Из рук в руки
Все по плану
Собственно, других кандидатур в наследники Рона Денниса и не было. Уитмарш уже пять лет занимает пост главного исполнительного директора команды, а Деннис обсуждал возможность своего отстранения от текущих дел конюшни как минимум с 2007 года.
«Я много думал об этом в конце сезона-2007. Ведь в последние годы эта должность стала лишь небольшой частью моих рабочих обязанностей. Но потом решил, что Мартину надо подождать еще немного, прежде чем он меня заменит», – говорит Деннис.
Несомненно, уход Рона с поста руководителя команды в конце 2007-го после того, как из-за междоусобицы своих пилотов «Макларен» проиграл титул в самой последней гонке сезона, был исключен из зачета Кубка конструкторов и оштрафован на 100 млн долларов из-за печально известного шпионского скандала, выглядел бы как позорный побег с поля боя.
Сейчас же Деннис передает в руки Уитмарша команду-победительницу, самого молодого чемпиона в истории и колоссальные амбиции в отношении сезона-2009. Сам Рон теперь может целиком сосредоточиться на своей работе председателя правления и главного исполнительного директора «Макларен Груп», одним из подразделений которой является гоночная конюшня «Макларен-Мерседес».
«Сейчас самое время для того, чтобы Мартин возглавил команду, что и произойдет 1 марта», – уверен Деннис.
«Я 20 лет работал на руководящих позициях, так что ничего похожего на «боязнь сцены» не ощущаю», – завил журналистам новоназначенный глава «Макларена» Мартин Уитмарш.
Передача власти, по его словам, была инициирована Роном Деннисом и произошла именно в момент, который выбрал сам бессменный с 1981 года руководитель команды.
«Я не давил на Рона, не подталкивал его к этому решению. И тем более не плел против него интриг как Иуда. Ведь именно Рон сделал меня тем, кто я есть сейчас. С тех пор, как я начал работать в «Макларене», в наших отношениях бывало всякое. Подчас мне приходилось собирать все свое терпение в кулак, зато, как бы нескромно это ни звучало, Рон слушает меня как никого другого», – утверждает Мартин.
В отличие от Денниса, начинавшего свою карьеру механиком в «Купере» и «Брэбэме», Уитмарш отношения к автоспорту до начала своей работы в «Макларене» не имел. В 1980 году он закончил Университет Портсмута как дипломированный инженер-механик и сразу начал работать в «Бритиш Аэроспейс Корпорейшн». Безупречное образование в сочетании с открытым характером и обходительностью помогли Мартину быстро сделать карьеру: начав с позиции инженера отдела расчетов методом конечных элементов, в 1988 году он был назначен начальником производства деталей для военных самолетов «Хок» и «Харриер».
«На протяжении всей моей карьеры мне удавалось оказываться в нужное время в нужном месте. В 1989 году я получил несколько предложений, но поскольку меня всегда привлекали гоночные машины, выбрал «Макларен», – рассказывает Уитмарш.
Деннис тогда подыскивал замену покинувшему свой пост Гордону Марри, создавшему машины, за рулем которых Айртон Сенна и Ален Прост превратили чемпионат мира во внутрикомандный междусобойчик. Первое, что сделал Уитмарш – попросил переименовать свою должность с технического в операционного директора, поскольку, по собственному признанию, «не мог различить, где у машины зад, а где перед».
Тем не менее, опыт менеджерской работы помог Мартину с успехом справляться со всеми техническими аспектами жизни команды. На этом этапе в обязанности Уитмарша входил контроль за работой гоночного и тестового подразделений, а также инженерного и производственного отделов.
«Если честно, то наше сотрудничество с Роном чуть не завершилось в самом начале, поскольку мне показалось, что этот человек неспособен делегировать сотрудникам свои полномочия. Дело было на моем первом Гран-при. Я был шокирован, увидев, что Деннис работает на пит-стопе с «леденцом». «Это очень ответственное дело», – говорил тогда Рон. Потребовалось некоторое время, чтобы убедить его поручить эту обязанность нашему тим-менеджеру Дэйву Райану. Так что к путь к передаче поста руководителя команды начался с «леденца», – шутит Уитмарш.
Свои полномочия Уитмаршу Деннис фактически стал передавать с 1997 года, когда Мартин был назначен директором-распорядителем команды, который отвечал за управление «Маклареном», включая его отношения с партнерами и спонсорами.
