На тестах «Ф-1» машины обвешивают решетками – будто с гриля. Это крепления для сотен продвинутых датчиков стоимостью $240 каждый
Без них прогресс не посчитать.
«Формула-1» вернулась на экраны F1 TV (жителям России пока можно смотреть только там – контракт с «Матч ТВ» разорван в рамках глобальной спецоперации «Галя, отмена», стартовавшей 24 февраля) – правда, пока только с предсезонными тестами. Но и без боевых обгонов с потрясающими квалификационными кругами там есть на что смотреть: «Мерседес», например, уже поразил мир революцией в облике болидов, да и в остальном давно машины всех команд не выглядели настолько разными и непохожими. Спасибо новым правилам!
Ни дня на тестах не прошло без тщательного изучения аэрообвеса при помощи продвинутых технологий. И на каждой сессии болиды хоть раз выезжали увешанными вот такими решетками для гриля:
Они сделаны из титана – чтобы выдерживать огромные перегрузки на разгонах и торможениях.
Зачем они нужны? Просто на каждой линии (и на всех пересечениях) располагаются датчики, замеряющие скорость и температуру воздушного потока. Примерно так они выглядят в более простой сборке:
Затем собранную информацию сверяют с данными симуляторов и аэротруб, вносят поправки в компьютерные модели и изучают, насколько результат совпадает с надеждами инженеров и первоначальными расчетами.
И размер решеток диктуется именно желанием отследить все возможные потоки: если команду интересует схема работы аэрообвеса в общем, машину завешивают целиком (для максимально широкого охвата), а если в фокусе конкретная зона – то и оборудования нужно меньше.
А еще играет роль и физическая прочность деталей: их довольно непросто закреплять, потому невозможно нацепить обвес в пару метров – просто сорвет на скорости. И, конечно, баланс болида с дополнительным грузом меняется, да и невозможность по-настоящему разогнаться тоже требует небольших корректировок – потому команды не ездят с решетками все время тестов и практик.
И цена – и покупки, и установки, и перевозки. Только один датчик стоит в районе 240 долларов – а их, как видите, закупают десятками и сотнями Причем речь еще даже не идет о решетках, оборудовании для сбора данных, лицензиях на софт для обработки собранной информации и техобслуживания – команде запросто могут выставить счет на сотню тысяч долларов только за одну сессию.
С потолком расходов в $140 млн на год решетки будут использовать только при внедрении критических обновлений – а в остальных случаях команды вновь вернутся на старую добрую яркую краску.
На тестах «Ф-1» машины заливают яркой желтой краской – это что и зачем? Неужели она лучше датчиков?
Новые машины «Ф-1»: куда смотреть и на что обращать внимание во время тестов?
Фото: инстаграм «Формулы-1»
Прошу прощения, но термоанемометр измеряет скорость потока воздуха - простым языком это ветрометр. Если направление потока все время меняется, то проку от него ноль.
Здесь же течь о kiel probe - прибор для измерения давления или полного напора воздуха и угла давления (ну и скорости тоже). Грубо говоря это более развитая и чувствительная трубка пито. А это точно не копеечная вещица.
Зонд Киля - это такая усовершенствованная трубка Пито, там просто коаксиальный экранчик, чтобы снизить погрешность измерения. Фокус то вот в чем, какой там может быть угол давления, если прибор в принципе предназначен для снятия напора по одной оси. Кстати, к зонду Киля по качеству измерения тоже будут вопросы.
Речь то об устройстве датчика.
А дальше то что, вот затормозили вы поток, создали давление, как вы его измерять будете? Инструментальная то система измерений у вас какая будет? У вас есть два варианта, снять дельту давлений дифференциальным датчиком, в нынешних реалиях или тензометрическим, или через калиброванное отверстие пропустить поток через термоанемометр. А теперь главное - вы для чего это собираетесь делать? Проверять корреляцию расчетов и трубы? Так в расчетах уравнения Навье-Стокса вы рассчитываете векторы скоростей, а не давлений.
Копеечная это вещь. Если конечно понимать внутреннее устройство.
Вообще Ф1 доят как могут.
Помню, был пост про швейцарские датчики мгновенного расхода топлива по пять тысяч зеленых, вокруг которых и развернулся сыр-бор с баном Феррари. Там обычные тензодатчики давления, стоят пятьдесят долларов оптом. У меня как то была необходимость, купил две пары. Показания сильно зависят от формы канала, в котором измеряется полное давление, а отнюдь не от частоты дискретизации и организации стоячей волны в канале подачи топлива, такие фантастические и труднодостижимые вещи никто делать не будет.
2. Трубка Пито с 5-тью дырками позволяет получать вектор скорости.
Проблему считать данные с зонда, я что-то не понял. Что они с этими данными делают я себе бегло представляю, но не в этом ведь суть заметки. Грубо говоря: им же интересно посмотреть, как детали корпуса перенаправляют поток воздуха.
Можете, пожалуйста, вставить ссылку или название трех-компонентного термоанемометра? Просто погуглил и ничего дельного на быструю руку не нашёл.