30 лет назад в Бразилии Мэнссел одержал боевую победу, в то время как «Макларен» и «Хонда» даже с деньгам были в агонии
Язык тела Айртона Сенны сказал все. Его машина забуксовала на пит-лейне, когда тот поехал к боксам своей команды «Макларен», чтобы совершить сход из-за отказа мотора «Хонды» V12, в то время как рядом уже стоял болид напарника Герхарда Бергера. Всего 18 кругов спустя команда могла поковать чемоданы и возвращаться домой.
В «Формуле-1» сменился лидер – им стал коллектив «Уильямс-Рено». Найджела Мэнселла и Риккардо Патрезе никто не мог остановить в сезоне 1992 года.
Связка «Макларена» и «Хонды» дала сбой после успешных: MP4/2, MP4/2B, MP4/3, MP4/4 и MP4/6. Это неизбежно. За белой полосой следует черная. «Уильямс» благодаря своим техническим ноу-хау наконец смог свергнуть лидера прошедших лет.
«Дело не в том, что Макларен плохо работал», - задумчиво сказал Сенна еще до поражения. «У нас были технические проблемы, но такова реальность. Наше новое шасси было отложено из-за проблем, которые возникли у нас в 1991 году, особенно в начале 1991 года, и которые нужно было решить. Мы смогли превзойти Уильямс в том сезоне лишь благодаря большим усилиям, брошенным на развитие машины, что негативно отразилось на болиде 1992 года. Технические трудности последних двух лет стали проблемой для продолжения побед. Уильямс сконцентрировал всю свою энергию на том, чтобы выпустить что-то очень хорошее. Они перестроились, чтобы быть лучше в будущем. Все, что сейчас происходит, очень тяжело переносится Маклареном, но все эти проблемы давно уже назревали…».
Жесткие слова, конечно, но такова реальность. Нужно работать еще усерднее. Заметно, что Сенна покидал трассу расстроенным в субботу вечером после драматичной квалификации, где он показал третье время с отставанием в две секунды от Мэнселла.
Во время уик-энда бразилец столкнулся с британцем. «Я не считаю Айртона виноватым», - сказал Мэнселл. «Я думаю, что вышло недопонимание».
Сенна: «Только что этот тупица въехал в стену». (Видео выше)
«Макларен» и «Хонда» привезли десятки инженеров на трассу, несколько болидов, чтобы получить два схода...
Для Мэнселла это был единственный реальный плохой момент уик-энда. В квалификации Найджелл выглядел ошеломляющим с временем: 1:15.703. Британец поставил его еще в пятницу. Но на старте он перестарался, нажав на педаль раньше погасших светофоров. Мэнселл притормозил, чтобы не получить штраф, что позволило Риккардо молниеносно выйти в лидеры гонки. Возможно, он использовал трекшн-контроль (почти наверняка использовал), а Мэнселл, возможно, нет (никто не говорил), но в любом случае эта систем срабатывает на всех передачах, кроме первой. На низшей передаче машина должна быть способна вращать колеса, чтобы просто сдвинуться с места.
Как бы то ни было, Мэнселл, как и Сенна, который почти совершил ту же ошибку, восстановился удивительно быстро. Найджел оказался рядом с Патрезе, когда они по спирали входили в первый поворот, а Сенна все приближался и приближался, обходя испуганного Шумахера. Правым броском на выходе из поворота пилот «Макларена» оказался рядом с пилотом «Бенеттона» на внутренней линии – поворот остался за чемпионом мира. Это было приятное настойчивое вождение, в то время как Шумахер был достаточно умен, чтобы не попытаться попасть в аварию.
Мэнселл очень близко подобрался к Патрезе, когда они свернули на заднюю прямую, но Риккардо захлопнул дверь. На протяжении следующих 31 круга они вдвоем представляли всем присутствующим в Интерлагосе или смотрящим на экранах телевизоров по всему миру демонстрацию превосходной гонки. Была яркая борьба. Подопечные Фрэнка Уильямса были слишком умны и опытны, чтобы обойти друг друга, даже если временами их разделяли считанные сантиметры. После Южной Африки и, в меньшей степени, Мексики, Риккардо снова был на пике формы, возможно, немного уязвленный скоростью, которую показал Мэнселл, когда британца пересадили на шасси итальянца для «сравнительных» тестов во время тренировок. Разрыв колебался по мере того, как они преодолевали трафик, иногда достигая секунды, но обычно их разделяло не более полусекунды. Мэнселл вел машину великолепно, пытаясь восстановить утраченную позицию, Риккардо - сохранить лидерство под таким давлением. Пит-стопы решат исход гонки.
