Что внутри у шлема «Ф-1»? Как он защищает головы пилотов? Демонстрация разреза и пример спасения обычной лампочки
Он выдержит и выстрел.
Современная «Формула-1» – невероятно безопасная: после ужасной аварии Чжоу на Гран-при Великобритании и возвращения новичка «Альфа Ромео» на трек всего 5 дней спустя мир осознал достижения главных гонок мира особенно ярко. И медиакоманда чемпионата тут же запустила целый цикл с разборами устройств и мер безопасности, призванных сохранить здоровье и жизни пилотов даже в самых жестких ситуациях. Особенно красиво выглядел отрывок из шоу F1 Teck Talk с испанским техножурналистом и репортером DAZN Альберто Фабрегой – он показал шлем в разрезе и на примере с лампочкой показал его чудодейственные свойства.
В 2019-м регламент меняли в последний раз – конструкция теперь должна выдерживать попадание 225-граммового предмета на скорости в 250 км/ч, падение 10-килограммового предмета с высоты 5,1 м (реконструкция возможной ситуации с оторванным в аварии колесом) и полностью гасить проникающее воздействие четырех килограммов, падающих со скоростью 7,7 м/с. Также шлем обязан без повреждений переносить воздействие открытого пламени температурой 790 градусов Цельсия, а стекло визора – отражать выстрел дробью массой 1,2 грамма из пневматического ружья.
Вот так выглядит последняя стадия эволюции шлемов на данный момент:
Так выглядит стандартная омологированная ФИА версия без краски – в чисто карбоновой «раковине». Но это не такой же материал, что и у корпуса болидов: этот – особенно крепкий, конкретно для противостояния любым попыткам «пробития» от осколков и пружин. Также он – огнеупорный, как и визор. А его прорезь специально немного опустили, чтобы изменить позиционирование креплений и усилить всю конструкцию – потому его и удалось сделать пуленепробиваемым.
А вот – в разрезе:
Вот эти два слоя – особый поглощающий вспененный полиэстер. Он на ощупь как слипшийся попкорн:
Он как раз и демпфирует энергию удара до того, как она доходит до головы пилота. И внутренности не просто так выглядят так, словно обхватывают лицо – так и должно быть, чтобы идея поглощения энергии работала.
Но какой же эффект технология дает на деле? Испытано на лампочке и миниатюрной копии настоящего гоночного шлема (такие продаются в качестве мерча любой команды или пилота) – туда засунули лампочку и бросили на асфальт…
+1 спасенная жизнь, хоть и стеклянная.
Миллионы долларов на исследования и разработки уходят не впустую!
Фото: formula1.com
от столкновения с такими параметрами шлем расщепит до атомов, как и пилота с болидом, а на их месте останется воронка нехилого размера))
Shell penetration: A 4kg impactor dropped onto helmet at 7.7 m/s.
источник https://www.formula1.com/en/latest/article.new-f1-helmet-safety-standard-to-be-introduced-for-2019.6fF05YDXlCEu6M2yIKqEYa.html
Особенно понравилась идея с распределением энергии. Раньше можно было перелом шейных позвонков словить от удара того же болта. Интересно, у военных с касками так же?
по воспоминаниям одного из членов SEAL Team 6 - который Бин Ладена уничтожили - ПНВ на их шлемах стоил около 30 тыс долларов