем «Брауны», но Себастьян собирается бороться. Мы всегда можем выдумать что-нибудь необычное в плане стратегии», � рассказал руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер корреспонденту Би-би-си.
15.56 «Думаю, сегодня будет веселая гонка. Буду атаковать изо всех сил, но даже одно очко станет достижением. Желаю удачи лидерам», � поделился с корреспондентами Би-би-си соображениями по поводу гонки Льюис Хэмилтон.
16.00 Все пилоты ушли на прогревочный круг. Большинство гонщиков выбрали жесткий тип резины. Исключение составил Фернандо Алонсо. Видимо, испанец проведет короткий первый отрезок гонки на «софте», а потом перейдет на «хард».
Старт! Феттель сохранил лидерство, Баттон � второй, а Баррикелло провалился вглубь пелотона. Трулли вышел на третье место, за ним идут Уэббер, Масса, Росберг, Райкконен, Алонсо.
1 круг. Баттон закончил круг лидером! В одном из поворотов немец слегка выбрался за пределы десятого поворота и англичанин воспользовался моментом. Марк Уэббер опередил Трулли. Росберг тоже неплохо начал гонку и сумел опередить Фелипе Массу в борьбе за шестое место.
2 круг. Баттон показывает лучшее время � 1.29,364.
3 круг. Райкконен по командному радио сообщил, что в контакте повредил переднее антикрыло и теряет темп и прижимную силу.
Баттон вновь показывает лучшее время � 1.29,155.
4 круг. Баррикелло застрял за Хейкки Ковалайненом. Сейчас бразилец идет 12-м.
Баттон еще быстрее � 1.28,694, он отрывается от Феттеля на 2,2 секунды.
5 круг. В боксах Физикелла. Похоже, что болид «Форс-Индия» поврежден.
Дженсон Баттон продолжает штамповать быстрые круги � 1.28,532. Все, кроме Феттеля проигрывают англичанину на каждом круге по секунде и больше.
Положение в гонке: Баттон, Феттель (+2,5), Уэббер (+5,8), Трулли (+8,4), Росберг (+10,5), Масса (+12,1), Алонсо (+13,3), Кубица (+14,5).
6 круг. Физикелла так и не покинул боксы. Машину итальянца завезли внутрь, механики занимаются починкой. Официально гонка для Джанкарло уже закончилась.
8 круг. Баррикелло устал изучать заднее антикрыло «Макларена» Хейкки Ковалайнена. Серия атак почти увенчалась успехом, гонщики провели бок о бок несколько поворотов, но финн все-таки удержал 11-е место.
Лучшее время у Баттона � 1.28,128.
9 круг. Очередная атака Рубенса закончилась легким контактом! Ковалайнен удержался, а вот Баррикелло развернуло. Бразилец потерял несколько позиций и сейчас занимает 17-е место.
10 круг. Баррикелло опередил Хэмилтона. Действующий чемпион мира не смог сопротивляться так же, как и его напарник.
Себастьян Феттель на каждом круге проигрывает лидеру 0,2-0,4 секунды. Через шесть кругов немцу придется посетить боксы.
11 круг. Пике, пытаясь удержать Баррикелло за собой, переоценил свои возможности и чуть не потерял машину в девятом повороте. Более опытный бразилец опередил молодого соотечественника без проблем.
12 круг. Новым объектом атак неутомимого Рубенса стал Адриан Сутиль, который занимает 14-ю позицию.
Баттон лучшее время � 1.27,799.
По отношению к Баттону Феттель теряет время на втором секторе, где находится знаменитый восьмой поворот.
13 круг. Баррикелло нужен танк. Гонщик так активно прессинговал Сутиля, что даже повредил переднее антикрыло. Механики достали запасную деталь и теперь ждут Рубенса на дозаправке.
13 круг. Пит-стоп Баррикелло занял 11,3 секунды.
14 круг. Алонсо на плановом пит-стопе.
15 круг. Феттель в боксах � 6,5 секунды. Немец вернулся в гонку на шестой позиции.