Мэнселл провалил старт и устроил яркое преследование Патрезе в борьбе за победу
Шумахер и Пьерлуиджи Мартини (на шестой строчке) первыми на 24-м круге заехали в боксы. Алези, Карл Вендлингер и Джонни Херберт через круг. Мартин Брандл и Микеле Альборето – еще через круг. В конце 27-го круга Тьери Бутсен и Иван Капелли. Пилоты «Уильямс» остались на трассе несмотря на то, что уже ехали на три секунды медленнее. Очевидно, что активная подвеска была полезна в сохранении резины. И это при том, что в дебютном сражении они уходили от остальных участников со скоростью две секунды за круг! Если кому-то нужны наглядные доказательства их технического превосходства (а для Бразилии подвеска была сделана еще лучше), то они прямо перед вами.
В конце концов, первым остановился Мэнселл. Он заехал в пит-лейн в конце своего 29-го круга. Это была быстрая остановка, занявшая всего 8,5 секунд. Риккардо оставался до конца своего 31-го круга, и его остановка заняла чуть более 9 секунд. После замены шин Мэнселл отключил ограничитель оборотов. На 29-м и 30-м кругах он потерял 20,55 секунды в дополнение к полусекунде, которую он уступил Патрезе на 28-м круге, что в сумме составило 21,05 секунды. Но на 31, 32 и 33 кругах, первых, на которых оба гонщика вернулись к гоночной скорости, он отыграл 26,435 секунды, что позволило ему выигрывать уже пять секунд. После этого они с Риккардо продолжали работать, сравнивая время друг друга, пока здравый смысл не подсказал итальянцу немного сбавить обороты, чтобы оба могли быть уверены в третьем подряд дубле для команды.
На ранних стадиях упорство Сенны принесло ему третье место, даже несмотря на то, что Шумахер обошел его по внешней стороне длинного левого поворота, ведущего к пит-лейн на восьмом круге, но манера, в которой бразилец затем повторил обгон на подходе к первому повороту, расстроила немца. Позже он начал критиковать тактику чемпиона мира, обвиняя его в сдерживании. На самом деле, двигатель «Хонды» периодически отключался, создавая Сенне трудности. Позади него не менее 10 машин шли практически нос к носу: Брандл преследовал Алези в борьбе за пятое место, Мартини, Вендлингер, Бутсен, Капелли и де Чезарис - все в горячем преследовании. Чуть поодаль, набирая ход, шли Альборето и Эрик Комас.
Исход гонки решили пит-стопы, в то время как Сенна преподал уроки мастерства молодому Шумахеру
Когда на 13-м круге Шумахер снова попытался пройти Сенну, ему удалось это сделать, и в течение одного круга борьба Алези и Брандла также пронесла их мимо проблемного MP4/7A. Уже после четырех кругов Бергер выбыл из гонки из-за серьезного перегрева. Австриец использовал один из трех MP4/6B, привезенных в качестве запасных, чтобы квалифицироваться четвертым, но был обречен с самого начала, когда забракованное гоночное шасси Сенны (которое он взял вместо своего собственного) получило неисправность электронной коробки передач на прогревочном круге. Он стартовал с пит-лейн, но двигатель заглох, пока Бергер ждал повышения температуры, и через несколько минут его выступление закончилось. Сход Сенны положил конец агонии «Макларена», а вместе с ней и беспрецедентной кампании, в ходе которой Уокинг привез на гонку 47 инженеров, множество обслуживающего персонала и 23 сотрудника «Хонды».
