Лучший русский на «Дакаре» на внедорожниках – строитель новой трассы для Гран-при России и партнер друзей Путина. Состояние – до $190 млн
Читер-бизнесмен.
Россия на «Дакаре» – это не только «КАМАЗ» и Карякин, но и Владимир Васильев – обладатель Кубка мира по бахам 2014-го и 2020-го и вице-чемпион 2015-го (лучшее место на «Дакаре» – 5-е, 1 победа на этапах) а также победитель «Африка Эко Рэйс» (рейд по старому маршруту «Дакара»).
Перед последним спецучастком он ехал седьмым во внедорожниках и отставал на 120 минут от лидера и на час – от третьего места, в прошлом году он занял шестую позицию в тотале – лучше из России в 2010-х в классе никого нет. Сейчас позади оказались, например, вся богатая команда «Ауди» в полном составе с легендарными чемпионами Сайнсом и Петеранселем, чемпионы Сириль Депре и Нани Рома и другие сильные экипажи с заводской поддержкой (например, лучший раллист Южной Африки Хэнк Латеган).
Однако, к сожалению, по всему миру Васильев прославился скорее не как лучший раллист России в классе внедорожников, а как единственный участник «Дакара», дважды за три года пойманный на античитерских правилах: в 2020-м ему выписали условную годовую дисквалификацию за мошенничество с пометками к маршрутам, а в 2022-м – за bluetooth в переговорном устройстве.
Но кто же он вообще такой? Почему у него своя команда (Vasilyev Racing Team), а на ней – огромный вроде бы запрещенный на этапах чемпионата мира триколор и надпись «Русь»?
Просто Владимир – еще и бизнесмен: в рейтинге миллиардеров «Делового Петербурга» за 2019-й его состояние оценивалось в 14 млрд рублей ($190 млн), а в 2020-м он почему-то «обеднел» до 5 млрд рублей. Главные активы – строительная корпорация «Русь» и не менее строительная корпорация «Р-Индустрия». И государство оценило вклад Васильева в стройки России – и наградила титулом «Заслуженного строителя Федерации» в 2019-м.
«Русь»: новая трасса для Гран-при России, «Тинькофф-Арена», театр в Питере
Корпорация основана Васильевым лично в 1999-м и с тех пор обросла огромным количеством активов: лесопромышленным и производственным комплексами, бетонным, каменным и мебельным заводами, инвестиционно-рекреационным подразделением (для вложений в загородные дома для отдыха) и даже логистическим направлением.
Главный объект последних лет – новый трек для Гран-при России под Питером «Игора Драйв» – там корпорация «Русь» выступила генпроектировщиком, генподрядчиком и техническим заказчиком. И неспроста: Владимиру Васильеву лично принадлежит 15 процентов акций трека, потому к его состоянию можно прибавлять минимум 37,5 миллионов долларов (после продажи контрольного пакета «ВТБ»).
Гран-при России перенесут из Сочи под Питер. Что известно о новой трассе за 250 млн долларов?
Вообще на 2019-й четвертью в «Игоре Драйв» владела структура Юрия Ковальчука – одного из главных акционеров банка «Россия», друга Путина и владельца состояния в $1,3 млрд. Половина уставного фонда автодрома числилась за ООО «Акцепт» – компанией родственника президента России Михаила Шеломова, еще 10 процентов – за Владимиром Колбиным (сыном друга детства Путина и частного инвестора Петра Колбина), и последние 15 процентов – за Васильевым.
В 2017-м издание Business FM оценило затраты на возведение комплекса в 11 млрд рублей – но с тех пор, судя по всему, стоимость «Игоры» выросла. Новую цену зафиксировали в июле 2020-го – тогда банк ВТБ приобрел долю в 15 процентов за 2,8 млрд рублей – то есть по оценке всего комплекса в 18,7 млрд или $250 млн. А после появления свежих апрельских слухов о переносе Гран-при России под Питер банк выкупил долю Ковальчука и нарастил присутствие до 45 процентов – столько же акций осталось у «Акцепта». Васильев сохранил свою долю неизменной.
Помимо автодрома, «Русь» строила и объекты на самом курорте «Игора» – а еще «Питерлэнд», купол «Тинькофф Арены», верхний этапж питерского Михайловского театра оперы и балета, бассейн для НИУ Московского Государственного Строительного Университета и множество других крупных и мелких объектов по правительственным программам развития спорта и инициативам вроде «Газпром» – детям».
Также на официальном сайте «Русь» рассказывает о реализации коттеджных поселков «Высокий стиль» и «Солнечный орнамент» к северу от Петербурга по Новоприозерскому шоссе на Карельском перешейке, клубный квартал «Флайт» в рамках гольф-деревни «Земляничные поляны» и более 1700 частных домов по всей России и за ее пределами.
«Р-Индустрия»: подрядчик РЖД с огромными контрактами
Вторая «ветка» строительной империи Васильева – еще более плотное взаимодействие с государственным гигантом РЖД: к примеру, «Деловой Петербург» в 2017-м называл «Р-Индустрию» крупнейшим подрядчиком транспортной монополии в регионе и оценивал сумму заказов с 2013-го по 2017-й в 20,7 млрд рублей.