Гоночный инженер Массы Роб Смедли по радио сообщил своему подопечному, что тому нужно перестать перетормаживать перед последним поворотом.
15 круг. Баттон показывает быстрейшее время � 1.27,778.
16 круг. Трулли в боксах � 9 секунд.
17 круг. Баттон в боксах � 9,3 секунды. Намного дольше, чем Феттель, но возвращается в гонку третьим, впереди главного соперника. Последний отрезок Дженсона Баттона на мягкой резине будет очень коротким � всего 15 кругов.
18 круг. Пришел черед дозаправки Марка Уэббера (9,4 секунды), следом за ним на пит-лейне показываются болиды Росберга и Райкконена. Пилот «Ред Булл» вернулся в гонку на четвертой позиции, но позади тяжело заправленного Кубицы.
19 круг. Герой обороны Ковалайнен тоже на пит-стопе (9,1 секунды). Гонщик получил в свое распоряжение твердые покрышки.
20 круг. После пит-стопов лидеров Баттон опережает Феттеля на 3,2 секунды. Себастьян идет очень быстро по трассе, но, похоже, он выбрал тактику трех остановок.
21 круг. После планового пит-стопа Кубица вернулся в гонку десятым.
22 круг. В борьбе за 13-е место действующий чемпион обошел чемпиона мира 2007 года. Райкконен проигрывает 2 секунды даже Нельсону Пике.
23 круг. Пока что отличную гонку проводит Нико Росберг. Благодаря удачному старту и хорошему темпу, немец вышел на пятое место, опередив Ярно Трулли.
Положение в гонке: Баттон, Феттель (+1,1), Уэббер (+12,8), Накадзима (+18,8), Росберг (+24,6), Трулли (+26,5), Глок (+27,1), Масса (+32,1).
24 круг. Феттель уже вплотную приблизился к Баттону. Сработает ли тактика «Ред Булл»?
25 круг. Команда посоветовала Феттелю концентрироваться на своих торможениях при попытках обогнать Баттона.
26 круг. Буэми в боксах. До этой остановки швейцарец шел 15-м.
«У меня возникли проблемы с торможением еще в практике, в квалификации мы кое-что поменяли, но особо это не помогло. Сегодня же дела и вовсе пошли из рук вон плохо. Я хорошо стартовал, но мои колеса заблокировало на длинной прямой. Так что продолжать дальше было рискованно, и меня позвали в боксы», � рассказал Джанкарло Физикелла репортерам Би-би-си.
Накадзима все-таки заехал в боксы.
27 круг. Тимо Глок совершил стратегический обгон Ярно Трулли и вышел на пятое место. Гонщики идут на разной тактике.
Баттон уверенно контролирует Феттеля. Немец даже не может приблизиться на расстояние атаки.
28 круг. Хайдфельд направился на дозаправку.
29 круг. Феттель на второй дозаправке (8,6 секунды). Гонщик получил твердые шины. Эта плановая дозаправка полностью подтверждает тактику трех остановок, поскольку по правилам в гонке нужно использовать оба типа резины. Так игры командного мостика «Ред Булл» помогут своему лидеру проиграть даже напарнику. Сейчас на второе место вышел Марк Уэббер, а Феттель � третий.
30 круг. Глок, шедший пятым, отправился на плановую дозаправку.
31 круг. Первый пит-стоп Нельсона Пике-младшего.
32 круг. Перед плановой дозаправкой Хэмилтон успел еще раз помучить комплект «харда» жестким торможением в конце круга. После пит-стопа Хэмилтон выехал на «софте». Это значит, что англичанин больше останавливаться не будет.
Положение в гонке: Баттон, Уэббер (+16,9), Феттель (+24,6), Росберг (+30,9), Трулли (+34,6), Масса (+41,3), Накадзима (+46,9), Кубица (+49,6).
34 круг. На задней прямой Пике догнал Хэмилтона, бросился в атаку и после интереснейшей борьбы сумел выйти вперед.
