8 мин.

Две стороны одного «Отодрома»

После разведочного Гран-при Малайзии Берни Экклстоун начал масштабную экспансию «Формулы-1» на восток. Бахрейн, Китай… Первый этап наступления завершился успешными переговорами с организаторами Гран-при Турции. В сказке Ершова есть замечательные строки, характеризующие задуманные три трассы: «У старинушки три сына: cтарший умный был детина, cредний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак». И если бахрейнские шейхи и китайские дельцы имели более или менее четкое представление о «Формуле-1» и о том, зачем она им нужна, то про организаторов Гран-при Турции этого точно не скажешь. Но, как и полагается дураку в сказках, он оказался самым везучим из всей троицы. Или, во всяком случае, имел возможности воплотить все свои проблемы и недостатки в плюсы и достоинства.

Лучший из новейших

Для начала организаторы купили участок земли в районе Тузла, расположенном в азиатской части Стамбула, наняли лучших специалистов по проектированию и строительству трасс и потратили на новый автодром почти 250 млн долларов. В общем, сделали все, как и полагается в таких случаях. Купленный участок оказался холмистым, и Герман Тильке, проектировавший автодром, даже сумел превратить это неудобство в большой плюс – немец просто вписал профиль трассы в естественный рельеф, лишь кое-где подкорректировав явные шероховатости. Еще летом 2004-го по холмам Тузлы ходили местные коровы, но в декабре началось строительство, а через несколько месяцев трасса была готова к началу эксплуатации.

Следует отметить, что «Отодром» получился весьма интересным и безопасным треком. Перепады высот в 55 метров и длинные прямые с плавными поворотами напомнили знаменитую трассу «Спа-Франкоршам», а широкие зоны безопасности оставили гонщикам хорошие шансы не закончить гонку раньше времени, даже несмотря на возможные ошибки. Стоит отметить и ширину самого трека, который после тесных улиц Монте-Карло покажется пилотам просторным, словно Черное море. При проектировании «Отодрома» Тильке как будто изменил своему духу – здесь почти нет характерных для его творений шикан, да и вообще, при взгляде на трассу кажется, что она состоит из нескольких прямых, соединенными разнообразными виражами, а не наоборот.

Безусловно, изюминкой «Отодрома» стал восьмой поворот. Собственно, где-нибудь на картодроме «Хунгароринг» он считался бы тремя разными виражами, но на размашистых творениях Тильке это один поворот, зато какой! «Самый длинный из всех виденных мной. Тут большие перегрузки, почти 5g в течение семи секунд, что оказывает очень сильное давление на шею. Вираж нужно проходить как можно более плавно, но когда получается, гонщик выходит из него с улыбкой и чувством удовлетворения», – рассказал о самом интересном участке трассы лидер чемпионата мира Дженсон Баттон.

Кстати, про шею англичанин вспомнил не зря: движение на стамбульском автодроме проходит против часовой стрелки, что для гонщиков «Формулы-1» немного непривычно. Именно поэтому подготовку к Гран-при Турции спортсмены начинают в тренажерных залах, усиленно тренируя мышцы шеи.

Есть здесь еще несколько интересных мест: одиннадцатый поворот, соединяющий две длинных прямых и проходимый на скорости 315-320 км/час, когда пилот не снимает ногу с педали газа, первый вираж, неуловимо напоминающий аналогичные по порядку повороты в «Лагуна-Сека» и «Интерлагосе», есть и интересная шикана в самом конце круга.

Еще один плюс, весьма немаловажный для команд – просторный комплекс боксов и многие другие удобства, позволяющие автодрому считаться одним из лучших в мире.

Проблемы, проблемы…

Казалось бы, вот оно счастье, но организаторы Гран-при не стали искать легких к нему путей. Они быстро растеряли другие гоночные серии и совершили крайне сомнительный политический поступок, когда вручение главного приза победителю Гран-при Фелипе Массе поручили Мехмету Али Талату, президент непризнанной мировым сообществом Турецкой республики Северного Кипра. ФИА тут же начала расследование этой, несомненно, большой глупости организаторов, и даже пригрозила серьезными санкциями. Последним ничего не оставалось сделать, кроме как изобразить ход конем – они взяли «в долю» Экклстоуна.

Но, похоже, наглядевшись на красоты трассы, Берни сам не понял, с чем он связался. «Это худшее сотрудничество, с которым мне приходилось сталкиваться. Люди думают, что я псих, но я верю в Турцию и в долгосрочные перспективы автодрома», – рассказал Экклстоун о своих чувствах после начала работы.

Проблем у турков хватает. После потери всех гоночных серий, кроме «Формулы-1», организаторы и местные власти ничего не сделали, чтобы популяризировать автогонки. Турция – футбольная страна, поэтому ко многим другим видам спорта люди часто равнодушны.

Шутка ли, в сезоне-2008 из возможных 130 000 зрителей, «Отодром» посетило лишь 40 000 человек. «В прошлом году мы опозорились на весь мир. Трибуны были почти пустыми. Из всех посетителей турками были наверное, только 5000 человек. В 2005-м местные зрители приехали, посмотрели на диковинку, и больше она их не заинтересовала», – посетовал комментатор турецкой телекомпании CNN Барис Куйучу.

Впрочем, несмотря на отсутствие автогоночной культуры у населения, новые организаторы не захотели сдаваться. На автодроме они собираются проводить музыкальные фестивали, планируют устраивать различные массовые мероприятия в дни проведения Гран-при, а в этом году даже состоялся футбольный матч с участием пилотов «Формулы-1» – если уж не на автогонки, то хотя бы на свой любимый спорт соберутся болельщики.