А в рейтинге всероссийских крупнейших подрядчиков РЖД от Forbes за 2016-й Васильев занимал 6-е место с контрактами на 14 млрд
Кажется, «Р–Индустрия» вообще полностью построена на подрядах от РЖД: ее открыли в 2008 году, и по данным «СПАРК» и официальному сайту, РЖД на 2017-й являлась практически единственный заказчиком. В «СПАРК» значился только один сторонний контракт корпорации сделка с комитетом по строительству Петербурга на скромные 20 млн рублей.Из перечисленных на сайте «Р–Индустрии» 26 проектов с 2010 года, только один не касался РЖД.
Что делал Васильев для государства? Реконструкцию вокзала в Зеленогорске в 2012 году (251 млн рублей), строил Северо–Западный центр корпоративного управления РЖД в 2012 году (1 млрд рублей) и жилой комплекс для в Московской области.
Сейчас на сайте корпорации в разделе «деятельность» заявлены работы по развитию направления «Тобольск – Сургут – Коротчаево», усиление Сонковского и Мурманского ходов, а также реконструкция «БАМа» и «Транссиба» вместе с проведением и улучшением электроснабжения. Упоминаются и работы по строительству сортировочной системы станции Екатеринбург – Сортировочный Свердловской железной дороги», а также бессчетное количество мостов, путепроводов и дорог в Тобольске, Тюмени и Свердловской области. Размах – крайне мощный: теперь корпорация присутствует практически по всей России. Вряд ли суммы госконтрактов уменьшились с 2017-го.
У Васильева есть связи с близкими друзьями Путина
Откуда же у мощного раллиста столько связей с РЖД и государством? Может, федерация оценила его частную строительную деятельность и потому пригласила обустроить регионы и северную столицу?
Да, пожалуй, так и было: Forbes рассказывает, что в конце 90-х Васильев как раз познакомился с будущим боссом РЖД Владимиром Якуниным – строил тому дом. Бизнесмены сошлись и даже запустили совместное ООО «Настоящая охота», которому принадлежат земли в Приозерском районе Ленинградской области примерно в 10 км от кооператива «Озеро», соучредителем которого в свое время был Владимир Путин и в числе владельцев которого до сих пор числится Владимир Якунин.
А еще «Деловой Петербург» пишет о деловых связях Васильева с основным акционером банка «Россия» и одним из близких друзей президента страны Юрием Ковальчуком. Помимо совсместной работы на «Игоре», гонщик – совладелец компании «Норд Парк» (ему принадлежит 25%) с планами по строительству туристического комплекса в Карелии стоимостью 1 млрд рублей. Остальные 75% «Норд Парка» – у подконтрольного Юрию Ковальчуку ООО «Консалт».
А еще Васильев, по данным «Ведомостей», вместе с Шамаловым в 2000-х стали соучредителями Приозерско-Мельниковского общества охоты и рыбной ловли, расположенного по соседству с охотхозяйством Якунина. На рекреации взаимодействие не закончилось: Васильев стал еще миноритарием и гендиректором группы «Модуль» – одного из проектов компании «Росинвест», созданной Шамаловым а также их приятелем Сергеем Колесниковым.
Именно Колесников в 2010 г. рассказал в открытом письме президенту страны на тот момент Дмитрию Медведеву, как в интересах Путина он с Шамаловым и Гореловым собирали средства для крупных проектов, самым известным из которых стал построенный под Геленджиком «дворец Путина». А «Модуль» отвечал за строительство завода по производству блоков, из которых можно было бы собирать медицинские центры по всей стране – и курировать их как раз и должен был Васильев.
Речь о Николае Шамалове – еще одном совладельце банка «Россия», акционере Выборгского судостроительного завода и бывшем представителе медицинского подразделения Simens в Питере. Его капитал Forbes еще в 2011-м оценивал минимум в $500 млн, но больше всего он известен не совсем как бизнесмен, а как отец Кирилла Шамалова – мужа предполагаемой дочери Путина Екатерины Тихоновой
Хотя для «Дакара» люди с подобными связями – вообще-то не редкость: только во внедорожниках выступают родственник эмира Катара Нассер Аль-Аттия, владелец гоночной империи стоимостью 200 млн евро Александра Пеши, совладелец Лос-Анджелес Доджерс» и инвестиционной компании с активами на 270 миллиардов долларов Бобби Паттон, саудовский шейх Язид Аль-Раджи и шейх из ОАЭ Халид Аль-Кассими (причем на госденьги!). Также в составе участников практически каждый любитель – владелец более-менее серьезного бизнеса (ведь стоимость гоночного внедорожника достойного уровня стартует с 300 тысяч долларов), потому на саудовском бивуаке, можно сказать, каждый вечер собирается весьма мощный инвестиционный форум. Точно не хуже, чем в паддоке «Формулы-1».
Фото: globallookpress.com/Eric Vargiolu/Keystone Press Agency; instagram.com/vasilyevracingteam ; igora.ru
остальные всегда работают за зарплату.
На самом деле нет.