Расследование подтвердило: «Ред Булл» и правда пробил лимит бюджета. Единственный в «Ф-1» – и, похоже, отделается штрафом
Списали два миллиона долларов на больничные и еду для персонала.
10 октября «Формула-1» не только праздновала второй титул Макса Ферстаппена, но и заново переживала судный день – ведь Международная автомобильная федерация (ФИА) обещала со второй попытки все же объявить результаты изучения бюджетов команд за 2021-й и назвать нарушителей потолка в $ 147,4 млн.
Итог слегка разочаровал: сперва сайт ФИА предсказуемо обвалился, а когда воскрес… Что ж, пресс-релиз прояснил не так уж много:
«Ред Булл» действительно превысил лимит, но «незначительно» – то есть точно меньше, чем на 5%, или на $ 7,37 млн (точка «отсечения» между значительным и незначительным нарушением в регламенте). Также команда Ферстаппена допустила и процедурные нарушения.
«Астон Мартин» уложился в потолок (его тоже подозревали в чрезмерных тратах), но допустил процедурные нарушения. Еще одним «процедуралом» назван «Уильямс» за срыв сроков подачи отчета, но английская команда заплатила штраф в $25 тысяч еще летом.
Тем не менее, все три команды остались без «сертификатов подтверждения». Для них сезон 2021-го еще не закончен. Остальным семи командам все закрыли, они прошли проверки.
Особо отмечено, что все команды «Ф-1» были открыты для сотрудничества и шли Федерации навстречу. Следовательно, никого из нарушителей не назовут «намеренным читером» и не осудят как за преднамеренное превышение потолка бюджетов.
Однако будущие наказания и следующие шаги вместе с дедлайнами в пресс-релизе не описаны.
Вот и все. У Ферстапена и «Ред Булл» точно не заберут титулы и позиции Кубка конструкторов, но другой конкретики нет – кроме подтвержденного факта превышения. Теперь он неоспорим – хоть «Ред Булл» и пытается:
«Мы восприняли эти результаты исследований ФИА с удивлением и разочарованием. Результаты в наших финансовых отчетах за 2021 год не превышали установленный лимит, так что нам нужно тщательно изучить результаты исследований ФИА, поскольку мы по-прежнему считаем, что согласно релевантной стоимости расходы «Ред Булл» не превысили допустимый потолок.
Вопреки домыслам и позициям других сторон, мы будем следовать существующей установленной процедуре ФИА, при этом рассматривая все доступные для «Ред Булл» варианты действий», – заявила команда после публикации ФИА.
Похоже, превышение «Ред Булл» – 1-2 млн долларов. Как его накажут?
Пока можно однозначно заключить, что слухи о гигантском превышении на 7-10 миллионов точно не оправдались. Однако почему же не опубликована конечная сумма?
Похоже, из-за ее дискуссионности: источники авторитетного репортера Motor Sport Magazine Криса Медланда сообщили, что процесс так затянулся и приобрел такой вид, «потому что правила невероятно сложные, и на первый раз ФИА хочет проработать и исключить малейшие сомнения в намеренности и возможность ошибки с любой стороны – особенно с учетом позиции «Ред Булл».
То есть новосозданную финансовую панель ФИА по соблюдению потолка расходов теперь точно ожидает продолжение переговоров с командой – но уже в рамках «соглашения о нарушении». И оно, кстати, может в итоге совсем засекретить подробности – или «Ред Булл» все же что-то отстоит и снизит сумму перерасхода.
«Один источник в «Ред Булл» сказал мне, что команда ждет дальнейших обсуждений с ФИА, поскольку информация на данный момент все еще очень расплывчата – так и есть», – написал в колонке Медланд.
Тем не менее, его источники – так же, как и источники нидерландского журналиста De Telergaaf Эрика ван Харена – сообщили, что «Ред Булл» превысил потолок на суммы от $1 млн до $2 млн. Речь не о тратах на болид, а о неправильном учете расходов на больничные и организацию питания.
Ван Харен за час до публикации итогов расследования помимо сумм превышения еще и дополнительно рассказал, что и «Астон Мартин», и «Ред Булл» просто выпишут денежный штраф – однако информация не официальная, и для входа в процедуру командам сперва нужно согласиться с нарушением и вступить в переговоры.
День спустя слухи о пределе в 2 млн подтвердило и немецкое издание AMuS c контактами в «Мерседесе» – которое первым и рассказало о возможном нарушении регламента, предположив сперва сумму в 5 млн. Более того, по их инсайду, «Ред Булл» подал отчет, в котором сумма всех попадающих (по мнению команды и их аудитора – верификация документа подтверждена всеми сторонами) оставляла задел в 2 млн.
