Выиграть квалификацию, гонку, сбить человека – все это про Мэнселла, который 30 лет назад доминировал в Сильверстоуне
Найджел Мэнселл дал британским зрителям именно то, чего они жаждали в Сильверстоуне 12 июля - и едва не получил гораздо больше, чем рассчитывал, когда пересек линию старта/финиша после 59 абсолютно доминирующих кругов.
Британец провел почти идеальную гонку. Лишь первые несколько сотен метров ускользнули от его полного контроля, поскольку тот на старте уступил напарнику Риккардо Патрезе.
Мэнселл был на целых две секунды быстрее Риккардо в единственной сухой квалификационной сессии в пятницу, признавшись после этого, что он не верил, что сможет превзойти драматический круг 1:18.965, который принес ему 25-ю поул-позицию в карьере. Таким образом, ожидалось, особенно после командной тактики в Маньи-Кур, что даже если Риккардо будет лидировать вначале, он не сможет так финишировать. Будет ли это связано с техническими, добровольными или физическими ограничениями - вопрос спорный. В пятницу стало известно, что хотя оба FW14B имели двигатели Renault RS4, двигатель Мэнселла был самой последней версии, что гарантированно должно было навести ужас на «Хонду», поскольку Сенна отстал от Мэнселла на целых три секунды, несмотря на столь же героическое выступление в квалификации. Риккардо, что вполне предсказуемо, был достаточно честен, чтобы признать, что хотя он мог бы сократить свой круг с 1:20 до 1:19, но круг в районе 1:18 ему был не по силам.
Найджел берет поул с преимуществом в 2 секунды, но затем проигрывает старт...
Итальянец на протяжении сезона страдает из-за технических проблем. В субботу утром Риккардо стал невинной жертвой очень неприятной аварии в Вейле, где Эрик Комас по неосторожности пропустил желтые флаги, вызванные проблемами пилота «Ламборгини» Бертрана Гашо. Когда Патрезе замедлился, Комас нырнул внутрь и зацепил его. Пилот «Лижье» влетел в стену так, что повредил правую ногу. Патрезе так же нехило встряхнуло. Если бы угол был более острым, последствия могли бы быть гораздо серьезнее, так как он мог вылететь почти лоб в лоб.
Учитывая все это, а также уверенность Мэнселла на домашней трассе, результат был предрешен. Напарник быстро пал. На 30-м круге британец мог совершить пит-стоп без потери позиции. Победа стала для него седьмой в сезоне и 28-й в карьере.
Именно тогда все чуть не пошло наперекосяк. С тех пор как Джон Уотсон выиграл домашнюю гонку в 1981 году, британские болельщики потеряли свою традиционную сдержанность и ликовали до хрипоты в истинном стиле тифози. Это был приятный штрих, как и то, как на протяжении многих лет после победы Мэнселла у себя дома болельщики выходили на трассу, чтобы выразить свои поздравления, а затем возвращались на свои прежние зрительские места, готовые к следующей гонке. В этом году, изучив совместно с полицией видеозаписи после заезда 1991 года и убедившись, что некоторые зрители могут быть раздавлены, компания специально попросила болельщиков проявить благоразумие. Она не говорила им не выходить на трассу, но выходить только после разрешения стюардов или маршалов.
Лев выиграл и британские фанаты ликовали. Они выбежали на трассу прямо во время гонки
К сожалению, этого оказалось недостаточно. В тот момент, когда автомобиль Мэнселла пересек линию, безрассудный человек бросился прямо на трассу, и это стало сигналом для остальных, которые последовали за ним. При этом гонка еще не закончилась, но всем пришлось замедлиться. Чудом никто не пострадал, но Мэнселл наехал на одного мускулистого персонажа, когда тот пытался вручить своему герою «Юнион Джек». К счастью, он не получил серьезных травм.
Гонка вышла потрясающей. После того как Шумахер обогнал Сенну на старте и прижался к левой стороне трассы, чтобы придержать его, Брандл увидел идеальную возможность, чтобы пройти всех по внутренней траектории, и выйти на третье место. Затем Шумахер вновь попытался совершить обгон, но задел обочину с гравием, что стоило сразу несколько позиций. Затем, в конце круга, Бергер ошибся, и Шумахер с Джонни Хербертом на «Лотусе» смогли проскочить мимо. Позади шел пилот «Феррари» Жан Алези. Борьба Шумахера и Сенны стоила проваленного старта Комасу на «Лижье» и Хаккинену на «Лотусе».
Для Мики все не задалось с самого утра, когда полиция не хотела пускать его на трассу. В гонке финн решил повеселиться на всю катушку. На пятом круге пал пилот «Лижье», но вот Жан просто так не сдался. На 21-м круге оба устроили яркую битву колесом в колесо. Победителем вышел Хаккинен.
Хаккинен устроил яркое сражение с Алези
«Когда он вырвался вперед, я подумал: Кто это? Мы вошли в поворот бок о бок, и в конце концов французу пришлось отступить. У него не было выбора!».
Как и в Маньи-Кур, он прошел F92A в прямой борьбе, а затем начал сокращать преимущество Бергера. В лидерах было интересно. Сенна выбрал большую прижимную силу в попытке укротить MP4/7A в поворотах, а на прямых преимущество было у обоих пилотов «Бенеттона», однако чемпион мира яростно не хотел, чтобы впереди финишировал Михаэль. Пара пилотов начала стремительно приближаться к британскому напарнику, форма которого после Монако резко выросла. «Это уже не тот Мартин Брандл, которого вы видели раньше», - говорил тот в начале года, когда у него были серьезные проблемы, и, конечно, здесь, в Сильверстоуне, как и в Канаде и Франции, Мартин доказал, что как гонщик, а не как пилот-квалификации, он становится гораздо ближе к своему пику.
Британец знаком с Сенной еще с «Формулы-3». За эту гонку второй даже похвалил его. «У нас была хорошая, чистая борьба, и он вполне заслужил это место», - сказал Сенна. Еще в июле 1983 года в Донингтоне состоялась гонка между ними, где Мартин лидировал на протяжении всей дистанции, а Айртон никогда не отставал от него более чем на несколько метров. Это было немного похоже на взрослую версию того же самого. Наблюдая за их игрой в кости, вы никогда не могли позволить себе расслабиться, потому что ситуация могла измениться в любой момент. Можно только представить, о чем думал Брандл в тот момент, но после финиша он выразил свой восторг. «Я получил огромное удовольствие от этой гонки! Машина была великолепна, ни одной проблемы. Когда Айртон так давил на меня, казалось, что гонка будет очень долгой, и я очень рад, что смог выдержать это давление».
Позади за подиум боролись Бергер с Шумахером и Сенна с Брандлом
Когда Мэнселл должен был ехать за новой резиной, то планировалось, что Патрезе последует его примеру, но проверка показала, что ведущему пилоту «Уильямсу» не нужны новые шины, а потому Риккардо остался на трассе. Брандл и Сенна так же остались. В то время как FW14B умело расходовал резину, Мартин и Айртон начали расплачиваться за это по мере приближения гонки к финишу. «Мои шины закончились. Я больше не мог ехать в полную силу», - сказал Брандл. «Я беспокоился о своих шинах», - сказал Айртон. «На последних 15 кругах у меня была сильная вибрация, и я едва мог видеть трассу».
Дальше Бергер и Шумахер играли осторожно. Австриец остановился на 29-м круге и опустился с седьмого на девятое место, когда Хаккинен и Алези прошли мимо. Через четыре круга Шумахер остановился очень быстро, опустившись на шестое место за Хаккиненом. Немец дважды блокировал передние тормоза в начале гонки, после того как налетел на бордюр, пытаясь обогнать Брандла, и решил заехать, когда почувствовал вибрацию шин. Мика, однако, понял, что у него есть шанс проехать без остановок и получить прибыль, поскольку его «Лотус» становился все лучше и лучше по ходу гонки, а вот его напарнику Херберту было суждено провести еще один разочаровывающий день. Прекрасно понимая, что сохранение своих шин будет ключом к хорошему финишу - а в реальности «Лотус» мог бы претендовать на четвертое место - он позаботился о сохранении резины на ранних стадиях, хотя ему удавалось опережать Бергера без видимого напряжения, и приблизился к борьбе между Брандлом/Сенной/Шумахером к 30-му кругу, когда разрыв до второго B192 сократился всего до четырех секунд.
«Я думаю, что я бы догнал Мартина, Айртона и Майкла», - сказал он позже. – «Они ехали в трафике, как и я». К сожалению, он сошел с дистанции после 31 круга, когда у него отказала коробка передач.
Теперь не только дуэль Брандла и Сенны держала публику в напряжении, но и погоня Хаккинена за Шумахером с Бергером, однако на 45-м круге стало ясно, что шины не позволят случиться чуду. Австрийцу сыграла на руку ошибка Шумахера на 40-м круге, в результате которой пострадал ни в чем не повинный Стефано Модена. К 49-му кругу Герхард наконец-то поравнялся с Микой. На том же круге Михаэль также обогнал пилота «Лотуса» с помощью очень хорошо продуманного движения, которое вывело его на внутреннюю линию перед Бриджем.
Упорное преследование Сенны за Брандлом наконец принесло дивиденды не по вине Мартина на 53-м круге, когда Тарквини обогнал Хилла, а его в свою очередь обогнали «Бенеттон» и «Макларен». Дэймон по неосторожности блокировал британца, что позволило Айртону вырваться на третье место, но тут же у него отказала коробка передач. Мартин финишировал на заслуженном третьем месте.
Оба «Макларена» сходят, а на подиум подымается Брандл
«Макларен» сегодня был не в ударе. Вскоре на болиде Бергера возникли проблемы с мотором, что позволило Шумахеру выйти на четвертую строчку. Очковую зону все-таки удалось замкнуть Хаккинену. Альборето в очередной раз финишировал седьмым, опередив Комаса и Капелли на «Феррари».
Далее позади, в не менее захватывающей борьбе за 10-е место, в конце концов, победил Тьери Бутсен на «Лижье». Ему проиграли Оливье Груйяр из «Тиррелла», Агури Судзуки из «Футворк» и Юрки Ярвилехто из «Даллары». Беспокойный день Алези закончился на 44-м круге, когда в болиде сработала система пожаротушения.
Габриэле Тарквини и Пьерлуиджи Мартини стали последними пилотами, финишировавшими в гонке. Последним сошедшим стал Хилл. Ему не хватило всего четыре круга, чтобы завершить первый домашний Гран-при. Ранее 17 лет назад его отец провел последнюю гонку.
Таким образом, на фоне хаоса Гран-при Великобритании стал очередным успехом для «Уильямс-Рено» и еще одной демонстрацией того, что, когда все идет правильно, Найджел Мэнселл может быть абсолютно непобедим. Это была хорошо продуманная и вполне заслуженная победа, которая повергла «Макларен-Хонду» в еще большее смятение, поскольку «Бенеттон-Форд» их полностью переиграл. «Мы знали, что будет трудно, но не настолько!», - сказал поникший Рон Деннис.
«Я никогда не видел такой восторженной британской толпы», - радовался Мэнселл, наслаждаясь успехом, который позволил ему обойти Джеки Стюарта как самого успешного британского гонщика. Светило бледное солнце, победа сделала еще один шаг к чемпионату мира и еще раз подчеркнула доминирование комбинации гонщика и машины. Сенна скрылся, пригрозив уйти, если не найдет команду, способную оказать ему необходимую техническую поддержку. Единственным облаком на горизонте британца был маленький француз Ален Прост, чье имя все сильнее связывалось с местом в «Уильямсе» на 1993 год...
92й очень унылый сезон. Несколько лет назад приложил усилия посмотреть все его гонки и это та ещё была пытка скукой (за несколькими исключениями).
Но биг Найдж крутой пилот и заслуживает большого уважения. В этом я убедился, скачав и посмотрев гонки сезона 93 индикара! )
Посм отрите на работу активной подвески