35 круг. Феттель не догоняет Уэббера, последний круг вообще прошел на секунду хуже, а это значит, что его стратегия трех пит-стопов не работает.
37 круг. Хэмилтон кое-как идет по трассе. Англичанин уступает лидерам по 3 секунды на круге. В борьбе за 17-е место действующего чемпиона прошел Буэми.
38 круг. Баттон опережает Уэббера на 18,8 секунды.
39 круг. Баррикелло на плановой дозаправке. На последний отрезок гонки бразилец получил «софт».
40 круг. Машина Баттона пустеет. Англичанин показывает лучшее время � 1.27,579. Росберг совершил последний пит-стоп. Остановка длилась 6,9 секунды. На трассу он возвращается позади Накадзимы на 7-ой позиции. Кругом ранее на пит-лейн отметился Алонсо.
42 круг. Масса в боксах (7,4 секунды). В гонку Фелипе вернулся на десятой позиции.
43 круг. Лидер гонки Дженсон Баттон на дозаправке (7,3 секунды), следом за ним в боксах Уэббер (7,1 секунды), а затем � Трулли. Ни один из этих пилотов больше не планирует дозаправляться. Чего нельзя сказать о Себастьяне Феттеле, временно вышедшем на второе место.
44 круг. Феттель выигрывает у напарника всего 11 секунд. Слишком маленький отрыв, чтобы остаться на второй позиции. Полный стратегический провал «Ред Булл».
44 круг. Накадзима на заключительном пит-стопе потерял много времени из-за долгой смены колес. Корреспондент Би-би-си сообщил, что механики не смогли правильно поменять левую переднюю покрышку на пит-стопе Накадзимы. Остановка из-за этого настолько затянулась, что японец может оказался вне очковой зоны.
Положение в гонке: Баттон, Феттель (+7,3), Уэббер (+19,1), Трулли (+37,8), Росберг (+39,4), Глок (+40,4), Масса (+48,5).
46 круг. Хайдфельд, шедший восьмым, отправился на дозаправку.
47 круг. Тем временем, можно отметить, что Трулли на пит-стопе опередил Росберга.
48 круг. Феттель на пит-стопе. Пилот «Ред Булл» вернулся в гонку третьим. Рубенс Баррикелло заехал в боксы и выбрался из машины. Гонка для него закончилась. Первый сход «Брауна» в этом сезоне.
49 круг. Уэббер опережает Феттеля на 3,7 секунды. Позволит ли команда своим пилотам выяснить, кто из них больше достоин второго места на Гран-при Турции?
50 круг. Положение в гонке: Баттон, Уэббер (+20,9), Феттель (+24,3), Трулли (+39,0), Росберг (+42,3), Масса (+51,5), Кубица (+61,0), Глок (+61,8).
51 круг. Почти между всеми пилотами стабильные отрывы. Лишь Глок, идущий восьмым, уступает Кубице 0,7 секунды и Феттель стремительно догоняет Уэббера. Между двумя «Ред Булл» уже 2,5 секунды.
54 круг. По командному радио Феттеля просят беречь машину и сообщают, что Уэббер быстрее немца. Странно, но судя по тому, как быстро молодой гонщик догнал австралийца, кажется, что именно он сейчас показывает более высокую скорость!
57 круг. Баттон скинул скорость и подпустил Уэббера до 10 секунд. Англичанин бережет машину. Еще чуть-чуть, и в кармане у Дженсона будет шестая победа в чемпионате.
Финиш! Баттон зигзагообразно финиширует на Гран-при Турции и зарабатывает очередную победу в сезоне-2010! Следом за ним пришли Уэббер, Феттель, Трулли, Росберг, Масса, Кубица, Глок, Райкконен, Алонсо, Хайдфельд, Накадзима, Хэмилтон, Ковалайнен, Буэми, Пике, Сутиль и Бурдэ. До финиша не добрались лишь Рубенс Баррикело и Джанкарло Физикелла. 17.35 Победитель выбрался из болида в закрытом парке, помахал всем руками и попрыгал, активно изображая радость. Дженсон великолепно провел эту гонку!
