В «Формуле-1» выдали очки за один круг – да и его проехали за машиной безопасности. Сюр, но таковы правила – даже пилоты в шоке
Объяснили исход страннейшего Гран-при Бельгии.
Гран-при Бельгии побил рекорд самой короткой гонки в истории «Формулы-1»: после трехчасового ожидания окончания дождя пилотам позволили проехать пару кругов за автомобилем безопасности, затем всех вернули в боксы, выждали еще 20 минут – и объявили Макса Ферстаппена победителем.
Да, топ-10 получили очки – хоть и половину от возможных: Максу досталось 12,5 баллов, новичку на подиумах Джорджу Расселлу – 9, а Льюис Хэмилтон пополнил счет на 7,5 очков и сохранил лидерство в общем зачете.
Но из-за нюансов регламента выяснилось: результаты необходимо формировать по порядку, в котором участники закончили первый круг, а для признания гонки состоявшейся и выдачи хотя бы 50 процентов зачетных баллов необходимо признать хотя бы два круга. Как же так вышло и почему очки все равно засчитали?
По объяснениям Международной автомобильной федерации (ФИА), лидер заплыва Макс Ферстаппен все равно трижды пересек точку «окончания круга» – формально достаточно для классификации всего пелотона. Просто формирование итоговых результатов проводится именно с «отмоткой» на круг – как и предписано правилами. Но на легальность начисления очков сдвиг результатов не влияет.
«Три круга преодолены, – заявил гоночный директор Майкл Маси. – Третий круг засчитался в тот самый момент, когда машины пересекли контрольную линию в быстрой зоне на пит-лейн.
А очки присудили по классификации предыдущего круга – перед тем кругом, на котором вывеси сигнал [красные флаги]. И это две важные отдельные точки. Первая важна для объявления гонки состоявшейся. Вторая – для обоснования начисления очков для чемпионата».
«Формула-1» сделала все для проведения гонки? Разве ее не могли перенести? Все решили деньги?
Дожди в Спа прогнозировали еще за неделю до Гран-при, но все-таки вряд ли кто-то предполагал возможность такого провала. За время этапа в пятницу и субботу погода тоже несколько раз менялась: дождь то внезапно заряжал, то прекращался. Да и вода успевала уходить с асфальта – потому погоняться умудрились даже менее совершенные болиды «Формулы-3».
Но в решающий день именно «Формуле-1» катастрофически не повезло: трек не подсыхал, и видимость оказалась почти нулевой.
«Мы находились в постоянном контакте с метеослужбой, – рассказал Маси. – Нас предупредили, что дождь может ослабнуть через 10 минут, также несколько команд сообщили нам об ожиданиях ослабления дождя – мы решили попробовать [вернуть машины на трек]. К сожалению, дождь тут же пошел с прежней силой, и мы ничего не смогли поделать.
«Возможности перенести гонку на завтра не было. Разумеется, с точки зрения ФИА и «Формулы-1» безопасность гонщиков, команд и зрителей является ключевым фактором. Мы пытались воспользоваться любой возможностью в рамках правил и международного спортивного регламента для проведения гонки.
Правила позволяли остановить таймер и посмотреть, позволит ли погода выехать на трассу. Существует целый ряд факторов, касающихся организаторов и всех остальных, из-за которых мы не могли отложить Гран-при на следующий день – эти причины растянулись бы на несколько страниц».
На самом деле секретности в причинах отказа от переноса никакой нет: дело прежде всего в нехватке персонала для трека. Все маршалы на трассах «Формулы-1» – волонтеры, обслуживающие автодромы в свободное время за бесплатно, и после трех дней занятости на Гран-при вряд ли у кого-то получилось бы так же быстро выжать дополнительный день на основной работе и на понедельник. Обучить же новых добровольцев за день – просто нереально, а проводить гонку без маршалов уже запрещает регламент.
Так что Гран-при Бельгии в любом случае остался бы в воскресенье – и дело совсем не в деньгах за билеты или трансляции.
«Слышал мнение о том, что за этим кроются некие коммерческие обсуждения, но это абсолютно не так, – подчеркнул шеф «Ф-1» Стефано Доменикали. – Когда мы говорим о гонках, на нас лежит ответственность за безопасность в том числе. Наши доходы абсолютно не связаны количеством кругов: было бы их два или ни одного. Промоутеры все равно выполнили бы финансовые обязательства перед нами даже в случае отмены гонки.
Если бы мы заранее знали о приближении грозы именно во время проведения заезда, мы могли бы перенести ее на более раннее время. Но прогноз как раз на эти часы обещал умеренный дождь, который не помешал бы заездам. К сожалению, он оказался гораздо сильнее».
«У меня не было никаких обсуждений гонок, связанных с коммерческой составляющей. Нет, ноль, никогда. И это никогда не будет составляющей при принятии мною решений. Вообще нет», – добавил Маси в интервью The Race.
Гонщики же в основном не поняли, за что им пополнили общий зачет.
«Единственное, с чем я не согласен – с тем, что нас выпустили на два круга и присудили очки, – заявил Фернандо Алонсо. – Мы не гонялись. У нас не было возможности заработать очки. Я был на 11-й позиции, не провел ни одного круга в боевом режиме и не получил шанс попасть в очки, так что это шокирует».
