В самой суровой мотогонке погибли пять человек. Это происходит каждый год (уже 265 жертв!), но ее не отменяют – из-за любителей экстрима
«38 миль ужаса».
Перед Гран-при Азербайджана завершилась ежегодная гонка Isle of Man TT (чаще ее называют просто TT – Tourist Trophy; или если по прозвищу – «38 миль ужаса»): она проходила с 29 мая по 10 июня. И каждый год она привлекает не зрелищностью и борьбой, а смертельными авариями – за неделю в заезде погибло пять человек. К сожалению, для ТТ это норма: теперь на ее счету 265 жертв.
Фанаты в очередной раз потребовали запретить заезд – но организаторы уже дали понять, что этого не произойдет.
Что же это за гонка и почему ее не отменят?
Isle of Man TT – это «Нордшляйфе» для мотоциклистов: опасная и длинная трасса с безумными перепадами высот
Сумасшедшую гонку проводят на острове Мэн – это в Ирландском море, между Великобританией и Ирландией. Трассу с более 200 поворотами формируют из общественных дорог: длина – 60,7 км, а перепад высот – 396 м. Экстрима прибавляет и средняя скорость на круге – где-то более 200 км/ч. Причем вокруг извилистой узкой дороги повсюду стоят дома, каменные стены, телеграфные столбы и деревья.
Добавляет огоньку и формат гонки – заезд на время. Гонщиков выпускают поочередно с промежутком в 10 секунд на трассу с целью поставить проехать дистанцию быстрее всего – и при этом не исключены обгоны.
Впрошлом веке ТТ кидали из одной серии в другую, но сейчас гонка не относится ни к одному из чемпионатов. Теперь это самостоятельное мероприятие.
В Isle of Man существует пять классов (Superbike, Supersport, Superstock, Supertwin, Sidecar): первые четыре отличаются в основном характеристикам. Еще в каждом из них свой регламент – гонщики проезжают разное количество кругов: к примеру, в классе Superbike используют двигатель объемом 1000 куб. см., обязательно мощностью в 200 л.с. и проезжают шесть кругов, а в Supersport – мотор либо 600 куб. см. с четырьмя цилиндрами, либо 675 куб. см. с тремя цилиндрами, а гонка длится четыре круга.
Самый интересный класс – Sidecar. Техника больше напоминает болиды с открытыми колесами, их можно оснащать тремя типами моторов: первые два аналогичны классу Supersport, а последний – параллельно сдвоенный двигатель объемом 900 куб. см. Прототипом управляют два человека: спереди на коленях сидит пилот, а на платформе сзади помогает пассажир – он перемещается в поворотах и своим весом создает правильное перемещение масс и лучшее сцепление. Еще пассажир следит за состоянием мотора, так как двигатель находится прямо за спиной пилота – то есть вне его зоны видимости.
Вот как это выглядит:
Сочетание опасной трассы и любительского статуса участников с погоней за лучшим временем превратило ТТ в одну из самых жестоких гонок планеты.
История заезда насчитывает уже 265 жертв среди гонщиков, зрителей и маршалов. Такому числу погибших также поспособствовало давнее и стабильное проведение этих соревнований: они начались еще в 1907 году – это старейшая мотогонка. ТТ проходил практически каждый год. Перерывы брали только во время Первой и Второй мировых войн, вспышки ящура в Великобритании в 2001-м и пандемии коронавируса (в 2020-2021 гг.). И с 1937-го лишь одна гонка прошла без чьей-либо гибели.
Увы, этот год тоже не стал исключением.
В 2022-м погибло пять человек, включая опытного гонщика и отца с сыном. А одного пассажира перепутали с трупом пилота
После двухлетнего перерыва ТТ вернулась максимально обновленной. Организаторы рассказывали, как всерьез поработали над безопасностью: увеличили медицинский персонал на трассе, обновили медоборудование (включая вертолеты) и даже установили электронную систему красных флагов, купив ее у поставщика «Формулы-1» и MotoGP.
Масштабное обновление связано с первой в истории трансляцией ТТ. В этом году на официальном сайте впервые дали возможность наблюдать за опасной гонкой. Именно поэтому организаторы хотели свести количество жестоких сцен к минимуму.
Не получилось.
Первой жертвой стал 29-летний Марк Пурслоу: валлиец разбился в одной из первых практик.
Следующая летальная авария произошла в первой гонке сайдкаров: она оказалась настолько ужасной, что медики не смогли с первого раза определить погибшего и записали туда пассажира Оливье Лавореля – позже выяснилось, что погиб пилот Сезар Шаналь. Оливье попал в больницу в критическом состоянии.
Во время гонки класса Supersport разбился Дейви Морган – а ведь это был его 80-й старт на острове.
Последняя авария случилась в финальный день ТТ: во второй гонке сайдкаров погибли отец и сын Роджер и Брэдли Стоктоны. Роджер выезжал на опасный трек уже в двадцатый раз, а вот для 21-летнего Брэдли это был дебют.
Фанаты недовольны опасностью гонки и требуют ее запретить. Организаторы оправдываются обновлениями безопасности
Пять смертей за неделю – это довольно много даже для Isle of Man TT. Хотя и бывали куда более сложные случаи: в 2005-м на трассе погибло девять человек.
Очередной цикл трагедий всерьез разозлил фанатов.
«5 человек погибли в ЭТОМ ГОДУ. Как Isle of Man TT еще существует?»
«5 человек погибли в Isle of Man TT на ЭТОЙ НЕДЕЛЕ, и все же мой аккаунт заблокировали за слова об опасности этой гонки. Этот спорт буквально не должен продолжаться. Мне жаль, почему это вообще легально?»
Удивились произошедшему и вы. Вот самый заплюсованный комментарий под новостью о гибели Стоктонов:
Организаторы гонки уже давно сталкиваются с такой критикой – потому и улучшили безопасность в этом году. И попали под критику любителей экстрима (то есть целевой аудитории) – пришлось как-то отвечать всем сторонам:
«Конечно, всегда будет какое-то сопротивление, – говорит глава ТТ Пол Филлипс, – Особенно когда речь идет о безопасности и риске. Знаете, люди говорят: «Они не должны заниматься подобными вещами [безопасностью], потому что гонщики знают о рисках». Подобную культуру, существующую в нашем спорте, я принять не могу.
Есть риски, которых можно избежать и которыми можно управлять, и это не меняет сущности ТТ и неотъемлемого риска – части развлечения. На самом деле, все это значит, что мы способная и ответственная организация».
То есть Isle of Man TT будет проводиться и дальше – что было очевидно с самого начала. На самом деле, организаторы ловко выкрутились: для борцов за безопасность они обновили все системы на треке и вокруг него, а для любителей экстрима напомнили о постоянном риске.
Фото: globallookpress.comIMAGO/David Horn; Gettyimages.ru/Ian Walton; Instagram/markpurslowracing
Эта гонка с достаточно большим медиа покрытием и шумихой вокруг - она популяризует подобное желание рискнуть жизнью.
Я как то чертовски сомневаюсь, что без бренда самой опасной гонки туда бы поехали убиваться отец с сыном.
Это как условные бои на смерть. Захотели друг друга перемесить до победного - без проблем. Но если из этого делать шоу и транслировать по телику, то за счет этого кол-ва жертв будет только больше.
Гонщики добровольно идут туда, зная об опасности гонки, их никто не заставляет там выступать, зачем запрещать то?
Не знаю почему людям сложно просто жить так как они хотят и смотреть , что они хотят, не указывая другим, как им жить их жизнь правильно.
P.S отличие данной гонки от боев на смерть в том, что в боях насмерть подразумевается намеренное убийство человека, что запрещено законом. В этой гонке никакого намеренного убийства нет( если организаторы, конечно, специально бананы под колеса не подкладывают): вот трасса, огражденная от гражданских авто, хочешь - езжай. Не хочешь -не езжай. И если риски слишком велики, или неоправданны, то решаться это должно либо просто отказом мотоциклистов от участия в частном порядке, либо через профсоюз. А не абсолютно левыми людьми в интернете, которые никакого отношения к участникам не имеют.
Не помню запретили ли после этого шахматы и были ли бунты, чтобы сгладить форму слона.
в мире столько вещей который с культурной и тд точки зрения в разы более деструктивные, но в которых принимает участие огромная часть населения и эти вещи чаще просят наоборот разрешить, чем запретить в современном мире
Что же вы ему не рассказали? Жизнь могли спасти!
Ещё есть хрустит, которые мрут тысячами только за летний период.
И ведь никто не запрещает, а, наоборот, говорят, давайте их количество увеличим.
А тут запретить. Странно.
Почему спорт, где сами выбирают риски запретить, А любителей, которые и сами готовы хрустнуть последний раз и за собой ещё парочку безвинных забрать - надо увеличить?
Ну или играли бы в специальных очках
Или разрешали бы играть только безмозглым