ГРАН-ПРИ САУДОВСКОЙ АРАВИИ 2023
Доброго времени суток, уважаемые читатели блога «Lights Out»! Сегодня мы проанализируем результаты второго этапа сезона 2023 Формулы 1. Кто лучше всех стартовал, а кто провалился на самое дно уже ко второму кругу? Какая команда эффективнее остальных распорядилась стартовым позициями, добытыми в квалификации? И почему главный сюжет Гран-при возник уже после окончания гонки? Ниже - обо всем этом и не только.
После штрафа в 10 позиций Шарль Леклер вынужден был стартовать из середины пелотона. Борьба за очки предстояла нешуточная, и пилот «Феррари» не стал откладывать дело в долгий ящик, отыграв сразу 3 позиции за первый круг гонки. Четверо его конкурентов поднялись в классификации на две строчки - это Кевин Магнуссен (оказавшийся на грани очковой зоны, 11-е место), Макс Ферстаппен (устроивший феноменальный прорыв, но об этом позже), а также Юки Цунода и Ландо Норрис.
Напарнику Ландо Норриса Оскару Пиастри крупно не повезло уже на первом круге гонки - да так, что пришлось заезжать на пит-стоп. К счастью, на этот раз не пришлось избавляться от руля - обошлись заменой переднего антикрыла и сменой шин на комплект «харда». Однако ценой стала потеря аж 12 мест - Оскар откатился в самый конец пелотона. Компанию Пиастри в категории «Худший старт» составили Нико Хюлькеберг (в отличие от Бахрейна, здесь он потерял всего 2 позиции), и - неожиданно - Валттери Боттас, опустившийся с 14-го на 15 место.
«Ред Булл» не испытал абсолютно никакого прессинга со стороны соперников в Джидде, и закономерным итогом стал великолепный прорыв Макса Ферстаппена - к финишу он отыграл аж 13 позиций! Вдобавок Макс заработал дополнительный балл за быстрейший круг. Однако голландец остался недоволен своим выступлением, заявив: «Я здесь не для того, чтобы быть вторым». Учитывая темп машин «Ред Булл», которые, кажется, гоняются в своей собственной лиге, Макса можно понять: в таких обстоятельствах второе место - значит последнее.
Чуть скромнее (+5 позиций) выступил Шарль Леклер. Прямо сейчас «Феррари» не конкурент «Астон Мартин», да и опередить «Мерседес» не выходит. Тот случай, когда необходимо заняться доработкой машины прямо сейчас - иначе не видать ни второго места в Кубке конструкторов, ни даже третьего.
Столько же позиций - пять - отыграл по ходу Гран-при Юки Цунода. Однако его финиш омрачил Кевин Магнуссен: на протяжении 20 кругов японец на «Альфа Таури» удерживал десятую строчку классификации, но под занавес гонки все-таки уступил датчанину. Итог - 11 место и баранка в графе заработанных очков.
Сходом окончилась гонка для Ланса Стролла и Алекса Албона. Из тех же, кому удалось пересечь финишную черту, хуже всего себя проявили Оскар Пиастри (-7 позиций на финише), Валттери Боттас (-4 позиции) и Гуанью Чжоу (-2 позиции). Также на две строчки в сравнении со стартовым протоколом опустились Нико Хюлькенберг (финишировал 12-м), Эстебан Окон (8-й) и Карлос Сайнс (6-й). Суровое начало сезона для молодого австралийца, однако после первого круга он ехал последним и в итоге добрался до 15-го места. Тем не менее, на фоне выхода в третий сегмент квалификации, результат более чем скромный.
Для «Альфа Ромео» эта гонка сложилась неудачно. Боттас боролся с машиной и трижды побывал на пит-стопе (больше, чем кто-либо другой). Однако в Австралии финн надеется выступить лучше. А вот Чжоу становится завсегдатаем антирейтингов блога «Lights Out». Китайскому пилоту нужно как можно скорее начать показывать свой уровень и бороться за очки, иначе его карьера в Формуле 1 может оказаться очень короткой.
Стоит отметить, что второй Гран-при кряду Нико Хюлькенберг начинает с 10-го места. Однако гоночный темп ветерана оставляет желать лучшего - вряд ли Гюнтер Штайнер доволен такими выступлениями немецкого пилота «Хаас».
Удивительное единодушие в командных категориях - прорыв Макса Ферстаппена обеспечил «Ред Булл» победу в категориях «Прогресс уикенда» и по очкам...
и по позициям.
А вот сход Ланса Стролла, который стартовал на высоком 5-м месте, позволил «Мерседес» сравняться по очкам с «Астон Мартин» (несмотря на то, что зеленый болид явно быстрее черного). В итоге британцы недосчитались 13 очков.
По позициям провал еще сильнее - и за счет схода Стролла, и за счет Алонсо, который, на старте выйдя в лидеры гонки, в итоге уступил и Ферстаппену, и Пересу.
Не менее разочарованными уезжают из Джидды коллективы «МакЛарен» и «Альпин» (первые и вовсе остались без очков, а вторые взяли на четыре балла меньше, чем ожидалось), а также «Альфа Ромео» (которые не только не претендовали на призовую десятку, но и на двоих привезли -6 строчек в итоговом протоколе).
Из позитивных моментов можно отметить +2 зачетных балла в копилку «Феррари» (могло быть и больше, если бы к финишу Карлос Сайнс не пропустил вперед Ферстаппена и Хэмилтона). Также не могу не отметить взвешенные стратегические решения на мостике, которые позволили на трассе обойти Стролла не только Сайнсу, но и Леклеру. К сожалению, сход канадского пилота «Астон Мартин» свел усилия команды на нет.
Стоит отметить и «Альфа Таури» - пилоты команды на двоих отыграли 9 позиций. Солидный результат, но очков в зачете Кубка конструкторов все еще нет.
Второй Гран-при подряд нельзя не упомянуть выступление Логана Сарджента - американский пилот стартовал последним и поднялся на 4 позиции в итоговом протоколе. Понятно, что «Уильямс» слишком далеки от борьбы за очки, однако на данный момент Сарджент производит приятное впечатление как пилотажем, так и отсутствием аварий. Так держать!
БОНУС - Момент уикенда для сериала Netflix «Drive To Survive»
Сюжет, достойный упоминания в сериале от «Нетфликс», развернулся уже после финиша гонки. Фернандо Алонсо, занявший неправильную позицию на старте, был оштрафован на 5 секунд - и этот штраф он благополучно отбыл, заехав на пит-стоп в режиме машины безопасности. Спустя более чем 30 кругов гонки, после интервью Дэвиду Култхарду и получения приза за 3-е место, Алонсо с удивлением узнал, что судьи добавили к его результату еще десять секунд в качестве наказания за неправильное отбытие предыдущего штрафа (то есть произошло повторение ситуации с Оконом в Бахрейне). Эти десять секунд отодвинули Алонсо на 4-е место, а бронзовый приз достался Джорджу Расселлу (пресс-служба «Мерседес» даже успела сделать несколько фото британца с кубком в руках). Однако «Астон Мартин» сразу же после гонки подал апелляцию на, прямо скажем, спорное решение судей. В противоположность ситуации с Оконом, где механики начали работать над машиной на доли секунды реньше, чем истекли 5 секунд штрафа, в случае с Алонсо речь шла о заднем домкрате, который коснулся болида. «Астон Мартин» привел доказательства как минимум семи подобных случаев, в которых механики использовали домкрат и не были оштрафованы повторно. Стоит отметить, однако, что в приведенных «Астон Мартин» доказательствах фигурировал передний домкрат, а не задний.
Так или иначе, апелляция британского коллектива была удовлетворена, и Алонсо отправился праздновать юбилейный 100-й подиум. При этом ситуация оставляет много вопросов - действительно ли при отбытии штрафа нельзя касаться машины, включая домкраты? Или же касание домкрата допустимо? Если да, то любого или только переднего? Кроме того, почему решение судей было вынесено спустя более чем 30 кругов? Два идентичных нарушения в двух Гран-при подряд - это ошибки команд, которые забыли, как правильно располагаться на стратовой решетке и отбывать положенные за это штрафы, или буквоедство судей?
Чтобы замять скандал, FIA выпустила заявление, в котором пообещала уже к следующему этапу выпустить разъяснения по поводу нюанса в правилах, связанного с определением понятия «работа с машиной». Посмотрим, улучшат ли ситуацию усилия FIA, однако ясно одно - работа судей не должна растягиваться на полгонки с вынесением решения постфактум, и раз уж решение о наказании принято, оно должно быть обоснованным.
До встречи в Австралии!
P.S. В заметке, опубликованной на официальном сайте Формулы 1, обнаружилась интересная деталь. Так, представитель FIA, говоря о предстоящем заседании Спортивного консультационного комитета в четверг, 23 марта, отметил, что «судьям поступил запрос о рассмотрении изначального решения (о 5-секундном штрафе Алонсо - ред.) на последнем круге гонки». Это уточнение дает ответ на вопрос, почему решение о повторном наказании было вынесено уже после награждения победителей - у судей просто не было времени детально проанализировать ситуацию! С другой стороны, до сих пор неясно, кто из конкурентов «Астон Мартин» решился подать такой запрос и почему это было сделано в самый последний момент. Ничего не утверждая, напомню, что больше остальных от решения судей (останься оно в силе) выиграл бы «Мерседес».
Ощущение что автор просто по табличкам бегает и очки с позициями считает, а что там и кто - вообще до фонаря.
И так в каждом абзаце начиная с первого, например подсчёт отыграных позиций "забывает" заезд Пиастри на пит в связи с поломкой крыла...
Отвечу автору на его вопросы:
"Действительно ли при отбытии штрафа нельзя касаться машины, включая домкраты?"
Сказано в правилах что нельзя приступать к работе с болидом, про касание ничего не говорится, просто многие воспринимают касание как начало работы, но это не так с юридической точки зрения.
"Кроме того, почему решение судей было вынесено спустя более чем 30 кругов?"
Потому что в Мерседесе рассмотрели это касание и когда увидели что это поможет их пилоту взойти на подиум, накатали протест к арбитрам.
"Два идентичных нарушения в двух Гран-при подряд - это ошибки команд, которые забыли, как правильно располагаться на стратовой решетке и отбывать положенные за это штрафы, или буквоедство судей?"
Ситуации с ошибкой при отбывании штрафа Эстебаном и Фернандо отличаются. У Феди касание домкрата было при заезде на пит, что не принесло никакого профита, а у Окона было касание рукой колеса механиком за 0,4сек до отбытия штрафа, что дало преимущество при замене колеса.