3 мин.

О системе KERS

 

Эта система позволяет накапливать кинетическую энергию, которая возникает при торможении машины. В последствии эта энергия может использоваться для увеличения мощности болида. Обычно её используют при обгонах, а так же при защите своей позиции в гонке, ну и конечно при старте. Правда по регламенту, включить КЕРС можно, только после достижения болидом скорости в 100 км/ч.

 Цель внедрения этой системы, в регламент Формулы 1 — прежде всего для повышения зрелищности гонок, для увеличения количества обгонов, но так же и для показательной роли Королевской формулы, в общем развитии автопрома. Ведь в дальнейшем, система КЕРС, может с успехом быть применима на серийных автомобилях, с целью экономии горючего. Если конечно, система станет доступна по цене, надежна и удобна в эксплуатации. Пока же даже на гоночных болидах, у многих команд есть с ней определенные проблемы.

 Сегодня существует два основных направления в развитии КЕРСа — электрическое и механическое. В первом случае энергия накапливается в аккумуляторной батарее, во втором она передаются на маховик, который раскручивается при торможении до 80 тысяч об/мин.

 В Формуле 1 применяется электрическая система. По регламенту, мощность КЕРСа ограничена 80-ми лошадиными силами и временем использования на круге в 6 секунд.

 Впервые система была использована в сезоне 2009 года, но из-за проблем и малого выигрыша во времени на круге, а так же в более трудных настойках баланса болида, применялась далеко не всеми командами. Так например Рено, использовала КЕРС, лишь в нескольких трассах, где эта система давала ощутимые преимущества, в остальных случаях, КЕРС заменялся балластом, для лучшей настройки болида. В сезоне 2010 от неё совсем отказались, а в 2011 система вновь вернулась в Формулу 1. 

 

Первый рисунок показывает, как обычно размещаются основные компоненты KERS в области топливного бака, а также демонстрирует, как система работает. На стадии зарядки кинетическая энергия от тормозов (1) собирается электромотором-генератором (2), а затем под управлением компьютера (3) заряжает батареи KERS. 

 

 

 

Изображение

 

 

Стадия ускорения 

 На стадии ускорения электронный генератор подаёт сохранённую энергию в мотор, когда пилот нажимает соответствующую кнопку на рулевом колесе. Количество дополнительной энергии аналогично примерно 80 лошадиным силам и может быть использовано в течение 6,6 секунды на круге. 

 Однако размещение KERS в области топливного бака уменьшает его вместимость (которая в 2008 году обычно составляла 90-100 килограммов) примерно на 15 килограммов. Это существенно с точки зрения гоночной стратегии, особенно на автодромах, где прежде можно было использовать тактику с одним пит-стопом. 

 

 

Изображение

 

Система также требует размещения дополнительных радиаторов для охлаждения батарей. Механический KERS, по сравнению с представленным здесь электрическим вариантом, работает по тому же принципу, но использует для сохранения энергии и её повторного использования маховик.

 Однако стоит отметить, что с 2013 года будет внесена поправка в правила, согласно которой станет возможным использование системы KERS с маховиком. Если сейчас регламент разрешает использовать только 400 кДж (при возможности в 800 кДж, то есть система работает лишь с половинной эффеткивностью), то к 2013 году планируется поднять энергию на одном круге до 2 МДж!! 

Интересно будет посмотреть на работу столь мощной системы в гоночном режиме. И как вообще она скажется на судьбе Формулы-1