Потеря «Макларена» стала приобретением «Бенеттона». Болид B191B стал вторым после двух «Уильямсов». Если у Шумахера теперь был явный шанс стать третьим (хотя к моменту сходу Сенны он отставал уже на 35 секунд), то у Брандла был на хвосте Алези. Это был один из моментов, ожививших Гран-при Бразилии, так же, как и выступление Мартина в Мексике. «Феррари» провели квалификацию, тестируя различные спецификации двигателей, и, хотя Алези позже сказал: «Двигатель и шасси ужасны», они были, по крайней мере, надежны. А с Алези за рулем F92A был достаточно быстр, чтобы доставить Мартину неудобства, когда он снова и снова пытался протиснуться вперед. В конце концов, британец обошел француза в первом повороте, но только для того, чтобы Жан повернул в него. Обоих закрутило, но именно Брандл не смог продолжить гонку. «Я был так зол, что пошел искать его, - прорычал он, - и тогда я понял, что он все еще участвует в гонке! Мне захотелось бросить свой шлем», но вместо этого он отправился к стюардам, которые позже предупредили Алези, что его дальнейшее поведение будет находиться под пристальным вниманием.
Сенна сходит. За четвертую строчку сталкиваются Алези и Брандл
Они расценили это как гоночный инцидент, но руководитель команды «Бенеттон» Флавио Бриаторе был расстроен потерей двух потенциальных очков, видимо, не понимая, что желательно иметь гонщиков, которые действительно хотят гоняться.
К тому времени, когда Брандл сошел с дистанции, а правая сторона его «Бенеттона» задела большую часть левой стороны «Феррари», де Чезарис и Мартини также сошли. Пилот «Тиррелла» выглядел многообещающе большую часть уик-энда, но его постигла проблема с электрикой, а Мартини был четвертым по скорости после пятничной квалификации, но опустился на восьмое место, когда не смог улучшить свое время во второй сессии. Скромный итальянец ехал как поезд между «Феррари», несмотря на менее мощную версию их двигателя, когда на 25-м круге у него отказало сцепление.
До своей остановки Вендлингер был на подъеме. Австриец снова хорошо показал себя в «Марч», Бутсен также выглядел хорошо, а его партнер по команде Комас шел четвертым с 27-го по 31-й круг. Когда он остановился, у Вендлингера затянулось сцепление, а поскольку задние ступицы продолжали вращаться, механикам было сложно установить колеса. Он опустился с седьмой позиции на 15-ю, и снова начал преследовать Каппели и Альборето в борьбе за пятое место, пока проблема со сцеплением не усугубилась.
Херберт и Хаккинен отыграли несколько позиций для «Лотуса», но у машины были проблемы
К тому времени, когда он сошел с дистанции, «Лиже» уже избавились от другого пилота, который произвел большое впечатление на Гран-при Бразилии: Джонни Херберта. В квалификации британца затмил напарник по команде Мика Хаккинена, изучавший трассу, и оба они столкнулись с пугающей нехваткой сцепления. В самом деле, он просто вскарабкался на последнее место на решетке благодаря тщательно выверенному кругу, который оскорбил его чувство приличия, но позабавил Мику. «Лотус» все же добился серьезного прогресса в гонке, и к концу первого круга Херберт, как и Хаккинен в Мексике, отыграл девять мест и летел вперед. После отличного пит-стопа он поднялся до реального седьмого места на 32-м круге. «Лотус», однако, являлся устаревшей конструкцией и особенно страдал из-за плохой аэродинамики, и круг за кругом восстанавливающийся дуэт «Лижье», Комаса во главе с Бутсеном, начал догонять его.
