Величайший поворот «Ф-1» теперь не узнать – его опять меняют (снесли легендарные окрестности). Из-за бесконечных опасных аварий
«О Руж» и «Радийон» больше никогда не будут прежними.
«Спа-Франкоршам» – одна из самых любимых трасс «Ф-1», а связка «О Руж»-«Радийон», пожалуй, самая известная в гоночном сообществе – ее изгиб и перепад высот легендарны, и она в некотором роде стала лицом всех Гран-при.
«О Руж» в буквальном переводе с французского на русский означает «красная вода» – но кровь гонщиков тут не при чем: поворот назван в честь ручья, который протекает под ним.
«Поворот проходил прямо по мосту, и с него было видно воду внизу, – вспоминал бывший гонщик «Макларена» Йохен Масс. – Он был намного опаснее, поскольку пилоты спускались вниз на высокой скорости, а изгиб был значительно менее гармоничным».
Потому связка и восхищает и фанатов, и гонщиков: ехать приходится вслепую из-за резкого подъема, и траекторию на вершине холма совсем не видно. Каждый раз пилоты рискуют. И большинство аварий «Спа-Франкоршама» происходит именно в связке «О Руж» – «Радийон».
Например, в 2018-м Матевос Исаакян из России буквально пролетел над трассой на скорости в 300 км/ч.
Не обошлось без происшествий и последний Гран-при Бельгии: в качестве гонок поддержки там выступали девчонки из Серии W, но внезапный дождь превратил их гонку в настоящее сражение с неуправляемыми болидами.
От ошибок не застрахованы даже лучшие пилоты: Ландо Норрис, претендовавший в тот день на поул, разбил болид в квалификации.
А в 2019-м именно здесь «Формула-2» потеряла восходящую звезду Антуана Юбера: сперва тот сам вылетел в отбойники, в попытках избежать столкновения, а затем его протаранил Корреа, летевший как раз из слепого поворота (на неуправляемом из-за обломка под днищем болиде).
Из-за постоянных пугающих аварий владельцы автодрома включили перестройку связки в проект реновации трека на 80 миллионов евро. Строительные работы уже начались: запланировано расширение поворота и возвращение олдскульной гравийной ловушки.
Однако теперь облик легендарной связки изменится до неузнаваемости: ради расширения и безопасности пришлось снести знаменитое шале у трека.
Оно нависало над асфальтом с первого же дня – и создавало непередаваемый вайб Бельгии. Его в последние годы даже встроили в трибуны!
Мнения гонщиков о реконструкции легендарной трассы разошлись: семикратный чемпион Льюис Хэмилтон призвал сэкономить деньги и оставить все как есть, а вот у его главного конкурента Макса Ферстаппена совсем другое мнение – он уверен, что изменения пойдут на пользу безопасности гонок.
В поддержку изменений выступил вице-чемпион «Формулы-2» Каллум Айлот: «Супер удивлен, что до сих пор ничего не предприняли. Достаточно значит достаточно. Если я не прав, что гонюсь за большей безопасностью после того, как был свидетелем ужасных аварий четверых моих друзей, то я не могу называться человеком. Я вернулся после 2019-го (аварии Юбера) и вернусь вновь. Но это не значит, что недостаточно хорошее не нужно исправлять».
Нынешняя перестройка «О Руж»-«Радийон» – далеко не первая в истории: изначально связка вообще была совсем другой. Когда в 1920-х на бельгийской трассе только начали проводить гонки, «О Руж» была резким поворотом влево и вела в сторону шпильки.
Ради увеличения средней скорости создали искусственный изгиб на холме для огибания медленной секции – и поначалу там даже не было барьеров. Ограждения из низкокачественного металла добавили на внутреннюю сторону холма лишь в середине 50-х.
После достраивали и каменную стену (на внешней стороне от самого низа холма до «Радийона»), и стены из покрышек, поребрики, удерживающие металлические ограждения, гравийные зоны вылета...
Но только после движения за повышение безопасности, возглавленное трехкратным чемпионом мира Джеки Стюартом (чуть не разбился здесь насмерть в 66-м), бойкот из-за первоначального нежелания переделывать автодром и отмены гонок на целых 13 лет. Мы рассказывали о той самой аварии (единственной в карьере!) и бойкоте со слов Джеки здесь.
«Я похоронил 57 товарищей». Полвека назад в гонках выживали
Самые крупные изменения произошли в 1994-м: легендарный поворот превратился в шикану. Одним из главных противников перестройки стал Айртон Сенна – он заявил: «Если вы избавитесь от «О Руж», вы лишите меня причины, по которой я делаю это [гоняюсь в «Спа»]». Впрочем, именно смерть Айртона и повышенное внимание к безопасности привели к итоговому выполнению плана.
Однако все вернули обратно уже в следующем году.
В начале 2000-х гравийные ловушки заменили на асфальт в рамках нового этапа борьбы за безопасность. Выезд с пит-лейн подвинулся внутрь поворота, а поребрики наверху холма стали более плоскими, чтобы помочь пилотам проезду связки с полным газом. Так «О Руж» стал тем, который мы привыкли видеть на экранах своих телевизоров.
А теперь самый захватывающий поворот в календаре «Формулы-1» опять изменили – и прежним он больше не будет. Можно уже начинать скучать.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei, Sutton Motorsport Images, Panoramic; Gettyimages.ru/Michael Cooper
Ах, ох, легендарную трассу изменяют, ах ты божечки.
На самом деле сносят какой-то унылый сарай и засыпают его место гравием. Зато сколько буков и исторических фактов на ровном месте.
А что касается знаменитого шале, то я узнал о нём из этой статьи. Думаю, мир Ф1 без проблем переживёт эту утрату. В отличие, например, от смерти Антуана Юбера.
Они ведь в курсе, что в случае вылета пилота выносит на противоположную сторону?! Значит могут ехать медленнее в этом месте, чтобы не терять контроль и не вылетать или чтобы не влететь в вылетевшего до них.
В этом такой странный парадокс, Ландо вылетел потому что ехал быстро в условиях дождя в сложном повороте. Феттель ехавший за ним не вылетел. если бы Ландо ехал со скоростью Феттеля, он бы скорее всего выиграл квали.
Кажется где-то такое уже есть.
Настоящий гонщик не убирает ногу с педали газа там, где остальные переносят акцент на педаль тормоза.