Шоу, скандалы, слезы, драма и народная любовь – так 30 лет назад Найджел Мэнселл стал чемпионом мира
Старая пословица гласит, что минус на минус не всегда дает плюс. Если кто-то и мог это опровергнуть с огромным удовольствием, то зовут этого человека Найджел Мэнселл. Британец стал чемпионом мира в 1992 году – этого ждали тысячи фанатов по всему миру. Ведь не каждому суждено стать народным чемпионом мира.
Серые тучи сгустились над плечами Мэнселла после двух поражений в борьбе за титул в 1986 и 1987 годах. Но дальше было только хуже. В 1988 году за рулем «Уильямса» ему удалось финишировать лишь в двух гонках сезона. После этого провала Найджел решил попробовать силы в «Феррари», где ему в напарники взяли Алена Проста. Француз так измотал его политическими играми, что британец был уже готов покинуть «Формулу-1».
Но «Уильямс» смог его убедить вернуться к ним. Так уже в сезоне 1991 года Мэнселл стал вице-чемпионом мира, что окрылило его. «Я являюсь одним из немногих пилотов, которые по-настоящему себя могут назвать топовым пилотом». Лучшим же в том сезоне стал никто иной как Айртон Сенна.
В 88-м он финишировал в 2-х из 16-ти Гран-при. Казалось все кончено, но титул в итоге пришел в 92-м
«Уильямс» FW14B – одна из самых доминирующих и инновационных машин в истории. В дополнение к этому «Рено» подготовили прекрасный мотор, а команда разработала прекрасную активную подвеску, коробку передач и контроль тяги. Вместе с напарником Риккардо Патрезе они заняли две первые строчки в личном зачете.
Найджел был преисполнен решимости добиться того, чтобы все зависело только от него. Он сделал первый предупредительный выстрел на открытии сезона в Южной Африке, продемонстрировав великолепный пилотаж, а затем выиграл еще четыре гонки подряд: Мексику, Бразилию, Испанию и Сан-Марино. Его пять побед подряд на старте сезона побили рекорд Сенны предыдущего года. Мэнселл хотел стать лучшим в истории…
На следующем этапе в Монако Сенне удалось одержать победу над своим старым врагом, однако британец был очень близок к ней, но прокол на последних кругах вынудил поехать на пит-стоп, что в итоге позволило миру насладиться борьбой колесо в колесо двух титанов по узким улицам Монте-Карло.
Следующий Гран-при проходил в Канаде, где оба заклятых соперника столкнулись. Найджел на 15-м круге пошел в атаку в стиле все или ничего. Как итог – сход…
Но, хотя аварии Мэнселла были почти такими же определяющими в карьере, как и его победы, в 1992 году они были лишь вспышками, так как затем последовали три победы подряд. Между победами во Франции и Германии был последний случай «Мэнселл-мании» в Сильверстоуне, когда его поклонники побежали на трассу еще до окончания гонки.
Десятки рекордов, несколько побед на родине, тысячи фанатов и сотни гонок, чтобы раньше всех в сезоне стать чемпионом мира
Затем уже на 11 из 16 этапов Найджел смог обеспечить себе титул чемпиона мира. Для этого ему понадобилось провести в «Формуле-1» 13 сезонов, 176 гонок и одержать 29 побед. Британия ждала своего чемпиона 16 лет.
Однако мы не можем не перейти к тем двум особенным годам, когда нам было больно в 1986 и 1987 годах, не узнав, каково было работать рядом с человеком, которого сэр Фрэнк Уильямс называл «занозой в заднице».
Вспомним момент из шикарной книги Эдриана Ньюи «Как построить автомобиль», где рассказывается о том, как «ФИА» объявила в 1992 году, что начнет проводить взвешивание гонщиков. Патрезе тренировался невероятно усердно, чтобы быть в наилучшей форме, однако Мэнселл подговаривал поваров, чтобы те добавляли в еду итальянца кетчуп.
Но это не значит, что британец не был заинтересован в том, чтобы иметь более легкую машину, чем его напарник по команде. На самом деле все вышло с точность до наоборот. Пока Рикардо потел в спортзале Найджел вынимал из шлема различные подкладки, морил себя голодом ради того, чтобы превзойти на взвешивании Патрезе.
«Он был в шоке», - сказал Ньюи.
Мэнселл был лучше своего напарника и потому издевался над ним...
«Рикардо очень гордился тем, что похудел за зиму и был в отличной форме. То, что его обошел Найджел, поглощающий гамбургеры, было огромным психологическим ударом».
Это лишь один из многих примеров игр, в которые Мэнселл тогда играл. На официальных командных совещаниях британец специально дезинформировал напарника, чтобы тот отправлялся на трассу за поиском скорости, в то время как реальное совещание он проводил со своим инженером Дэвидом Брауном.
Найджел специально настраивал неправильно высоту подвески болида, чтобы скрыть свой реальный темп. В Монце вообще заявил, что надо управлять костяшками пальцев, чтобы прибавить в скорости. Вам смешно? Патрезе вернулся в боксы с окровавленными костяшками.
Но в карьере Мэнселла в «Формуле-1» не все складывалось так, как ему хотелось. Два ярких примера тому - сезоны 1986 и 1987 годов, когда он выиграл больше всех гонок в каждой кампании, но в итоге не получил ни одного титула чемпиона среди пилотов.
86-й год запомнился борьбой с Пике, аварией шефа команды и потерей титула за несколько кругов до конца сезона
Перед сезоном 1986 года Нельсон Пике, к тому времени двукратный чемпион мира, перешел в «Уильямс» из «Брэбем», понимая, что он будет бесспорным, безусловным гонщиком номер один, а Мэнселл будет играть вторую скрипку. Эти четко очерченные границы начали стираться уже после двух гонок, когда Мэнселл показал свои качества и достоинства в эпическом столкновении с Сенной в Испании.
После того, как Ален Прост выиграл две гонки подряд в Сан-Марино и Монако, Мэнселл продолжил насмехаться над ярлыком №2, выиграв четыре из следующих пяти гонок. Последняя в этой череде гонка, которая вывела Найджела в претенденты на титул, состоялась на Гран-при Великобритании в Брэндс-Хэтче, не только добавив мистики «Мэнселл-мании», но и создав одну из определяющих глав в этом ожесточенном соперничестве гонщиков.
На протяжении всей 70-круговой гонки между пилотами «Уильямса-Хонды» разрыв никогда не становился более двух секунд. Давление со стороны Мэнселла заставило лидера Пике пропустить передачу на 23-м круге, и когда бразилец попытался загладить свою вину, набросившись на своего партнера по команде, Найджел не только закрыл дверь, но и запер ее на тройной замок. Когда победивший британец предложил бразильцу пожать руку на подиуме, тот отказался.
Ранее же в начале сезона произошло страшное – это авария Фрэнка Уильямса. Лишь спустя несколько месяцев на инвалидной коляске он смог вернуться в «Формулу-1». Первым же вопросом было – а будут ли командные приказы? Но он разрешил им бороться до конца, что стало фатальной ошибкой, позволившей в конце сезона Просту вырвать титул у обоих пилотов «Уильямса».
В сезоне, состоявшем из 16 гонок, Мэнселл был лидером чемпионата мира с девятого по пятнадцатый этап. Он даже был лидером чемпионата мира 64 круга в финале сезона в Австралии, пока у него не лопнуло колесо, что вынудило его сойти с дистанции и попрощаться с титулом.
Напряженность в отношениях между Мэнселлом и Пике была такой, что их боль от того, что они сами упустили титул, была заглушена успехом французского пилота.
Напарник в 87-м стал чемпионом мира, а он пропустил концовку сезона из-за травмы
Сезон 87-го ничего не изменил. Восемь поул-позиций, шесть побед в гонках, еще один культовый момент «Мэнселл-мании», созданный одним из лучших обгонов всех времен на Гран-при Великобритании, и никакого титула чемпиона мира. На этот раз разница была в том, что Найджел победил в битве, а Пике выиграл в войне.
Но если в прошлом году судьба Мэнселла была предрешена всего за несколько кругов до конца чемпионата мира, то в 1987 году она была решена за две гонки до конца.
После победы последнего на 14-м этапе в Мексике между лидером чемпионата мира Пике и Мэнселлом образовался разрыв в 12 очков. По окончании сезона он так и останется 12-очковым.
Во время пятничной тренировки в Японии британец слишком широко войдет в поворот и на скорости около 15 км/ч влетит в барьер из шин, в результате чего получит травму спины, несовместимую с продолжением сезона, что позволит Нельсону в спокойной атмосфере выиграть третий титул чемпиона мира.
Однако бразилец по окончании сезон намеревался перейти в «Лотус», а новым напарником Найджела должен был стать Патрезе. «Я думаю, что с Риккиардо Патрезе я могу позволить ему дружбу, которая не была позволена мне [с Нельсоном]».
Это довольно уместно подводит нас к неприглядной стороне карьеры Мэнселла в «Формуле-1». Желание делать из себя жертву, которая борется со всеми вокруг, принесло ему много поклонников по всему миру, но и привело к появление множества врагов в спорте. В целом карьера была полна и успехов, и неудач.
Перешел в «Феррари» в напарники к Просту. Думал, что вся команда работает на француза
«Он считает, что все и всегда пытаются его подставить», - сказал однажды бывший босс «Уильямса» Патрик Хэд.
Британец был магнитом для драмы и напряжения. Если он не создавал их сам, то все равно никогда не был далек от того, чтобы быть в них вовлеченным.
Найджел считал, что Прост убедил руководство «Феррари» сделать его первым номером команды, поскольку был в ранге действующего чемпиона мира…
«Я был воспитан в духе честной игры, я не разбирался в политике», - вспоминает Мэнселл.
«Айртон был яростным соперником, но в нем было гораздо больше честной игры, чем в Пике или Просте - эти двое были политическими животными. Они были готовы сделать все, что потребуется, и благодаря этому добились большого успеха».
Мэнселл позже расскажет, что обнаружил, что болид «Феррари», который он привел на поул-позицию на Гран-при Франции 1990 года, был отдан Просту на следующий этап в Сильверстоуне.
Даже после предполагаемой замены шасси Мэнселл все равно завоевал поул на Гран-при Великобритании и лидировал большую часть гонки, пока у него не отказала коробка передач. Увидев, как Прост одерживает победу, он настолько разочаровался в жизни в «Феррари», что объявил о своем намерении уйти из команды.
Оформил титул и в «Формуле-1», и в «Индикаре». Отказался возвращаться на полный календарь после смерти Сенны, но выиграл финал 94-го в 41 год
«Люди говорили, что это было решение, принятое под влиянием момента, потому что я был расстроен после поломки машины, - продолжает Мэнселл.
Другие говорили, что это просто уловка в рамках переговорного процесса. Ни то, ни другое не соответствует действительности. Это было искреннее решение. Мы с Розанной [женой] все обсудили перед Сильверстоуном и решили, что нами манипулируют.
Я чувствовал, что у меня больше не будет возможности выиграть чемпионат мира, поэтому я решил больше не выступать».
Однако Мэнселл остался в «Формуле-1» и исполнил свою мечту.
Нравится он вам или нет, но он остается одним из ярчайших пилотов в истории…