В инсайде AMuS есть еще несколько интересных моментов: например, «Ред Булл» не отразил сумму налогового возврата за 2021-й, поскольку тогда невозможно было его точно подсчитать. И это правда – в Великобритании существует возврат за НИОКР, и их сумма формируется по тому же отчету, который подается в правительство одновременно с «Ф-1». Их получает каждая команда на островах, если в отчетный год вкладывается в разработки и научную инфраструктуру.
Также AMuS инсайдит и о штрафе, который хотели бы видеть соперники: сокращение потолка на 2023-й вдвое от нынешнего превышения.
«Ред Булл» получил какое-то преимущество?
Что мы вообще знаем о финансовом регламенте и системе учета? Там 56 страниц с длинными объяснениями и даже попыткой фиксировать кросс-курсы доллара, евро, фунта и швейцарского франка. Однако вместе с движением к детализации есть и множество моментов для частичных или полных исключений: затраты на пилотов, трех самых высокооплачиваемых менеджера, налоговые поправки, затраты на работу с историческим наследием и за пределами «Ф-1», счета за электричество и газ, и даже некоторые бонусы, бенефиты для персонала и юридические затраты.
«Если очень захотеть, там много мест, где можно спрятать пару тысяч или даже, возможно, пару миллионов долларов», – написал в колонке на The Race бывший техдир «Ягуара», «Джордана» и «Стюарта» Гэри Андерсон.
И это, кстати, верно не только для «Ред Булл» – ведь в той же колонке Андерсон привел пример «Мерседеса»: «Они заявили о сокращении штата на 40 человек – до 800 работников. Удивлен, что сократили так мало – я ждал минимум вдвое больше».
Также мы знаем о системе внесения деталей болидов под потолок: любая новинка или просто запчасть включается в пункт «потрачено» только после представления к омологации в ФИА и получения пломбы. До этого момента ее нельзя ставить на машину (даже на тестах и в практиках), но и производить хоть 10 или 20 версий того же антикрыла и просто возить с собой в грузовике формально никто не мешает (кроме затрат на команду и путешествия – они считаются отдельно).
Еще в пресс-релизе ФИА объяснила, что не расследовала процессы и процедуры расходов, а занималась только изучением поданной ей аудированной отчетности. Ряд журналистов возмутил этот факт, но вообще это логично: если делегаты заранее знают, сколько и каких деталей задекларировала каждая команда, и могут сопоставить их стоимость в отчете, то при закономерной корреляции и нет особого смысла тратить время на детальный разбор – лучше сперва предметнее изучить более подозрительные места. Наверное, оттуда и слухи о «тратах не на болид», хотя, казалось бы, при лимите бюджета все взаимосвязано и для сохранения дополнительного миллиона в одном месте нужно урезать в другом.
Однако с учетом известных инсайдов можно предположить, что стоимость болидов «Ред Булл» в 2021-м, скорее всего, коррелировала со стоимостью болидов других команд. Возможное преимущество – точно не в дополнительной очень дорогой новинке.
Команда Ферстаппена зашла с другой стороны – работала с человеческим капиталом. Еще в 2020-м все команды «Формулы-1» начали оптимизацию штата и срезку зарплат вместе с соцпакетом, и в 2021-м процесс продолжился. Он явно происходил и в «Ред Булл».
И для сохранения конкурентоспособности в «Формуле-1» нужно сохранить как можно больше компетентных инженеров – правда, через оклады это уже вряд ли выполнимо. И, похоже, «Ред Булл» просто зашел через сохранение корпоративных преимуществ вроде оплаты больничных и питания по старым тарифам. Ведь помните список полных и частичных исключений? Все и правда достаточно сложно: и больничные действительно не учитываются под потолком, но с требованием определенных отчетов.
Тема людей и сохранения работы вообще очень сложная в современной «Формуле-1», ведь рабочие места и судьбы специалистов сразу называли главной жертвой необходимого потолка расходов. «Ред Булл» зашел с моральной очень чувствительной стороны. Даже если у ФИА есть претензии к отчетам команды, она будет вынуждена тщательно выбирать формулировки, чтобы вердикт не выглядел как «что-то вы мало уволили», и обвинить кого-то в нарочном превышении потому будет сложно. Политически всегда можно контратаковать словами «мы заботились о людях», да и кто знает, сколько бы инженеров на самом деле ушли, даже если бы «Ред Булл» сократил соцпакет?
И получение преимущества потому тоже напрямую недоказуемо.
А еще возникли разногласия насчет учета зарплат советника гоночной программы Гельмута Марко и главного конструктора гениального Эдриана Ньюи. По инсайду AMuS, обоих не включили в отчет как членов команды, а Ньюи записан консультантом. Команда подтвердила вопрос по Марко (но он и в самом деле прямой роли в управлении не играет – по сути он просто представляет владельца), а Эдриан назван среди трех исключений для самых высокооплачиваемых.
И возможны оба варианта: Ньюи и правда может обладать контрактом с инженерной Red Bull Technology, а не с командой, поскольку он ранее много лет работал над суперкаром для «Ле-Мана» «Валькирией» и яхтами под заказ. И тогда его «слот» позволил вывести другого инженера из-под потолка и сэкономить миллион.
С другой стороны, Эдриан и правда находился в такой ситуации много лет, а не спешно отправился в консультанты под падающий потолок. Да, у команд «Ф-1» – крайне сложная структура функционирования, и у «Ред Булл» она – самая сложная.
В любом случае, доверие к команде и ФИА серьезно подорвано – особенно с учетом того, что панель по бюджетам возглавляет бывший финансовый офицер «Торо Россо» Федерико Лоди.
Но вице-президент ФИА по спорту Роберт Рид предлагает доверять правилам – и улучшать их:
«Им нужно работать, это процесс. Сейчас только первые шаги в смысле установки правил. Посмотрите, сколько изменений произошло в спортивном и техническом регламентах, и они до сих пор происходят. Все новое нужно доработать.
Потенциально могут быть ненамеренные или неосознанные последствия написанных правил. Так всегда бывает. Когда топишь шарик в одном месте, он всплывает в другом, неожиданном.
У нас и со спортивной стороны постоянно происходят ситуации, на которые люди говорят «ой, мы никогда такого не видели». А сколько уже лет гонкам!»
В конце концов, данные аспекты регламента вместе с отсечкой в 5% и возможными наказаниями были известны всем еще в начале 2021-го. Все находились в равных условиях, как и с техническим регламентом. Вспомните уже легендарный DAS «Мерседеса» – немцам позволили закончить сезон с ним, а запретили только в следующей версии регламента.
Это классическая «Формула-1» – здесь все ищут лазейки в любых правилах, а ФИА их прикрывает.
В «Ф-1» флешбэки последней смертельной аварии: дождь и трактор рядом с мчащимся болидом (250 км/ч)
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Charles Coates
Если не будет серьёзного наказания за перерасход - это открывает ящик Пандоры. В этом сезоне борьбы до последнего ГП не будет, но если интрига сезона 21 повториться, опять будут махинации. Где то максимизируем обновы, где то максимизируют расход на развитие болида на след год, урежем зп и бенифиты для работяг, если где то и превысим, ну это ж не на болид, это ж на работяг, типа не дало преимущество? Все команды вписались, урезали что могли. Пусть вычитают очки или ещё что, команды должны бояться лимита. Иначе смысла в нем нет.
Отвечу твоими же словами: "Давай не прикидывайся шлангом".
Во многих разных спортивных лигах США потолок расходов работает уже не 1й год, и как ни странно команды становятся равнее. В футболе я бы с удовольствием посмотрел как команды вроде Реала, Барсы, Баварии и ПСЖ с потолком расходов будут тягатся с условными Аяксом, Аталантой, Порту и Дортмундом
Налоговый вычет за НИОКР в Британии чуть ли не 100% возвратная субсидия.
Любые проектные работы и изготовление деталей в единичных экземплярах (а туда входят и затраты на материалы, оборудование и счета за энергию) можно списать 100%.
Пример: Берем работу в трубе. Предварительный просчет CFD, амортизация вычислительных мощностей, энергия на вычислительную систему, изготовление моделей, амортизация трубы и расходов на энергию, компьютерный анализ результатов. Все списывается 100%. Более того, по этой графе можно списать и зарплаты персонала.
Что нельзя списать - собственно траты на гоночную команду, логистика и т.д.
И, кстати, социальные выплаты (что и нашли).
Я все думал, как они могут обыгрывать команды с континента при более высокой зарплате персонала и цене энергии. Я как-то не подумал, что налоговый вычет за НИОКР могут распространить и на гоночные команды. По сути, господдержка для создания рабочих мест, которую внезапно не включили в лимит бюджета.
Ну в общем, так система органичений бюджетов у ФИА работать не будет:)
PS Как бы могла выстрелить российская команда при господдержке:) В последний раз скандал с господдержкой был при Гитлере, в 30-х, когда тот завел на Мерседес и Ауто-Юнион большую программу исследований и госфинансирования. Там было нестандартное топливо, легкие сплавы с магнием и литием. В итоге частные команды к концу 30-х они все убили бюджетом, хватило на 10 лет, включая послевоенные. Поэтому и регламент послевоенных Гран-При был сделан для исключения немцев не только по политическим мотивам, вопрос технологического превосходства никуда не делся. Василий Сталин хотел выставить команду Ауито-Юнион от СССР, кстати:)