Похоже, «Ред Булл» продлил второго пилота только за одну гонку и опыт. А ведь он косячил не меньше уволенных предшественников
Редкостная лояльность – от безысходности.
В «Формуле-1» всего 20 мест для гонщиков – и на Гран-при Бельгии число формально свободных уменьшилось еще на единицу: «Ред Булл» объявил о контракте с Серхио Пересом еще на год. Теперь всем желающим попасть в лучшую серию мира доступны лишь вторая машина «Мерседеса», по два места в «Альфа Ромео» и «Уильямсе», и по одному – в «Альфа Таури» и «Хаасе». Остальные уже закрыты.
Продление контракта с Пересом – самый большой ход на рынке пилотов после сделки между «Мерседесом» и Хэмилтоном: все-таки топ-команд в нынешней «Ф-1» две, и о месте в них мечтают дюжины гонщиков по всему миру. Также любые трансферы сторонних гонщиков в «Ред Булл» – огромная редкость: австрийская компания опирается на выращивание собственных звезд (через юношескую программу и обкатку молодежи в «Альфа Таури»), потому и Чеко изначально брали как временщика и помощника в завоевании личного титула и Кубка конструкторов. Год назад боссы «Ред Булл» намекали на возможность именно однолетнего контракта с №11 и на предположительное возвращение из тестеров Алекса Албона, но мексиканец выбил себе еще один сезон. Неужели он оказался настолько хорош?
Не совсем: Серхио занимает пятое место в общем зачете (104 балла – даже у Боттаса и Норриса больше), четырежды оказывался за пределами топ-10 (лишь дважды – не по своей вине) и чаще всего вместо подиумов приезжал на 4-5-х местах. В принципе, его результаты вполне сравнимы с показателями Албона и Даниила Квята – юных пилотов после такого убирали в «Торо Россо» или из «Ф-1».
Причем некоторые неудачи Переса можно назвать фэйлами – к примеру, идиотский разворот в Имоле после квалификации на первом ряду, неправильное возвращение на трек, штраф в 10 секунд стоп-энд-гоу, 11-е место и «идиотский пилотаж» (с) по собственному признанию.
Или разворот в спринте в Великобритании – Чеко сошел, стартовал в гонке последним, и в итоге «Ред Булл» пожертвовал перспективами на топ-10 ради отбора балла за лучший круг у Хэмилтона.
А в Австрии Перес устроил форменную дорогу ярости: сперва полез по внешней на Норриса (непродуманный маневр, который ни у кого не получился за 2 Гран-при – в каких бы машинах два антагониста ни ехали) и оказался в гравии, а затем бросился захлопывать калитки перед Леклером вплоть до выталкиваний за пределы трассы. Чрезмерно горячая атака и десятисекундный штраф за слишком жесткую борьбу превратили весьма неплохую третью квалификационную позицию в шестую – и то Чеко еще помог общий высокий уровень RB16B. Вообще не похоже на перфоманс опытного пилота с багажом в 10 сезонов и две сотни Гран-при.
Может, Чеко хорошо квалифицируется? Всего дважды: стал вторым в Имоле (даже почти выиграл поул!) и третьим как раз в Австрии. Но на большинстве остальных этапов босс всех гонщиков «Ред Булл» Гельмут Марко (котирующий пилотов именно по скорости на одном круге) вряд ли радовался: в Бахрейне мексиканец закончил 11-м, в Испании – 8-м, в Монако – 9-м, в Баку – 7-м, а в остальных Гран-при боролся за место в топ-5. Не сильно-то лучше результатов юного Албона, не так ли?
Важнейшие факторы в пользу Переса: шинная магия на Гран-при Франции, менеджерская философия, прицел на 2022-й
Конечно, у Чеко в 2021-м случались не только трудности с привыканием к топ-машине, покрышками и напарнику-супергерою: например, №11 выиграл Гран-при Азербайджана. Но, с другой стороны, то первое место все-таки досталось мексиканцу прежде всего благодаря удаче: сперва лидировавшего Макса Ферстаппена в стену убрала внезапно лопнувшая покрышка, а затем Хэмилтон завалил рестарт одним неловким движением руки – и Серхио уехал к победе без конкурентов.