После очередной победы Дженсона Баттона сложилось впечатление, что англичанин может всю гонку ехать хоть на любой резине, тактике, задом, боком или зигзагами, но все равно финишировать первым. Удивительно, но его напарник, обладающий такой же машиной, вновь выглядел не лучшим образом. Можно много рассуждать о талантах пилотов «Брауна» и сравнивать их достижения в прошлые годы, но сейчас положение в чемпионате мира полностью доказывает, что Баттон по праву лидирует в сезоне-2010.
Мини-дубль «Ред Булл», конечно, приятное событие для команды, которая завершила прошлый чемпионат на седьмой строчке в Кубке конструкторов, но если думать о победах в гонках, то необходимо что-то решать со стратегиями во время Гран-при. К Марку Уэбберу и его гоночному инженеру нет никаких претензий � австралиец сделал все, что мог, добравшись до второй позиции, несмотря на старт со второго ряда, но третье место Себастьяна Феттеля трудно назвать большой удачей. Виноват и сам немец, пропустивший Баттона уже на первом круге гонки, и те люди, которые принимали решение перевести гонщика на тактику трех остановок. Если «Ред Булл» еще планирует бороться за титул � что кажется уже почти невероятным � то подобных ошибок нельзя допускать в будущем.
«Тойота» отстояла свое право называться третьей конюшней пелотона в этом сезоне. После двух подряд неудач Ярно Трулли финишировал четвертым, а Тимо Глок � восьмым. На японскую конюшню сработали и новинки, и сам характер трассы, многие повороты которой требуют отличной аэродинамики. Приятно и то, что после грандиозного провала в Монте-Карло команда не сдалась, не подалась панике, а продолжила целенаправленное развитие болида, которое в Турции обернулось шестью очками в зачет Кубка конструкторов.
Хорошую гонку провел и Нико Росберг. Финиш немца на пятом месте должен подбодрить команду и придать ей новых сил в нелегкой борьбе за возвращение в числе лидеров. Пополнить очковый запас конюшни мог и Казуки Накадзима, однако проблемы на пит-стопе с колпаком переднего колеса откинули японца за пределы заветной восьмерки. Тем не менее, эту гонку можно занести в актив молодому пилоту.
Вновь спорную гонку провела «Феррари». С одной стороны, не самого плохого результата добился Фелипе Масса, финишировавший шестым, но с другой � проблемы с болидом Кими Райкконена, и очередной этап, завершившийся вне подиума, вряд ли сильно обрадовали болельщиков Скудерии. Чтобы вернуться в лидеры «Формулы-1», подопечным Стефано Доменикали придется потратить еще много сил.
Почти аналогичные проблемы, связанные с нехваткой скорости болида, испытывает и «БМВ-Заубер». Тем не менее, нельзя не признать, что выступление Роберта Кубицы на Гран-при Турции, добившегося седьмого места, получилось очень хорошим. В конце гонки поляк сдерживал более быструю «Тойоту», но все-таки не пропустил ее вперед.
«Рено» полностью заслужила десятое место Фернандо Алонсо. Если в квалификации тактика с пустыми баками еще позволила попасть в восьмерку, то в гонке испанец закономерно откатился назад. Может быть команде следует признать, что R29 не тот автомобиль, который стоит титанических усилий по его доводке?
Кто бы мог подумать, но удел «Макларена» сейчас � бороться с пилотами «Торо Россо» и «Форс-Индии». По ходу гонки Льюис Хэмилтон шел на рискованную стратегию с одним пит-стопом, однако задумка команды не сработала, и довольно быстро на тяжелой машине и мягких покрышках англичанин стал пропускать одного соперника за другим. Даже удивительно, что в итоговом протоколе он оказался выше Хейкки Ковалайнена.
На этом мы с вами прощаемся. Увидимся через две недели, 21 июня на Гран-при Великобритании. Спасибо за внимание и до свидания!