Семь лет спустя Уитмарш занял пост главного исполнительного директора и помимо собственно работы в «Макларене» начал руководство программой поставки моторов «Илмор» вместо уволенного «Мерседесом» Ханса-Ульриха Майка. Наконец, два года назад Мартин был назначен главным операционным директором «Макларен Груп», так что теперь он заботится обо всех семи компаниях, входящих в состав конгломерата.
«Несмотря на множество возможностей сменить работу, у меня ни разу не появлялось желания работать на другую команду», – говорит новый директор «Макларен-Мерседес» Мартин Уитмарш.
Новая работа для Рона
Видеть командный мостик «серебряных» без Рона Денниса, согласитесь, непривычно. Этот 61-летний британец добился в жизни многого. Чемпионские титулы команде приносили величайшие пилоты – от Ники Лауды до Мики Хаккинена. «Макларен Груп» является гордостью британской экономики – новый технический центр в Уокинге открывала сама королева. Даже если Рон оставит работу прямо завтра, он останется обладателем роскошного состояния, оцениваемого в 90 миллионов фунтов. Но гонки – это ведь сама суть Денниса, сможет ли он прожить без них?
«Я, конечно, буду посещать несколько Гран-при по ходу сезона, но сосредоточиться собираюсь на развитии группы. Как показывает история, все компании, которые сосредотачивались исключительно на «Формуле-1» и не развивали другие направления деятельности, терпели крах», – говорит Деннис.
«Макларен Груп» – это нечто большее, чем два болида, которые выходят на старт менее двух десятков раз в году. Ее подразделения производят электронные блоки управления, используемые всеми командами чемпионата, осуществляют управление автодромом «Лидден», предоставляют маркетинговые услуги. Но самое важное направление – производство дорожных машин, которым занимается «Макларен Аутомотив».
Именно это подразделение создавало в начале 1990-х легендарный «Макларен» F1, а затем работало над другим суперкаром – «Мерседес-Бенц» SLR McLaren. В настоящее время разрабатывается новая машина, которая станет доступной покупателям в ближайшие один-два года. Пока известно только, что этот спортивный автомобиль будет развивать скорость в 390 км/ч. Но самое важное – он должен стать источником серьезных доходов, часть из которых можно будет пустить на обеспечение работы формулической конюшни.
«Команде приходится тратить немалые суммы на свое развитие, а эти деньги становится все тяжелее найти. Вот в этом-то деле – поиске ресурсов и инвестиций – и проявляется особый талант Рона», – объясняет причины рокировки в руководстве Уитмарш.
Мировой экономический кризис самым пагубным образом сказался на «Формуле-1». Ушла «Хонда», может остаться без главного своего спонсора «Рено», а сокращение расходов стало главным вопросом на повестке дня участников чемпионата. И диверсификация бизнес-направлений «Макларен Груп» вполне вписывается в общую картину.
«Это совсем не уход на пенсию – мне придется работать ровно также тяжело, как я это делал последние 20 лет. Мне придется сохранять прежний темп жизни еще лет 10. Так что для поддержания тонуса я занимаюсь спортом – катанием на лыжах, гольфом, подводным плаванием. В общем, я намерен взять все от последнего моего периода активной жизни», – говорит Деннис.
Есть, впрочем, во всей этой истории и еще один момент. Рон тяжело пережил развод со своей супругой Лизой, с которой они прожили в браке 22 года. Британские СМИ со ссылкой на информированные источники внутри команды сообщают, что вскоре после крушения своей семейной жизни Рон твердо вознамерился не допустить разрыва отношений со своими тремя детьми. А разбросанный во времени и пространстве график чемпионата вовсе не способствует тесным семейным связям.
Хотя Рон Деннис и кажется сделанным из стали, а автоспорт является его плотью и кровью, семейные ценности – штука гораздо более важная, чем все кубки и чемпионаты вместе взятые.
Мы - лучшие 4 ever!
Из ваших слов его надо ставить на один уровень с великим но он не дорос до того чтобы стать великим. а недорос он так как все эти истории с мошеничеством опустили его.
Да напомню вам что между 1997 и 2001(год уезда) я поменял 5 автомобилей. Последняя машина была БМВ 5 модели 200 года .Так что курите бамбук.