Восходящая звезда
Паломничество в Ченстохова
Начало биографий большинства современных пилотов «Формулы-1» будто писано по единому шаблону: «отец купил мне первый карт, когда мне было шесть лет». Однако в истории Роберта все еще интереснее: миниатюрный вездеход с бензиновым двигателем мощностью в четыре лошадиных силы был подарен сыну Артуром Кубицей в честь четвертого дня рождения. «Я полдня провел за рулем этой машины и совсем не хотел возвращаться домой, – вспоминает Роберт. – Два года я катался на ней по дорогам, ведущим к парковкам, пока не получил в подарок настоящий карт». К несчастью, в начале 1990-х в Кракове, родном городе Кубицы, не было ни одного картодрома, посему приходилось ездить за 150 километров в город Ченстохова, известный ежегодно привлекающей миллионы паломников иконой богоматери. «Поездки занимали кучу времени, а также дорого обходились отцу, и я глубоко признателен ему за все эти жертвы», – рассказывает Роберт.
Однако самым главным препятствием был возраст Кубицы, поскольку местные законы не позволяют участвовать в чемпионате Польши по картингу гонщикам младше 10 лет. Когда настал счастливый день получения лицензии, выяснилось, что регулярные тренировки в Ченстохове не прошли даром – Роберт явно превосходил своих ровесников, что доказали шесть титулов, выигранные всего за три года.
«Отец понял, что в Польше я выиграл все, что возможно, а потому захотел дать мне шанс помериться силами с сильнейшими картингистами мира. А тогда лучшим из чемпионатов был итальянский», – рассказывает Роберт. Первая же гонка на Апеннинах принесла поул и второе место на финише. «Мне повезло, ведь в нашей команде был один из лучших механиков в Польше Юрек Врона», – скромничает молодой гонщик.
Как закалялся Роберт
Итальянский вояж едва не закончился провалом: расходы превысили все ожидания, и после третьей гонки бюджет «Тим Кубица» был исчерпан. Однако талант 13-летнего поляка заметили представители итальянского производителя картов CRG, предложив ему контракт заводского пилота. Уже в том, 1998-м, году Кубица выиграл титул чемпиона Италии, подкрепив его победой в соревнованиях на Кубок Монако. Год спустя поляк повторил это достижение, и занял первое место в знаменитой гонке «Эльф Мастерс» в парижском «Берси».
Но не менее важным чем победы было то, что за время выступления в картинге Кубица закалил свой характер. «Первые два года в Италии семья поддерживала меня, но родители не могли постоянно жить в этой стране. Поэтому с тех пор, как мне исполнилось 16 лет, приходилось рассчитывать только на свои силы, и это было настоящей школой жизни», – говорит Кубица. Раннее взросление поляка проявляется и в том, как он поставил себя в своей нынешней команде «БМВ-Заубер»: он предъявляет четкие требования и добивается поставленных целей. В частности, его общение со своим гоночным инженером Антонио Кукьереллой совсем не похоже на то, как это делают другие гонщики. Гоночный инженер для Кубицы это не нянька и не поводырь: во время соревнований Роберт предпочитает сам запрашивать всю необходимую информацию и ожидает точные ответы.
Именно в Италии сформировался характерный агрессивный стиль пилотирования поляка. Он предпочитает недостаточную поворачиваемость гоночного автомобиля и позднее торможение на входе в поворот, где поведение машины контролируется резкими движениями рулевого колеса и точной манипуляцией педалью акселератора.
Наконец, во время выступлений на Апеннинах началось сотрудничество Роберта и его менеджера Даниэле Морелли. Именно Морелли устроил так, что в 2000 году молодого поляка включили в состав программы поддержки молодых пилотов, проводимой «Рено», еще до начала карьеры в младших формулах. Вооружившись опытом тест-пилота, Кубица выиграл четыре гонки и звание вице-чемпиона итальянской «Формулы-Рено» 2002 года.
Переход на следующую ступень карьеры – Евросерию «Формулы-3» – был осложнен тяжелейшей дорожной аварией, в которую попал Кубица накануне сезона. Пропустив несколько первых этапов, он мужественно вышел на старт гонки на «Норисринге», хотя его левая рука была закована в гипсовый корсет, а плечевая кость была одним целым только благодаря 18 титановым болтам. В свете этого факта становится совершенно понятным, почему прошлогодняя тяжелейшая авария в Монреале, когда «БМВ-Заубер» поляка влетел в стену на скорости 300 км/ч, не повлияла на мотивацию поляка. Тем не менее, выступления в «Ф-3» не задались – итогом двух сезонов стали 12-е и 7-е места в общем зачете, а также исключение из программы поддержки «Рено».