Подобные подарки падали в руки и Албону – просто Алексу везло меньше: и в Бразилии 2019-го, и в Австрии 2020-го тайца с победной тропы выносил как раз Хэмилтон. В Баку он махнул в зону вылета совсем рядом с Серхио – от повторения неудач Албона Чеко отделили буквально пару метров.
По-настоящему удачным и классным в исполнении Переса можно назвать только Гран-при Франции. Именно на «Поль-Рикаре» №11 продемонстрировал весь пилотажный инструментарий: за счет умной работы с шинами растянул первый отрезок на 7 кругов относительно Боттаса и тем самым спутал «Мерседесу» стратегические карты.
В итоге Чеко не только напряг соперников и помог Ферстаппену победить, но еще и стильно обогнал Боттаса на треке.
Лишь в этой гонке (и моментом с лучшим кругом на Гран-при Великобритании, конечно) «Ред Булл» в полной мере воспользовался теми услугами Переса, за которые его и взяли. Остальные 10 этапов пока мимо – и в последних заездах Чеко вместо прогресса даже слегка сдал. Впрочем, насчет новых проблем №11 у бывшего пилота «Ф-1» Гидо ван дер Гарде есть весьма правдоподобная теория.
«С Гран-при Великобритании «Ф-1» использует новые задние шины, – рассказал он в интервью нидерландскому Motorsport.com. – Проблема может быть в этом.
Еще команда однозначно ориентируется на Ферстаппена в настройках и при подготовке обновлений. Возможно, Пересу не очень подходят изменения в последних Гран-при».
Также Чеко далеко не всегда получал все последние детали – из-за потолка бюджетов у «Ред Булл» не хватало денег на производство двух одинаковых комплектов улучшенных аэрообвесов. Потому часть заездов №11 провел на менее «доделанной» машине, и ему приходилось самому искать удобные установки – без корреляции с данными напарника.
Однако с учетом огромного опыта мексиканца и его прежней славы как «лучшего пилота не из топ-команд» трудно списать результаты на уровне всех предыдущих молодых напарников Ферстаппена исключительно на технические трудности. Почему же тогда оставили именно Переса – несмотря на огромный прогресс Албона в настройке машины благодаря работе на симуляторе?
Дело в менеджерской философии доктора Марко и «Ред Булл» – австрийская структура ненавидит признавать старые ошибки. А любое возвращение одного из старых напарников Ферстаппена – Алекса или Пьера – стало бы именно заявлением «упс, мы тут немного налажали». «Ред Булл» не следует такому пути – когда Феттель после «Феррари» вышел на рынок пилотов, Гельмут Марко послал ему одни лишь советы.
Да, еще совсем недавно австрийская программа возвращала бывших – Квята, Албона и Хартли. Но набор ранее отверженных одну исправлял конкретную проблему – провал в системе развития: ведь гонщиков для «Торо Россо»/ «Альфа Таури» в тот момент вообще не оставалось. Так что «Ред Булл» поступается менеджерскими принципами в исключительных случаях – когда получает моментальное стопроцентное улучшение позиций без каких-либо альтернатив.
В вопросе напарника для Ферстаппена же подобной определенности не было. Как раз наоборот: даже лучшие эксперты и аналитики «Ф-1» вряд ли предскажут, поедет ли Албон лучше Переса в 2022-м с новым регламентом. Гасли же не подошел «Ред Булл» чисто по организации работы (к примеру, он вместо адаптации пилотажа или улучшения настроек просто подгонял машину под быстрейшее прохождение одного конкретного поворота, раздражая Хорнера и Марко) и про шансы на его возвращение в главную команду можно забыть.