В последнее время отношения между двумя гонщиками во французском лагере стали напряженными, и Бутсен хотел доказать свою правоту, когда подсел на хвост своего партнера по команде. И как Эрик нырнул перед Хербертом в первом повороте на 37-м круге, так и Тьерри пошел по этой траектории. Места не хватило, и когда два «Лижье» столкнулись, Бутсена закрутило и вытолкнуло «Лотус» на гравий. «Я пытался выехать из него, - ухмылялся после этого удивительно невредимый Херберт, - но руль хотел ехать в другую сторону!». Комас смог продолжить движение, но его гонка закончилась только через пять кругов, и единственным утешением для «Лотуса» стало 10-е место Хаккинена - финн проехал последние круги только на третьей передаче. Таким образом, захватывающая гонка несколько угасла после 40 кругов. Мэнселл оторвался от Патрезе на 10,3 секунды, когда он проходил 45-й круг, а Шумахер и Алези шли в одиночестве. Однако Капелли, голова которого, казалось, все больше и больше раскачивалась, никак не мог расслабиться, поскольку Альборето продолжал давить все сильнее и сильнее на «Футворк», который наконец-то начала выглядеть и ехать как настоящий гоночный автомобиль. Команда потеряла Сузуки всего через два круга из-за проблем с масляной системой, но Микеле весь уик-энд не сдавал и полностью заслужил последнее очко. Для «Джордана» снова не было ничего, кроме катастрофы, вызванной дальнейшими проблемами с секвентальной коробкой передач.
Коллектив «Уильямса» стал эталоном для всей Ф1 в сезоне 1992 года, да и на последующие несколько лет...
«Я не думаю, что люди понимают, какую огромную работу проделала компания Рено за зиму. Они поставили нам не только надежные двигатели, но и гораздо более мощные, чем в прошлом году», - сказал после этого Мэнселл, празднуя достижение рекорда Фанхио в 24 победы в гонках. Безусловно, англо-французский альянс переписал параметры производительности в драматическом стиле во время первых трех гонок чемпионата. Но преимущество «Уильямса» не было обусловлено только большей мощностью, так же как и отличным вождением, электронной трансмиссией или активной подвеской: это было сочетание всех факторов. Когда команды собирали вещи после Интерлагоса, концерн из Дидкота сделал все правильно, а остальные - нет. «Бенеттон-Форд» вернулся к испытаниям своего нового B192 в Сильверстоуне, окрыленный тем, что сместил «Макларен-Хонду» в погоне за «Уильямс-Рено» в чемпионате конструкторов, а отрыв Мэнселла от Сенны вырос до 26 очков. У бразильца был месяц на раздумья, пока телефонные линии связи «Макларена» и «Хонды» не вышли из строя и не началась операция «восстановление». К слову, она и не начнется почти 20 лет, когда в 2015 году произойдет их катастрофическое воссоединение…
«Уильямс», далекий от самоуспокоенности, тем не менее, мог размышлять о проделанной работе настолько хорошо, насколько это было возможно. А в ушах всех остальных звенели слова конструктора двигателей Бернара Дюдо: «Мы очень довольны тем, что впервые в этом сезоне мы полностью доминировали в каждой сессии и в гонке. Эта победа вселяет оптимизм на оставшуюся часть сезона, поскольку Интерлагос - это трасса, которая является более представительной для остальных трасс, за исключением Монако...».
И специальная вставка с Гран-при Португалии, который мы не рассматривали:
Если интересно, то 30 лет назад стюарды за подобный инцидент никого не наказали...
Что там с рекордами?
Можно сказать, что 30 лет назад началась эпоха доминирования одного пилота и одной команды. С ростом расходов, повышением надежности болидов и качеством подготовки пилотов.
На момент 1992 года были установлены следующие достижения:
Мэнселл выиграл рекордные 5 Гран-при подряд со старта сезона
Одержал рекордные 9 побед в 16 гонках
Выиграл 6 поулов подряд со старта сезона
В общей сложности выиграл 14 квалификаций из 16 в сезоне
Повторить такое доминирование (88%) по субботам пока никому не удалось
Показал 8 быстрых кругов
Установил рекорд по количеству очков за сезон (108)
Сделал рекордный отрыв от второго места в 52 очка
За 5 этапов до конца сезона стал чемпионом мира
Всего же из 16 команд в очки смогли попасть 13. Из 32 пилотов очки набрали 19. 3 гонки выиграл Сенна, 2 Бергер и еще 1 Шумахер. Пилоты со второго по пятое место уместились в несколько очков. Лучшим из остальных все-таки стал Михаэль, опередив Сенну, Бергера и Брандла. В гонках дебютировал будущий чемпион мира за рулем «Уильямса» Дэймон Хилл.
Обзор сезона: