Жизнь в гараже без интернета, воровство еды в ресторане, первая база в подвале – это первый шаг в гонщики «Ф-1» из мексиканских ноунеймов
Фантастическая история Переса из «Ред Булл».
Серхио Перес провел в «Ф-1» уже 10 лет и откатал больше 200 Гран-при – но впервые в карьере победил лишь в прошлом году на хаотичнейшем Гран-при Сахира. Его история вообще полна драмы: фантастический дебют в «Заубере» с тремя подиумами и борьбой за победы, быстрое восхождение в «Макларен» на замену Льюису Хэмилтону, тяжкое поражение от Дженсона Баттона и откат в середняки – в «Форс-Индию». Тем не менее, там Перес взял 7 подиумов и научился управляться с шинами на уровне главного топа «Ф-1», спас команду от ликвидации, пережил досрочный разрыв контракта с «Астон Мартин» (из-за расчистки места под Феттеля) и в конце концов перешел в «Ред Булл». Теперь Чеко – один из главных помощников Ферстаппена в битве за титул, но и личный успех к мексиканцу тоже пришел в виде победы в Баку и еще трех подиумов.
С другой стороны, Перес считается классическим примером «качественного рентача» – гонщика с обильной спонсорской поддержкой, но не без таланта и внушительного мастерства. Причина – связи с мексиканскими компаниями Telmex и Telcel миллиардера Карлоса Слима (состояние прямо сейчас – $77 млрд, с 2010-го по 2013-й самый богатый человек мира, сейчас – №14 по версии Forbes): бизнесмен спонсировал почти все сезоны Чеко с молодежной карьеры.
Но старт карьеры Серхио в открытых колесах случился вообще без помощи Слима – и даже вопреки его мнению: сам гонщик нашел место в Европе в немецкой «Формуле-БМВ» (машины уровня примерно «Ф-4»), самостоятельно провел все переговоры и нашел самое дешевое предложение и полетел через полмира в одиночку в 14 лет без знаний языков и мобильника (хотя в 2005-м они еще не приобрели современной популярности). И путь к спонсорским деньгам миллиардера и трамплину в «Ф-1» вышел реально впечатляющим – Перес рассказал все о переезде и ощущениях от одиночества в Германии для ютуб-канала «Ред Булл» в мультике For Real.
«Я вырос в Гвадалахаре, в Мексике, путешествовал по всей стране на гонки, по всем городам. После гонок мы возвращались домой, порой проводя в дороге десятки часов. Я стал спать в машине и держать там школьную форму: отец всегда вез меня прямо в школу в понедельник утром.
Я хотел попасть в «Ф-1», потому что «Индикар» в Мексике считался достижимым – там уже гоняло пять пилотов – а вот в «Ф-1» мексиканских гонщиков никто не видел. И мне нужно было переехать в Европу, если я хотел в «Ф-1». Очевидно, главной задачей было найти деньги. В то время меня спонсировал Карлос Слим, но он не хотел делать это в Европе, потому что считал меня слишком молодым.
Поэтому я просто зашел на сайт «БМВ», нашел контактные данные всех команд, их имейлы, и написал им всем в попытке убедить взять меня – ведь я хороший мексиканский гонщик. Из-за разницы в часовых поясах мне приходилось вставать в три-четыре утра, чтобы вести переговоры по телефону. Родители ужасно злились из-за огромных счетов за связь, а я такой, «Ну, я обзваниваю все команды».
В конце концов я получил предложения от всех команд – и все слишком дорогие. А потом вдруг подвернулось одно очень привлекательное, очень дешевое. Владелец команды Гюнтер был на энтузиазме. Я взял билет в один конце, сел на самолет и полетел в Германию, не зная, когда вернусь и что со мной будет дальше.
Я прибыл в аэропорт Мюнхена – а на улице минус 20 по Цельсию. У меня не было зимней одежды и… было очень-очень холодно. Первый отель, в котором я остановился, находился посреди автомагистрали – там обычно останавливались дальнобойщики на пару часов сна, и стоянка рядом с ним была полна грузовиков.
Когда я прибыл на «базу команды» – это было просто вау. Это не «Формула-1», даже и близко не она: просто машина в гараже. Там же я получил комнатку и был предоставлен сам себе.
Мне было очень одиноко. Торчал там дни напролет неделями и просто все время играл в видеоигры. Это единственное, чем я мог заниматься, потому что у меня не было мобильника и интернета. И так я прожил два месяца.
Босс команды знал, что мне очень одиноко. Он тогда как раз строил ресторан, и когда закончил, сказал: «Почему бы тебе не пожить там? Сможешь общаться с людьми». И я переехал в ресторан. В нем было невероятно круто: он находился в центре деревни, и я по крайней мере мог видеть людей.
Я жил с в комнате с шеф-поваром по факту в Европе, но по часовому поясу Мексики. И шеф-повару приходилось просыпаться очень рано: я всегда будил его, когда играл на компьютере или смотрел телевизор. Он явно был не очень доволен моим присутствием.
С жизнью по сумасшедшему часовому поясу мне часто хотелось есть посреди ночи. И вот: три-четыре часа утра, я знаю, где лежит вся еда – сосиски там, все такое, можешь сделать пасту за две минуты, ведь все уже готово… Так что я брал шницель, пасту, пару тарелок, и… Наутро шеф говорит: «Пропало кое-что из моей еды».
Это был мой второй сезон на открытых колесах и первый – в Европе. Я – в Германии, ко мне приписали два механика и инженера. Они плохо говорят по-английски, я тоже не очень, так что нам было непросто общаться.
Мы были маленькой командой лишь с одной машиной. И вот въезжаем на одном грузовичке в паддок на первой гонке, видим крупные команды с несколькими машинами и кучей вещей… Все смотрели на нас типа «Парни, вы чего здесь забыли?»
Гонки шли не очень хорошо: я не прогрессировал из-за языковых ограничений и отсутствия тренера. Жизнь была очень трудной и сильно снизила мои возможности. Видел, у других пилотов были свои тренеры, а я не знал, что делать. Не знал, буду ли участвовать в следующей гонке, будет ли у меня поддержка для следующего сезона. Много раз думал о том, чтобы просто уйти и продолжить учебу. Но потом понял, что если я хорошо выступлю, то, может быть, у меня появится второй шанс с командой побольше. Все изменилось, у нас начало получаться.
Потом я позвонил Карлосу и узнал, что они теперь тоже заинтересовались. Меня отправили в британскую «Формулу-3». Я попал в шикарную команду, мне дали тренера. С ним я стал лучше. И теперь не сдамся, пока не выиграю чемпионат мира».
В итоге Чеко откатал сезон в слабейшей команде 4speed Media, попал на подиум во второй гонке сезона, набрал 37 очков – и с помощью Telmex заполучил контракт с муниципальной ADAC Berlin-Brandenburg. Там Серхио почти не вылезал из топ-5, еще два раза попал на подиум – и уже после финиша сезона отправился в Великобританию.
Но вообще история с поддержкой Чеко от одного из самых богатых людей мира даже многограннее: Карлос Слим, похоже, и правда не всегда в него верил – несмотря на давнее знакомство с отцом и постоянные прямые контакты.
Но вообще история с поддержкой Чеко от одного из самых богатых людей мира даже многограннее – Карлос Слим, похоже, и правда не всегда в него верил, хоть и знал парня с самого детства.
«Я знал Карлоса с шестилетнего возраста, – рассказывал Перес в Beyond The Grid в 2019-м. – Отец был довольно близок к нему, потому что моя семья всегда работала в автоспорте, а Карлос постоянно в него вовлекался. Так что я всегда его знал, он для меня был обычным парнем – да и сейчас тоже.
И когда я лидировал в картинговом турнире – мне было 12 или 13, у меня была специальная лицензия, и я гонялся против 20-леток – Карлос позвонил и пригласил меня в программу поддержки Scuderia Telmex. Мне организовали тесты в Skip Barber (американский аналог «Ф-4» по линейке «Индикара», и я оказался быстрее чемпиона.
Тогда все и началось – и я постоянно звонил Карлосу через мессенджер. И повторял: «мы должны поехать в Европу, мы должны поехать в Европу». А Карлос отвечал: «У нас нет денег», хехе. Говорил, сперва надо начать в США и заполучить немного опыта здесь. Очевидно, он сперва хотел увидеть, что я достаточно хорош. У меня не получилось качественного полного сезона, но была пара отличных гонок – и обо мне заговорили. Карлос все равно хотел, чтобы я остался в Штатах, но я был одержим Европой.
Тогда я очень плохо говорил по-английски, и на созвонах с командами я повторял только «это очень дорого, дайте мне дешевую сделку, дешевую сделку». И нашел – место за €150 тыс за сезон. И все, у нас больше ничего не было.
Главные сложности начались уже когда мне надо было найти рейс, разобраться с жильем в Европе… Нашли вылет из Толуки, а мы в Гвадалахаре – это 6 часов на машине. Мне тогда еще было 14, меня высадили в Толуке, я был один. Благо Гюнтер забрал меня в аэропорту Мюнхена, привез меня в маленький мотель в каком-то захолустье и оставил там. У моей команды не оказалось даже полноценных боксов – только гараж рядом с домом, а в подвале была «база».
Кажется, после такой истории называть Переса чистым рентачом будет уже просто неправильно – начинал он фактически примерно так же, как и Эстебан Окон (живший с семьей в трейлере несколько лет до попадания в академию «Лотуса»).
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson