Моменты, изменившие автоспорт: создание карбонового шасси, трансляция «Наскара» в прямом эфире, появление «Гало»
1979 год – впервые в истории в прямом эфире показали гонку «Наскара»
Хорошее качество трансляции сейчас очень много значит, но так было не всегда. В далеком 79-году гонка «500 миль Дайтоны» стала первым этапом в истории «Наскара», транслировавшимся в прямом в эфире по американскому телевидению. В тот день свою шестую победу в Дайотоне одержал Ричард Петти – самый успешный пилот здесь. Но выиграл он лишь после схода на последнем круге двух лидеров: Кейла Ярборо и Донни Эллисона. Брат Эллисона остановился, чтобы подвезти его обратно в боксы.
Размышляя об этом инциденте несколько лет спустя, Ярборо сказал: «Я думаю, что у этого вида спорта появилось много поклонников. Это привлекло внимание людей». «Наскар» впервые попал в заголовки различных газет.
2009 год – трагедии послужили стимулом для создания «Гало»
Во время гонки на трассе «Брэндс-Хэтч» оторвавшиеся колесо попало в голову 18-летнего сына чемпиона «Формулы-1» и «мотогонок» Джона Сертиза – Генри. В результате травм он скончался. Всего шесть дней спустя Фелипе Масса впал в кому после того, как в него попала пружина от болида Рубенса Барикелло. Эти инциденты положили начало кампании по повышению безопасности.
Почти десять лет спустя «ФИА» представила «Гало», однако не все были согласны. Так Макс Ферстаппен сказал, что эти перемены уничтожают ДНК «Формулы-1».
Одна уже на Гран-при Бельгии многие пилоты изменили свое мнение, когда Фернандо Алонсо чудом не задел голову Шарля Леклера во время полета болида.
В этом году в Сильверстоуне эта система помогла Чжоу Гуанью. По некоторым оценкам, число пилотов, которым помогла система «Гало», составляет восемь. И вряд ли сейчас уже кто-то против таких перемен.
1947 год – судьбоносная встреча в создании серии «Наскар»
Все началось в баре на крыше отеля в нескольких минутах ходьбы от Дайтона Бич в декабре 1947 года с беседы единомышленников во главе с Биллом Франсом. Родом из Вашингтона, Франс переехал во Флориду в 1930-х годах и стал активно участвовать в местной гоночной жизни. Он был не одинок в том, что спорт необходимо организовать более профессионально, чтобы обеспечить согласованность правил и помешать промоутерам-мошенникам.
Национальная ассоциация гонок серийных автомобилей («Наскар») была основана 21 февраля 1948 года. Первый этап прошел в 1949 году на трассе Шарлотта, Северная Каролина. В Дайтоне гонки продолжались до 1958 года на трассе, которая сочетала шоссе и пляж. Это прекратилось в 1959 году, когда открылась международная скоростная трасса. В то время как «Наскар» стал национальным феноменом.
2020 год – киберспорт становится мейнстримом
Эпоха «Ковида» послужила стимулом для продвижения компьютерных игр. Так 22 марта состоялся первый виртуальный Гран-при, в котором участвовали пилоты «Формулы-1», в том числе Ландо Норрис.
Это было началом. Другие серии последовали их примеру. По мере того как виртуальные события множились, они привлекли 26 миллионов просмотров по всему миру.
Выпускник таких виртуальных серий Джем Белюкбаши смог дебютировать в «Формуле-2» в 2022 году. Популярный ютубер Джимми Бродбент также совершил аналогичный прыжок. Начав свою карьеру в гонках на симуляторе в доме у мамы, Джимми теперь участвует в реальных гонках.
Виртуальные гонки позволяют начинающим гонщикам участвовать в соревнованиях по всему миру, не выходя из дома.
Влияние игровых технологий на гонки ощущается повсюду. Кажется, что это только начало…
1980-е – Джон Барнард открыл спорту карбон и подрулевые лепестки
Все машины конца 80-х годов имели карбоновое шасси и подрулевые лепестки. И все это заслуги инженера «Макларена» Барнарда: «Мне нужно было максимальное количество различных крыльев», - сказал он в 2018 году. «Я не хотел, чтобы шасси стало камнем преткновения. Его нужно было сделать более узким, но при этом терялась бы жесткость. Монокок из листовой стали был бы слишком тяжелым, но в продаже был карбон, поэтому я обратился в British Aerospace, где делали карбоновые капоты двигателей, и решил, что это нам подходит». Джон Уотсон обеспечил MP4/1 Барнарда первую победу в 1981 году на чемпионате в Великобритании.
Механизм переключения передач появился восемь лет спустя на болиде «Феррари» 640. «Это произошло оттого, что я ненавидел механический аспект переключения передач», - сказал Барнард. «У нас была эта ужасная тяга, проходящая по шасси, а в кабине у меня должен был быть бугорок для руки пилота. Как я мог избавиться от такого количества дерьма?».
Вскоре все команды скопируют эти решения…