Сага года в «Ф-1» – смешное фиаско «Альпин»: 8 месяцев тянули с контрактом для лучшего юниора, в суд против его ухода подали «на авось»
Так Пиастри и достался «Макларену».
Перед Гран-при Нидерландов мир все-таки узнал развязку главной трансферной саги года – трансфере чемпиона «Формулы-2» и сравнимого с Леклером или Расселлом суперюниора Оскара Пиастри из «Альпин» в «Макларен». В предыдущих сериях французская команда объявила о повышении парня на роль боевого гонщика на 2023-й, тот грозно отказался через соцсети (уже меметичная фраза «Я не подписывал с ними контракт и не буду за них гонять»), «Альпин» пообещала слушания в специальной Комиссии ФИА по контрактам, и… Оказалось, «Макларен» и Пиастри действительно были правы – Оскара закрепили за англичанами на ближайшие два сезона в соответствии с их контрактом (редчайший случай, когда мы вот на 100% знаем срок сделки гонщика в «Ф-1»).
Трансферный скандал года в «Ф-1» разбирает специальный суд – он возник из-за Михаэля Шумахера
Но главным выводом из дела стало даже не поражение бывшей команды Алонсо. Мир увидел: несмотря на все «уверенные» заявления «Альпин», у них реально провал в лидерстве, коммуникации между подразделениями и организации работы. Именно об этом и говорят все инсайды о деталях процесса – и в особенности их сопоставление с известными до слушаний заявлениями «Альпин», информацией о ее структуре и здравым смыслом.
Главное из инсайдов
Спасибо инсайдеру Дитеру Ренкену, работающему в паддоке четыре десятилетия: он напряг обширные связи, изучил полный текст вердикта и даже по-шпионски сфотографировал пункт с «расходами сторон» – и подробно описал, как же разворачивался трехсторонний конфликт. Оказывается, все пошло наперекосяк еще в ноябре 2021-го – когда Пиастри только пообещали должность резервиста, и он ходил счастливым по паддоку с табличкой «лучший рабочий опыт в мире»!
15 ноября «Альпин» и Пиастри подписали «Соглашение об условиях сотрудничества» (Terms Sheet) на 2022-й и 2023-й. По нему предполагалось определить Пиастри в резервисты на 2022-й и найти ему место боевого пилота на 2023-й. Это не было «контрактом с командой «Ф-1» – хоть французы и попытались представить его в таком виде на слушаниях Комиссии. Их вердикт – «мы не согласны».
СЕО «Альпин» Лоран Росси (шеф босса гоночной команды Отмара Сафнауэра, который потом отдувался за все в прессе) пообещал начать переговоры по конвертации «условий» в контракты в течение 10 рабочих дней. Однако никакого движения вообще по сделке не было аж до февраля 2022-го.
Юрист «Альпин» Мерсер объясняла это агенту Пиастри Марку Уэбберу «бутылочным горлышком из-за недостатка юридического штата в команде». В феврале она писала «меня словно прокручивают в стиральной машине» и «после презентации машины станет полегче, и я смогу вернуться к контракту Оскара».
Сезон «Ф-1» официально стартовал 18 марта – следовательно, к тому дню контракт Пиастри на роль резервиста должен был пройти регистрацию в Комиссии, иначе Оскара не смогли бы посадить в машину в 2022-м и даже не выдали бы ему суперлицензию. Потому близкий дедлайн заставил «Альпин» поторопиться: 4 марта сторона Пиастри получила черновик контракта, а 15-го его уже подали в Комиссию. Однако там не было ни слова о продолжении совместной работы после декабря 2022-го или каких-либо опций команды – лишь отсылка к «Соглашению об условиях сотрудничества». Юридический отдел «Альпин» назвал бумагу «экстренной мерой».
Комиссия отдельно проговорила, что поданный на верификацию контракт ни к чему стороны не обязывал после конца сезона-2022: именно потому что команда просто сделала отсылку к подписанному в ноябре соглашению, но не сделала его частью соглашения резервиста и даже не включила его в список бумаг, отосланных в Комиссию. Потому для «Формулы-1» любой договор – фактически что-то вроде протокола о намерениях, а не обязывающее к выполнению соглашение. «Альпин» имела право не проводить с Пиастри тестов, а Оскар имел равноценное право вести переговоры с другими командами о сделке за пределами истечения срока договора резервиста – то есть при вступлении в должность с 1 января. Все остальное для «Формулы-1» – на уровне «мы на словах договорились».
19 мая «Альпин» прислала стороне Оскара документ «предложение для Пиастри на сезоны 2023-2026» с дорожной картой: предполагалось направить парня в аренду в «Уильямс» на 2023-й, отозвать в «Альпин» или оставить там еще на 2024-й, а затем сделать боевым в «Альпин» на 2025-й и 2026-й. Никаких подписей под ним не было.
3 июня Пиастри подписал «Соглашение пилота» с «Маклареном». Полноценный контракт с английской командой заключили 4 июля – с датой старта 1 января 2023-го: как раз после истечения единственной сделки между Оскаром и «Альпин».
На случай провала переговоров о выкупе Даниэля Риккардо контракт Пиастри действительно включал опцию резервиста на 2023-й с конвертацией в боевого пилота в 2024-м. То есть судьба альянса №3 и «Макларена» уже была решена.
Пиастри не скрывал сделку с «Маклареном» и даже прямо заявил шефам «Альпин», что уходит. Пресс-релиз о повышении Оскара до боевого пилота в 2023-м действительно сделано без заключения контракта.
Как вам?
Безусловно, какие-то соглашения Пиастри и «Альпин» действительно были, но теперь французам стоит получше сформулировать притязания с аргументацией, если они все еще хотят подавать в гражданский суд с требованиями компенсаций за подготовку Пиастри (ранее возможный счет оценивали в $15-25 млн). Ведь, судя по всему, французская команда сама сорвала собственные сроки и тянула со сделкой 8 месяцев вместо 10 дней – интересно, как они могут это оправдать.
К тому же, Марк Уэббер наконец тоже появился в прессе – и прозрачно намекнул «Альпин» на необходимость пересмотреть финансовые притязания:
«Озвученные суммы явно выглядят преувеличенными и непропорциональными, – заявил Марк в эфире Channel 4. – Во время летнего перерыва эти люди швыряются заявлениями о миллионах, но в этой истории их не будет.
Оскар зарабатывал неплохие призовые в молодежных сериях, ведь он побежал. Эти деньги не имеют никакого отношения к инвестициям «Альпин». А свыше 80 процентов его бюджета на гонки и участие в Академии закрывали сторонние спонсоры, семья Оскара тоже вкладывалась».
Fatal Error «Альпин»: Росси и его абсолютистский метод руководства, а также провал юридического отдела
Какие же факты проявляются после завершения скандала? Контракта на «Ф-1» у Пиастри действительно не было, за исключением «срочной сделки», которую в принципе изначально называли временной. Причем не по вине Оскара – команда сама понимала, что в «Ф-1» их бумаги не сработают, но конвертировать что-то смогла (или не удосужилась). Причины – туманны, но, скорее всего, Лоран Росси просто не осилил все решения в одиночку, а затем в суд пошли по принципу «авось прокатит».
Именно Лоран сейчас принимает вообще все решения в «Альпин» – он попал в структуру французской команды в прошлом году, а зимой устроил настоящую игру престолов: систему покинули ВСЕ старые шефы вроде Давиде Бривио, Марцина Будковского и даже советника Алена Проста. Причем четырехкратный чемпион «Ф-1» даже громко хлопнул дверью:
«Лоран Росси хочет быть один – он не хочет, чтобы его хоть кто-то осквернял. Он сказал мне, что больше не нуждается в советах. Он очень хочет отодвинуть других людей от принятия решений. Лоран Росси хочет забрать все внимание себе.
Я больше не участвовал в принятии решений. Иногда я не разделял некоторые взгляды и решения, но официально должен был соглашаться. Даже будучи членом совета директоров, иногда я узнавал о некоторых решениях в самый последний момент».
Сафнауэр пришел только в феврале на середину этого вихря (и уже после единоличного решения Росси забросить надежность мотора и концентрироваться только на мощности) – похоже, лишь как операционный менеджер. Ведь именно Отмар сделал ту самую сверэффективную «Форс-Индию», бравшую подиумы и четвертые места в Кубке конструкторов с бюджетами под $100 млн – похоже, Лоран выбрал его как идеального исполнителя под конкретную функцию, но без реальных глобальных полномочий. Например, Алонсо даже не звонил Отмару, когда решил все же уйти в «Астон Мартин».
Вот и в истории Пиастри похожий поворот: до заседания Комиссии Сафнауэр уверял, что «Альпин» точно победит, а после вердикта выдал вот это:
«Я не знал, какие аргументы у другой стороны. Как все знают, прошло четыре дня, и у обеих сторон были хорошие аргументы. Я думал, ситуация 50 на 50. Вы знаете, как все обернулось – не в нашу пользу. Но я в любом случае принимаю решение», – прокомментировал решение Сафнауэр.
Создается ощущение, будто он на самом деле и не знал, что на самом деле подписывал Оскар с «Альпин» и какие у него договоренности с Росси – и просто следовал гайдлайнам от шефа. Они не менялись – и Сафнауэр повторял одно и то же, даже несмотря на отсутствие какого-либо контракта с такими условиями между командой и Оскаром.
«Мы сделали все и даже больше, о чем говорили – это включает в себя 3500 км на прошлогоднем болиде, роль резервиста в «Макларене» и «Мерседесе», когда нас попросили, можем ли мы поделиться. Мы это позволили. Мы ему платили, – перечислял Сафнауэр после вердикта. – Единственное, о чем мы просили Оскара в том контракте – стать гонщиком «Альпин» или другой команды [на выбор «Альпин»] в 2023-м и 2024-м.
Даже если нашлась серая зона, которая работала против нас, мы выполняли тот контракт. Вот наша лояльность Оскару».
Никто и не спорит с вкладом «Альпин» – но как насчет все-таки привести дела в надлежащий порядок? Через полгода такого хаоса кто угодно разуверится в любых обещаниях – а организационно французская команда явно в жестком раздрае. Они классно предсказали инфляцию и застраховались от нее, но, видимо, все силы ушли на одно конкретное дело.
Глядя на такое, понятна мотивация Пиастри в подписании «гибридной» сделки с «Маклареном»: уж лучше еще год отсидеть в резервистах в другой программе, чем вариться в этом хаосе и дальше. И да, мотивация ухода Алонсо (вместе с причинами задержки переговоров) тоже слегка проясняется.
«После года вне гонок у меня были большие надежды на место в «Альпин», а ясности не прибавлялось, – признался Оскар после подтверждения трансфера в «Макларен». – И, подобно ситуации с Фернандо, от переговоров оставались странные ощущения. Не казалось, что [остаться –] верный выбор.
Из-за туманного будущего и, в конечном счете, утраты доверия, я решил, что переход в «Макларен» – наилучший вариант. Они предложили очень привлекательную сделку, и иметь с ними дело было приятно – подход прямой, с большим энтузиазмом».
Дело не уничтожит систему академий в «Ф-1» – это провал «Альпин», а не философии подготовки
«Макларен» считал его свободным агентом – и формально он таковым и был. Контракты и опции с молодежными академиями не учитываются в «Ф-1» – судя по инсайду Ренкена, об этом как минимум предполагали и в «Альпин», но почему-то решили, что одной лишь ссылки на стороннее соглашение в договоре резервного пилота хватит. Что ж ¯\_(ツ)_/¯
«На момент объявления о повышении Оскара мы находились под впечатлением, что наши контрактные обязательства с ним действительны, – показательный комментарий Сафнауэра. – Тогда же у нас не было вердикта Комиссии».
На фоне этих слов ответ СЕО «Макларена» Зака Брауна звучит как-то по-издевательски:
«Думаю, если у вас есть пилот и вы хотите его использовать и дальше, вам нужен контракт. Ведь среда очень соревновательная, команды постоянно смотрят по сторонам и ищут лучших людей. Если у вас нет контракта – вы уязвимы».
Так что вопрос «не станет ли дело Пиастри отправной точкой снова существующей системы молодежных академий» можно закрывать.
Вообще все сомнения насчет будущего юниорских программ базировались на одном предположении: не могла же «Альпин» так нагло заявлять о правах на Пиастри без весомых оснований! Оказалось, еще как могла – и заявляла. Видимо, Росси почему-то не отзывал приказ-стратегию до самого конца, а подвергать его решения сомнению в нынешней «Альпин» больше не принято.
Фото: globallookpress.com/Antonin Vincent / Dppi, Panoramic, HOCH ZWEI; Gettyimages.ru/Clive Rose
Альпин: паааадержите моё пиво.
Там Тото сказал, что теперь Мерс наймет больше юристов для контрактов с юниорами. Вот было бы неплохо, если Альпин наймет хотя бы второго. Судя по всему кроме Мерсер там никого и нет.
И вот ради этой синицы в небе в виде Уильямс от Альпин, Пиастри следовало отказаться от журавля в руках в виде Макларен? (а заодно из преданности к Альпин и надежде туда сесть в 2025, ну или там в 2027... ему следовало забыть про интересы тех, кто вложил остальные 80% денег в его карьеру?)
А потом бы они Пиастри пинком под зад в 2023 выгнали б и никто б его не пожалел. Сам дурак, контракта не было чем думал. Ну вот сами дураки. Пиастри имел право выбирать, это его выбор, ничего им он не должен
Куча всяких испытательных сроков, потом мизерный оклад+ обещание премий типа незаменимых нету. При этом тебя могут уволить одним днем.
При этом когда увольняешься то якобы жесткий договор с отступными и требованиями отработать якобы вложенные и угрозы испортить карьеру