«Разница в том, что Перес более стабилен, – обозначил свое видение Марко за месяц до продления контракта. – Когда он как следует проводит квалификацию – добивается результатов, каких у Албона не было. А в гонке при отсутствии трафика он едет почти на уровне Ферстаппена».
«Перес выполняет свою роль, – подчеркивал шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Он набирал очки для Кубка конструкторов и играл в командную игру, например, на этапе во Франции. Он отличный командный игрок и мы довольны его работой. Мы всегда стремились дать шанс молодежи: «Ред Булл» сделала в этом вопросе больше, чем любая другая команда. Но иногда нужно выйти за пределы своей программы».
Отсутствие в системе подготовки пилота, способного принести моментальную разницу в результате – не единственная причина сохранения Переса: команда, похоже, очень надеется на его опыт.
«В следующем году начнется новая эра в истории «Формулы-1» с полностью новым регламентом, – подчеркнул Хорнер при рассказе о сделке с Чеко. – Он сыграет очень важную роль в помощи команде перехода на новую машину».
«Новая машина будет иметь совершенно другую концепцию, и мой опыт позволяет на многое влиять, – рассказал и сам мексиканец. – Мне кажется, что даже опытный гонщик не в силах что-то серьезно изменить в том проекте, который скоро перестанет использоваться. Другое дело – начало новой эры, когда опыт и стабильность весьма важны».
Казалось бы, при наличии Ферстаппена необходимость в Пересе не так уж важна – ведь совсем недавно о вкладе Макса в развитие машины и мотора исключительно комплиментарно отозвались и гениальный главный конструктор «Ред Булл» Эдриан Ньюи, и босс «Хонды». В чем же тогда дело?
Просто №33 чересчур быстр: боссы команды признают не лучшее качество машин 2019-го и 2020-го, а ведь нидерландец выиграл на них 5 гонок, взял бессчетное число подиумов и довольно часто портил настроение Хэмилтону и «Мерседесу». Фактически и сейчас его пилотажный стиль не слишком подходит RB16B, но Макс так привык компенсировать недостатки болида, что, возможно, при развитии нового проекта упустит какие-то точки возможных улучшений просто из-за отсутствия фокуса на них.
Похожая история случилась с юным Шумахером: по рассказам Герхарда Бергера, сменившего Михаэля в «Бенеттоне», у чемпионского болида в некоторых быстрых поворотах возникало «стопорение» (stall: в аэродинамике отрыв пограничного воздушного слоя от поверхности обтекания, когда поток пытались провести через профиль слишком быстро. В таком случае прижимная (или подъемная в случае самолетов) сила переставала вырабатываться) – и австриец несколько раз расколотил машину только на первых тестах. Бывший напарник Шумахера Джонни Херберт тоже вылетал – а Михаэль ощущал приближение опасного момента и рефлекторно бессознательно корректировал траекторию рулем. При этом все признают в будущем семикратном максимально скрупулезного исследователя возможностей ускорения машин, но до прихода Бергера проблему и не думали исправлять – она просто не мешала Михаэлю.
Что-то похожее запросто может произойти и с Максом: он не обратит внимания на фундаментальный недостаток, который не особенно влияет на скорость на круге прямо сейчас, но сильно ограничит горизонт развития машины. Именно для исключения такой опасности «Ред Булл» и пригодится пилот, способный и заметить проблему, и предложить возможное решение. Все же австрийцам нужны титулы, а их проще всего добывать именно на самовозе.
А новую порцию юных талантов за рулем сине-красного болида мы еще увидим – хоть и придется подождать до 2023-го.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/Hasan Bratic, Hoch Zwei/Keystone Press Agency
Что это за бред ???
Перес, на данный момент, "не тянет". Если сейчас посадить Гасли/Квята/Албона результаты будут такими же.
РБ и контрактные обязательства ? Когда они их соблюдали ?
перес был бомбой. но и он смотрится теперь так себе. про гасли я вообще молчу. албон туда же. хотя вот засунь их в другие команды - и думаешь, да парень расцвел