Это, однако, не умерило пыл Кубицы: в 2005 году он блестяще дебютировал в Мировой серии «Рено», и наградой стал не только титул чемпиона, но и поездка за рулем болида «Формулы-1», предоставленные французской командой. Время, показанное Робертом, было столь хорошо, что три недели спустя он подписал контракт тест-пилота с конюшней «Заубер-БМВ», благо переговоры швейцарцев с другими претендентами Алексом Вурцем и Дэном Уэлдоном оказались безуспешными. В «Рено» теперь вспоминают – упустили поляка…
Вспышка сверхновой
Результаты Кубицы на пятничных тестах перед Гран-при убедили новое руководство немецко-швейцарской команды в лице Марио Тайссена – поляку надо дать шанс проявить себя в гонке. Удобный случай представился, когда получивший травму Жак Вильнев вынужден был пропустить Гран-при Венгрии 2006 года, и выпавший шанс Кубица использовал на все сто: первый же старт в «Ф-1» принес два очка за седьмое место. И пусть этот результат был впоследствии аннулирован, поскольку машина после финиша оказалась немного легче положенного весового лимита, Тайссен уже не захотел возвращать в кокпит канадского экс-чемпиона. «Если я бы сказал, что сочувствую Вильневу, я бы соврал, – говорит прямодушный Кубица. – Мне дали возможность проявить себя, что я и сделал». Третья ступенька подиума на следующем этап в итальянской Монце показала, что на небосклоне Больших призов зажглась новая звезда.
Дальнейшая история хорошо известна: Кубица попал в чудовищную аварию на Большом призе Канады-2007 («Первая мысль после того, как останки болида замерли у отбойника была: ОК, я жив, я не получил серьезных травм»), и здесь же, в Монреале, годом спустя одержал свою первую победу в «Ф-1» и вышел в лидеры чемпионата.
Удастся ли Роберту удержать этот темп до конца сезона? Что ж, «БМВ» продолжает набирать ход, и в отличие от «Феррари» и «Макларена» может уже в ближайших гонках ввести разделение на первого и второго пилотов, несмотря на все заверения, что Кубице и Нику Хайдфельду предоставят равные условия. Так что, кто знает, возможно, в конце года «Формула-1» получит первого чемпиона из Польши: скромного, влюбленного в гонки, на равных общающегося с механиками и не испорченного славой. Ну или, по крайней мере, еще не испорченного славой.
Новый Африканец
«Что то я не припомню аварий с Кубицей. Напомните»
Говоря о двух последних гонках я имел ввиду Кими и Льюиса.
«КИМИ сочитает в себе то чего нет у этих двух»
Сочетать то он может и сочетает. Я не спорю с утверждением, что Кими очень талантливый пилот. Но мне лично кажется (не хочу обидеть никого из его болельщиков), что он разгильдяй. :) И его разгильдяйство ему дорого обходится. Да, он может собраться и выдать серию гениальных, безошибочных гонок. Но захочет он это делать или нет - неизвестно. Так что титул Кими - это такая же лотерея, как и титул Льюса. А Масса очень работоспособный и ответственный пилот. И эта работоспособность может принести результат. Для того, чтобы завоевать титул, не обязательно быть гением :)
А вот сравнение Льюиса и Роберта мне кажется вполне корректным. Интересно было бы посмотреть на них в одной команде. Я, кстати, не удивлюсь, если Рон сумеет перетянуть его в Маки, если Хейки продолжит свою серию не очень ярких выступлений.
да извени что то нахлынуло, не в духе был, модераторы удалите мой пост плз
от 17 июня
Просто малограмотные люди считают что Nationality = национальность
Ну взбалмашным треплом или нытиком со звездной болезнью он уже точно не станет - характер другой.
А вот чем-то похожим на Шуми, для которого любые средства в достижении победы хороши, вполне может.
Если он даже и «обычный гонщик ф1», то очень надежный и стабильный, в отличие от многих «необычных»
Я считаю что Кубице слишком рано все стали раздавать авансы. Пока ничего такого он не совершил. Обычный гонщик! Вспомните Батона. Ау ты где парень???? А ну да ты в Хонде! Ок! Посади тебя за БМВ поедешь не хуже чем Кубица. Пора понять что Ф-1 технический спорт и многое зависит от состояния техники! По моему мнению просто получилось так что эта модель подходит больше Кубице чем Нику.Пока я не виде острой борьбы в исполнении Кубицы той самой которая зажигает. Вспомните что творил КИМИ на Макларене. Также пока я не увидел гениальность Шуми. Но это все пока. Это совсем не означает что Кубица сможет стать гениальным. Просто считаю что пока рановато раздавать авансы ребята! Считаю полной болтовней когда все восхищаются тем что мол Кубица с 16 лет жил сам. Ну и что? Многие в 16 лет живут сами. Мое сверстники в 16 лет уезжали от родителей а в 18 уже были в армии.
Так что давайте поживем и понаблюдаем а потом будем делать выводы на счет того звезда он или не звезда.
Если я не ошибаюсь, мать - англичанка (белая), отец - выходец с Гренады (это такой остров в Карибском море). Вернее, его дед.
В смысле все вместе указывать надо? Как в протоколе? )))
\\\ Нет КИМИ не разгильдяй это уж точно. КИМИ спокойный человек который хочет всем угодить от этого у него и проблемы. Вы думаете зря Рон предлагал ему пожизненый контракт? Вы думаете зря Феррари хочет продлить с ним контракт после 2009 года? Мы все только предпологаем. Что каксается ЛХ то я уже писал. Не думаю что он когда то завоюет титул. В прошлом году я утверждал что такие как ЛХ в пелетоне Кубица ,Ник,Росберг,Батон,Хейки и так далее. Сегоднямне кажется что что Кубица будет посильней ЛХ.
Спасибо вам Палех за то что вы согласились с мнением что окажись выше указанные гонщики в прошлогоднем Макларене и при той подержке что оказал Рон то дебют был бы не хуже. Даже мало того видя спокойствее Кубицы уверен что он способен был бы в проглом году выиграть чемпионат.