Успех «Астон Мартин» в «Ф-1» теперь тормозит второй пилот – сын владельца-миллиардера. Отец высадит его ради прорыва?
Семейная дилемма Строллов.
Фернандо Алонсо в новом сезоне «Формулы-1» поражает стабильностью: если выкладывать его позиции в Гран-при в ряд, то выйдет 3-3-3-4-3-2-7. У него уже 5 подиумов и третье место общего зачета сразу после «Ред Булл»,
Однако в Кубке конструкторов «Астон Мартин» после Гран-при Испании отдал второе место обновившемуся «Мерседесу» – у которого ранее был только одн подиум суммарно на двух пилотов.
Как же так может быть? Просто взгляните на результаты напарника Алонсо Ланса Стролла: 6-сход (поломка силовой установки)-4 (хаотичный этап, где Ланс несколько раз ошибался, а местом в таблице повезло из-за штрафов и аварий соперников)-8-12-сход (многочисленные контакты с барьерами и соперниками)-6.
45-20 в пользу Алонсо по очкам в первых трех Гран-при, 48-7 – в последующих, хотя в начале сезона Ланс еще и гонялся с переломами. Казалось, после восстановления он должен был ускориться, но по результатам он словно замедлился!
Конечно, канадцу помешала поломка и невезение в двух последних квалификациях, но даже если опустить их, он все равно проигрывает 0,35% времени (или 0,315 секунды на среднем круге) напарнику. Итоговый счет – 7:1: первая победа в квалификациях произошла на Гран-при Испании, где Алонсо сломал днище вылетом в гравий в сложных условиях накрапывающего дождя.
Первое гоночное поражение Фернандо произошло в той же Барселоне, но и там №14 догнал напарника под конец и не атаковал – сбросил темп и махал фанатам еще до клетчатого флага.
Пусть Строллу противостоит чемпион в шикарной форме, но представьте, где был бы «Астон Мартин» с двумя Лансами? Мы бы даже не представляли, насколько хорошо может ездить AMR23, а зеленый болид по старой памяти рубился бы с «Альпин». «Недозаработанных» канадцем очков может как раз и не хватить в конце сезона для более мощного итогового результата.
Стабильные подиумы Фернандо раскрыли реальный потенциал машины – и к динамике результатов №18 уже возникли вопросы. Может, от него и трудно ждать равного уровня с Алонсо, но раз теперь машина котируется наравне с «Феррари» и «Мерседесами» – любой вылет на границу топ-8 считается неудачей.
Ведь даже финиш на 8-й позиции без сходов прямых конкурентов покажет: из всех топовых команд именно он – самое слабое звено. Организация с победными амбициями не может себе такого позволить: «Ред Булл», например, убирал Пьера Гасли и Алекса Албона за слегка похожее прямо по ходу сезона.
Но в случае «Астон Мартин» все сложнее: Ланс – сын владельца команды и завода Лоренса Стролла: бизнесмена из Канады с состоянием в $8 млрд. Отец всю карьеру поддерживал и оплачивал продвижение сына – казалось, будто только из желания превратить парня в чемпиона мира. И на конец 2020-го у Ланса уже накопились поулы и подиумы – словно не хватало только одного последнего шага в виде отличной машины.
И его сделали: команду начали превращать в мощную заводскую организацию, сманили инженеров «Ред Булл» и «Мерседеса», запустили строительство новой базы и аэротрубы, расширили штат. Лоренс вкачал, наверное, не меньше 350 млн за последние 4 года.
Теперь подиумы Алонсо доказывают: отличная машина у Ланса имеется. Прогресс так и не пришел – а заводские и маркетинговые планы «Астон Мартин» уже расписаны вплоть до 2029-го.
И профильные издания уже начали задаваться вопросом: «А не высадит ли теперь «Астон Мартин» Ланса, чтобы парень не сдерживал прогресс и успех?» Причем писали и независимые нидерландские медиа, и даже крупнейшие британские – для которых сила бренда «Астон Мартин» действительно как «Феррари» для итальянцев.
Как вообще отец может высадить сына?
Казалось бы, все очевидно: Ланс – сын владельца, и место закреплено за ним навечно, иначе какой смысл в покупке команды?
Но, кажется, все не так просто. Лоренс и правда теперь в «Ф-1» не просто как «отец гонщика» – он прямо нырнул с головой.
«Когда я во что-то вовлекаюсь – я обретаю страсть. А когда я обретаю страсть – преуспеваю», – представлялся Стролл-старший при первом интервью в Drive To Survive. Тогда еще не было проекта «Астон Мартин», а Лоренс только-только купил «Форс-Индию».
Его роль действительно трансформировалась с годами развития карьеры сына, и он в самом деле все максимально размашисто: в начале карьеры Ланса в открытых колесах организовал ему специальное соревнование в Майами с Академией «Феррари» и пригласил туда нереально широкую выборку пилотов: от юного Макса Ферстаппена и лидеров программа Рафаэле Марчелло и Антонио Фуоко до будущего репортера «Ф-1» Уилла Бакстона (да, он тоже гонялся!). Ланс тот турнир провалил, кстати!
Следующий шаг – первые заезды в «Формуле-4». К ним Лоренс тоже подошел основательно: выкупил лучшую команду молодежных серий того времени – «Прему». Она принадлежала канадской семье аж до 2021-го – пока ее не выкупил другой проект Iron Lynx ради расширения на чемпиона мира по гонкам на выносливость с «Ламборгини».
Ланс откатал в «Према» три года, выиграл итальянскую «Ф-4» и европейскую «Ф-3», затем отправился на повышение в «Уильямс». По слухам, Лоренс вкладывал в английскую команду по 40 млн за каждый год работы с сыном и оплатил им новый симулятор для пилотов (около 4-5 млн).
Общая инфраструктурная и техническая отсталость «Уильямса» и глубокий провал в результатах привели к следующему шагу – покупке «Форс-Индии» и перебрендировании ее в «Рейсинг Пойнт». Однако она не сразу стала «Астон Мартин» – сделки по покупке команды и завода разнесены во времени на целый год: английский бренд «завернули» после сильного падения акций в конце 2019-го.
Ситуация выглядела так, словно Лоренс просто решил не терять время и деньги совсем попусту и хотя бы заработать на продвижении легендарного недооцененного бренда.
Но превращение в «Астон Мартин» не предоставило реальной заводской поддержки команде: формально это брендирование с контрактом через общего владельца. Гоночное подразделение не входит в заводскую группу, а заводы никак не связаны с «Ф-1» – все проходит через специальную брендовую сделку до конца 2029-го.
Весь «заводской» статус долго оставался чистым маркетингом для усиления связи команды и бренда – чтобы повышать ценность обоих активов.
Но старой «Форс-Индией» даже славной английской марке особенно не помочь – для выполнения и бизнес-целей, и гоночных амбиций началось ускоренное развитие. С 2018-го штат команды расширили с 400 человек до 700, сманили топовых инженеров из «Мерседеса» и «Ред Булл» и дали, наконец, денег на адекватную разработку и улучшения – коллектив вышел из вечного полубанкротного состояния.
Пока «Астон Мартин» все еще пользуется аэротрубой «Мерседеса» и все еще производит машины на старой базе «Форс-Индии», но новые уже в завершающей стадии открытия: первые мощности (для маркетинга и IT-отдела) открылись 31 мая, остальные введут в эксплуатацию к концу году, аэротруба включится в работу в 2024-м.
А следующий шаг по превращению команды в полноценного заводского игрока с амбициями – сделка с «Хондой» на поставку моторов с 2026-го. «Астон Мартин» расстается с «Мерседесом» и сам займется производством коробок передач и подвесок.
Однако с заводских команд с претензиями и спрос совсем другой. Они и их пилоты должны выдавать стабильные результаты – вот примерно как Алонсо сейчас. Ланс Стролл все еще не обрел способность подстраиваться под разные треки, разные обстоятельства и разные погодные условия, у него до сих пор происходят то внезапный и сильный прорыв, то провал.
Ему, конечно, только 24 года, но он гоняется в «Ф-1» уже седьмой сезон – и с 2020-го не показывал признаков прогресса. С тех пор он словно застрял на примерно том же среднем уровне – и он явно не соответствует нынешней силе команды и тем более ее амбициям.
Оттуда и вопрос: будет ли Лоренс терпеть стагнацию сына из-за родственных чувств, или деловая сторона возобладает?
Никто точно не знает. Однако Стролл-страший произвел в паддоке впечатление абсолютной бизнес-акулы: он готов пойти на что угодно и порвать кого угодно ради успеха.
«Он как стихия» – представление от бывшего подчиненного Отмара Сафнауэра, рулившего бывшей «Форс-Индией» 10 лет до прихода Стролла.
Но что же для него – успех? Во всех интервью о команде и заводе он не говорит ничего похоже на «я делаю все это ради сына». Напротив: «Я преуспеваю», «Я обычно добиваюсь успеха», «Я всегда побеждал в моих бизнес-делах, и я планирую победить и здесь» и так далее.
С другой стороны, он буквально говорил про сына «в нем течет чемпионская кровь».
Но если кто-то из всех гоночных отцов и сможет уволить сына ради успеха команды как бизнеса – то только он.
Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates, Ryan Pierse, Clive Mason, Mark Thompson
Скорее Алонсо "заболеет" и уйдет на пенсию чем Стролл из собственной команды, лол
2022 - 18 на 37
2021 - 34 на 43
сезон с Алонсо ещё не завершён, да он и не показатель. вспомните, что Алонсо сделал с Кими в Феррари.
взять в Астон Мартин одновременно Ферстаппена и Леклера не получится. Рассел останется в Мерсе надолго.
когда Алонсо завершит карьеру, им будет нужен один топ-пилот, тот же Леклер или Норрис.
есть ли очевидная кандидатура на роль второго пилота, лучше Стролла? возможно, Окон наберёт чуть больше очков. но при этом создаст огромные проблемы, как он делал во всех командах.
ещё есть Сайнс - имхо, единственный вариант получше. но стоит ли он того, чтобы сына убирать из команды? не думаю.