Красивый, умный, честный, джентльмен – ушел из жизни бывший пилот «Феррари», «Макларена», «Рено» и «Хааса» Патрик Тамбе
Я встречал многих гонщиков, которые были достойными парнями, и нескольких, которые таковыми не были, но одним выдающимся джентльменом всегда был Патрик Тамбе, который умер в Париже в возрасте 73 лет.
У Патрика было все: он был наделен внешностью кинозвезды и способностями пилота, соответствующими стандарту «Формулы-1», но помимо всего этого француз был очень приятным человеком с безупречными манерами, юмором и честью.
Только недавно в своей еще не опубликованной автобиографии Дерек Уорвик, работавший с ним в команде «Рено» в 1984 и 1985 годах, сказал о нем: «Но если говорить о великом, чистом человеке, то это Патрик Тамбе. Он джентльмен, и, как я уже говорил, он многому научил меня, как вести себя в автоспорте и за его пределами.
Я до сих пор помню, как говорил кому-то, что есть только один партнер по команде, которому я действительно доверяю, и если бы он сказал, что изменил параметры работы амортизаторов, я бы ему поверил, если имя его Патрик».
Патрик родился 25 июня 1949 года в Париже и к 1974 году стал основным пилотом команды «Эльф» в «Формуле-2», пилотами которой становились молодые таланты. Сезон ему удалось завершить на 7-й строчке. В 75-м году в составе «Марч» француз уже стал вторым. Тамбе продолжил свою карьеру в серии и на третий сезон показал третий результат, пилотируя машину «Мартини».
1977 год принес ему первый из двух титулов в серии Can-Am. Патрик стал чемпионом в составе команды Карла Хааса. Затем последовало разочарование, когда на родной трассе в Дижоне он не смог квалифицироваться в дебютном Гран-при «Формулы-1» за рулем болида «Сертис». Но талант был замечен Тедди Ипом, позвавшим его на оставшуюся часть сезона в команду «Теодор». Там он смог показать шестой результат в Германии и пятый в Голландии, где француз мог финишировать на подиуме, однако за круг до финиша закончилось топливо.
«Феррари» приметила его к себе в команду в Австрии, но он также впечатлил Тедди Майера из «Макларена», и если Тедди, возможно, ошибся, подписав его в пользу Жиля Вильнева - с которым Патрик был очень дружен и с которым уже гонялся в «Формуле-Атлантик», - то Патрик, как оказалось, ошибся, выбрав «Макларен» вместо «Феррари».
Выступая против мотивированного Джеймса Ханта в качестве партнера по команде, на устаревшей машине M26 без «граунд-эффекта», в целом неудачном для команды из Уокинга году, его лучшим результатом стало четвертое место в Швеции. 1979 год был еще хуже, а проводил он его вместе уже с Джоном Уотсоном, так как разочарованный Хант ушел в «Вольф».
Таким образом, к 1980 году его карьера в «Формуле-1» завершилась так же быстро, как и началась. За этот сезон ему удалось взять второй титул в серии Can-Am. Его снова заметили в «Формуле-1» в команде «Теодор», с которой он смог показать шестой результат на Гран-при США-Восток. Вторую половину 81-го тот проводил в «Лижье», однако во всех Гран-при ему пришлось сойти.
И снова казалось, что его карьера в «Формуле-1» закончена. Француз согласился выступать за команду «Эрроуз» в 1982 году, но ушел в ярости после того, как увидел, как боссы команды обращаются с гонщиками во время знаменитой забастовки в Кьялами. Будучи принципиальным человеком, Патрик не мог с этим смириться.
В мае же авария унесла жизнь пилота «Феррари» Жиля Вильнева. Тамбе предложили вернуться. Уже на дебютном этапе в Голландии он был восьмым. Британский этап удалось закончить третьим. Гонка во Франции увенчалась четвертым местом. Затем наступил еще один черный день в стане «Феррари», когда на Гран-при Германии во время тренировки попал в аварию Дидье Пирони, но Патрик смог хоть как-то приподнять настроение, одержав первую победу в карьере в «Формуле-1».
Второй сезона за «Скудерию» тот завершил четвертым. Лучшим результатом стала победа в Имоле.
Они с Жилем были очень близки. В 1977 году франко-канадец привез свою семью из Квебека в Европу, поскольку «Феррари» манила его, именно Патрик тепло встретил его на юге Франции. Однажды Тамбе рассказал мне историю о том, как эмоционально он сидел на стартовой решетке в красной машине со знаменитым номером 27 его ушедшего друга, и как он искренне верил, что Жиль позволил ему победить ради него.
«В Германии в 1982 году я очень остро чувствовал ответственность, которая легла на мои плечи, - сказал Тамбе, - но в Имоле ее было намного, намного больше. По стечению обстоятельств я занял третье место, на той же позиции, на которой Жиль стартовал в гонке предыдущего года, когда победил Дидье Пирони. Бедный Жиль, он так и не смог смириться с этим. Он чувствовал себя таким обманутым!
Прямо передо мной был канадский кленовый лист, который тифози нарисовали на трассе, где Жиль позиционировал свою машину. Я чувствовал себя очень, очень эмоционально, думая о нем. Я сидел в своей машине на решетке, когда оставалось 20 минут, и я просто сломался, понимаете?
Я просто сидел там и плакал. Я был полностью разбит. Мои механики, мои друзья, которые подошли к машине, чтобы пожелать мне удачи, просто ушли. Им было стыдно за меня, и они не знали, что делать и что сказать. Никто из них ничего не мог сделать или сказать».
В конце концов, боги улыбнулись ему, и после осечки, помешавшей ему, удача повернулась к нему лицом, когда Риккардо Патрезе выбыл из борьбы за лидерство за шесть кругов до конца гонки.
«Я вел эту гонку во сне», - продолжает Патрик. «Не знаю, верите ли вы в метафизику или что-то еще, но я клянусь, что в тот день за рулем машины был не я. Было ощущение, что Жиль был там со мной, как будто он делал всю работу. Вокруг трассы висели баннеры с надписями, вроде: «Жиль и Патрик - два сердца, один номер!», но я знал, что это для него, а не для меня.
Я просто вел его болид, и после того, что случилось в прошлом году, я отчаянно хотел выиграть эту гонку.
В тот день машина была прекрасна, если не считать проблем в «Тамбурелло». На последних этапах после аварии Патрезе машина продолжала глохнуть, когда я проезжал там, и у меня екало сердце. Я так радовался, что она продолжает ехать, но потом она совсем заглохла, закончилось топливо, на круге завершения...».
О его характере многое говорит то, что он был крестным отцом сына Жиля Жака, чемпиона мира 1997 года, в то время как сам с энтузиазмом поддерживал гоночную карьеру своего сына Адриана.
Однако в 1983 году его затмил Рене Арну, а в 1984 году, когда он перешел в «Рено», его заменил Микеле Альборето. В том году француз был быстр, но часто не везло, а к 1985 году в «Рено» был полный бардак, и он, и Уорвик провалились.
Так Патрик перешел в американскую команду «Хаас» с шасси «Лола» THL1 и THL2, мотором «Харт» и «Форд» соответственно, а в 1986 году его карьера в «Формуле-1» и вовсе закончилась. В результате 114 стартов он одержал две победы, завоевал пять поул-позиций, попал на 11 подиумов и показал два быстрейших круга.
В 1987 году Тамбе основал собственную компанию по продвижению спорта в Швейцарии, а в 1989 году вернулся к гонкам в чемпионате мира по спортивным автомобилям с «Ягуаром». Затем он участвовал в гонках по пустыне с двумя финишами в тройке лучших на престижной гонке Париж-Дакар за рулем «Лады-Самары» T3, а также участвовал в гонках на льду и гонках на гидроциклах «Тур де Корс».
Наступил 1994 год, когда француз завел короткий роман с командой «Формулы-1» друга Жерара Ларрусса через другого друга, бизнесмена Майкла Голе, и компанию Fast Group SA, которую они вместе основали. Он стал замечательным комментатором «Формулы-1» на французском телевидении, а позже стал заместителем мэра Ле-Канне, пригорода Канн.
Но в последние годы жизни француз боролся с болезнью Паркинсона. Как всегда, он делал это с большим мужеством и самообладанием. Я помню, как в последний раз мы разговаривали с ним в Монако несколько лет назад, и я сказал ему, как хорошо он выглядит. «Вы бы так не сказали, если бы видели меня три часа назад», - ответил Тамбе с улыбкой.
Патрик всегда был храбрым человеком и никогда не жаловался на карты, которые ему раздавала жизнь.
Источник: Formula-1.