И, тем не менее, низкой посещаемости в этом сезоне Гран-при Турции уже не избежать. Впрочем, подобные проблемы, хотя и в разной степени, возникают везде: в Австралии, в Китае. Да, что там говорить, если даже в Монако все цифры ухнули вниз на 20 процентов. Отчасти виноват экономический кризис, но, возможно, Берни Экклстоуну стоит тщательнее задуматься над концепцией продвижения «Формулы-1» в негоночные страны.

Нынешний контракт Турции с ФОМ рассчитан до 2011 года. Но раз за разом из лагеря организаторов раздаются тревожные сигналы о том, что продления соглашения может не последовать. Что ж, если так и произойдет, то у пилотов еще есть пара сезонов, чтобы насладиться удачным творением Германа Тильке.

Трасса Массы

Поскольку автодром пустует 362 дня в году, это накладывает на него знакомый по многим трассам отпечаток. Во-первых, в пятницу гоночного уик-энда пилотам придется серьезно пострадать, ведь трек будет пыльным и без накатанной траектории. Из-за чего, конечно, поиск оптимальных настроек значительно усложнится. Во-вторых, асфальт на «Отодроме» очень гладкий, скользкий – слишком мягкие шины здесь долго не протянут. Впрочем, твердые тоже не кажутся идеальным решением, но, тем не менее, соблюдая принцип выбора жесткости резины через один комплект, «Бриджстоун» привезет «софт» и «хард». Коварный восьмой поворот, со своими сумасшедшими нагрузками, впрочем, как и некоторые другие участки трассы, потребует от покрышек максимально возможной надежности.

В предыдущие годы шины значительно портили настроение некоторым гонщикам. Например, в 2005-м Марк Уэббер и Ник Хайдфельд, выступавшие тогда за «Уильямс», наверняка испытали удивительные ощущения от четырех проколов покрышек их болидов. В 2007-м Льюис Хэмилтон, известный своим агрессивным пилотированием болида, красиво так прошлепал в боксы с расслоившейся шиной, а на следующий год будущий чемпион вынудил представителей «Бриджстоуна» идти с челобитной к Рону Деннису и просить того не выбирать тактику двух пит-стопов для молодого пилота, ведь иначе резина бы не выдержала.

Сегодня японцы не очень уверенно заявляют, что проблем быть не должно, но всем следует быть бдительными. Учитывая то, что в сезоне-2009 на шинников не ругался только ленивый, Гран-при Турции вряд ли станет легкой прогулкой.

В прежние годы оптимальной стратегией была тактика двух пит-стопов. Исключать целенаправленный переход на гонку с четырьмя отрезками нельзя, но все же этот вариант выглядит альтернативным. Из-за большого количества прямых потребление топлива оказывается довольно большим – 2,49 кг на круг. Среди всех трасс чемпионата «Отодром» находится на пятом месте по поеданию бензина. По многим другим показателям турецкий трек неприхотлив: он милостиво относится к тормозным дискам, поскольку они хорошо охлаждаются на прямых, и прижимной силе – настройка антикрыльев требует среднего уровня угла атаки. Из-за разнообразия поворотов – как высокоскоростных, так и медленных – инженеры ищут компромисс в настройке жесткости подвески. Моторы тоже подвергаются средней нагрузке, даже несмотря на возможную жару.

Для того чтобы быть среди лидеров в Турции, болид не должен иметь существенных недостатков. Если в Монако аэродинамика играет не столь значительную роль, в Барселоне – наоборот, а в Монце один из главных факторов – мощность мотора, в Турции важно все вместе. В итоге здесь побеждают либо лучшие болиды, либо Фелипе Масса.

Бразилец не стесняясь может объявить себя султаном «Отодрома», и никто не будет возражать – три победы подряд красноречиво говорят об успехах гонщика «Феррари». Однако в прошлые два года пилот Скудерии приезжал в Стамбул в качестве одного из фаворитов всего чемпионата, не говоря уже о победе в отдельной гонке, а ныне предполагается, что Дженсон Баттон и «Браун» будут доминировать от и до.

Главными соперниками британца остаются все те же лица – Себастьян Феттель, который попытается реабилитироваться за две провальные гонки, и сама «Феррари» в полном составе. Правда, красным болидам по-прежнему существенно не хватает прижимной силы, однако в случае непредвиденных обстоятельств и очередных тактических «успехов» «Ред Булл», команда из Маранелло может сотворить маленькое чудо.

Остальным, если честно, будет еще сложнее. Роль статистов вряд ли устраивает Фернандо Алонсо или Льюиса Хэмилтона, но их команды не обещали кардинальных новинок. В попытке хоть как-то утешить своих читателей, испанская Marca даже полностью переврала интервью Пэта Симондза и сообщила о том, что «Рено» готовит революцию на Гран-при Турции. Увы, но на большой прогресс конюшня Бриаторе не надеется.

Пожалуй, самый значительный интерес с точки зрения прорыва представляют собой «БМВ-Заубер» и «Тойота». Немцы наконец-то закончили двойной диффузор и попытаются сократить отставание, а японскую команду в последних гонках бросало то в жар, то в холод. Явные неудачи в Барселоне и Монако кажутся не просто временными трудностями, а серьезными проблемами в развитии TF109. Впрочем, по своим характеристикам трасса в Турции должна подходить «Тойоте», поэтому есть шанс, что Трулли и Глок постараются зацепиться за позицию в шестерке лучших.

Больной вопрос: где обгоны? Самое удачное место – торможение в конце задней прямой при подъезде к шпильке. Как правило, именно на этом участке трассы происходят наиболее интересные моменты гонки. Но опыт прошлых лет говорит о том, что обгонять на «Отодроме» очень тяжело. Поэтому остается лишь надеяться, что в этом сезоне зрители увидят что-то действительное достойное, и гонкой в Турции смогут насладиться не только участники, но и миллионы их болельщиков.