«Не думаю, что сегодня вообще стоило начислять очки за гонку. Обычно мы проезжаем какое-то количество кругов и получаем за это какое-то количество очков. Возможно, я бы говорил совсем иначе, если бы сам был на первом месте и заработал бы достаточно много очков, не знаю. Но мне не кажется, что эти очки заслуженны, потому что в конечном счете никакой гонки сегодня не было», – высказался Ландо Норрис из «Макларена».
«Эти очки – какая-то шутка. Чем мы сегодня занимались? Я не воспринимаю это как награду за квалификацию – в противном случае нужно давать очки за нее. Кстати , я считал, что для получения очков нужно преодолеть 25 процентов дистанции», – заявил четырехкратный чемпион «Формулы-1» Себастьян Феттель.
Трудно спорить с парнями, управляющими самыми сложными и продвинутыми машинами мира, но все-таки Гран-при невероятно редко прерывают красными флагами из-за дождя с концами. В последний раз пилоты не завершили всю дистанцию по решению дирекции еще на Гран-при Японии 2014-го – но там к плохой погоде добавилась еще и жуткая авария Жюля Бьянки. С тех пор ни разу за 7 лет ни разу не велось реальных обсуждений об отмене гонки после установочного круга – «Формула-1» всегда пыталась провести заезд и присудить всем полные очки. Обычно получалось.
Сейчас же в Бельгии возник редчайший случай несовпадения прогнозов с реальностью –конечно, теоретически такое может происходить хоть каждый день, но в реальности, как правило, у чемпионата хватало инструментов регламента для сохранения гонок. Их очень давно не отменяли и не переносили (прошлогоднее ковид-безумие не в счет), а половинчатые очки вообще в последний раз давали на Гран-при Малайзии в 2009-м – 12 лет назад (и то после массового завала под дождем).
Теперь возможные аварии решили не допустить и наградить пилотов фактически за результаты квалификации – которая, между прочим, тоже прошла в экстремальных условиях и показала, кто же «Ф-1» сейчас всех смелее.
В недоумении пилотов нет ничего удивительного, но разве можно было оставить без награды тех, кто рисковал жизнью еще в субботу? Справедливо ли было бы лишить чествования того же Джорджа Расселла, или отказать в успехе наконец-то укротившему «Макларен» Даниэлю Риккардо?
В конце концов, форс-мажорные обстоятельства позволяют формировать стартовую решетку по итогам второй практики (вместо квалификации) – а ведь в ней далеко не все гоняют на полной скорости с самыми мягкими шинами и пустыми баками. Почему тогда в особых случаях (а Гран-при Бельгии вышел вообще уникальным) нельзя сделать то же самое и с гонкой? В конце концов, в ней выявляют быстрейшего – и квалификация как метод определения лучшего на одном круге появился не просто так.
Однако все-таки гонщики и фанаты страдали не зря: по последним слухам из паддока от Autosport, «Ф-1» всерьез вознамерилась поменять регламент. Рассматривают опции присуждения очков только за круги в боевом режиме (то есть без автомобиля безопасности) или переноса Гран-при – правда, для внесения изменений потребуется полный консенсус ФИА, чемпионата и команд. Autosport передает о полной готовности всех сторон к переговорам – ведь после бельгийского фарса герой, сорвавший бы процесс улучшения, точно был бы обеспечен лучами ненависти и пожеланий маркетинговых провалов до конца карьеры.
«Ф-1» так и не смогла провести гонку под дождем. Зато лучший круг – у Мазепина (был)
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI; REUTERS/Christian Hartmann, John Thys; Gettyimages.ru/Lars Baron
Вам так хочется видеть как люди разбиваются? Вы больные?
А потом, пока все охреневали, всех чинили, собирали обломки итд. дождик прекратился, трасса подсохла и можно было более-менее доползти.
А административные меры связаны с одной простой вещью. Никто не хочет подставляться. Никто из руководства серии не хочет стать ответчиками в суде по искам родственников и спонсоров погибшего гонщика, как это было с Бьянки.
Команды работали с машинами, гонщики провели довольно сложную квалу, в которой в непростых условиях накатали 20-25 кругов, половину дистанции гонки.
Отказ от гонки целиком и начисления очков НИКАК не компенсировал бы потерянный день болельщикам. Поэтому жалобы пилотов во имя болел, выглядят довольно лицемерно.
Выпускать гонщиков в такие условия нереально, и тут есть вопросы к безопасности трассы (недостатку персонала), есть вопросы к пирелли, чьи шины явно не справляются. Думаю если бы руководство рискнуло и никто бы не пострадал, все равно вряд ли кто-нибудь доехал бы, разве что лидер гонки (Макс), у которого более чистый обзор.
Единственный вариант, который я видел вчера, выбрать момент наименьшего дождя и кататься за пейскаром, до тех пор пока не появилось бы хоть подобие колеи (не уверен правда что он рассчитан на такое), и тогда отпустить на полчасика всех. Но опять же легко говорить после...
Возможно стоит пересмотреть количество очков в тех или иных ситуациях, но жаловаться на действующий регламент довольно тупо, никакого фарса я не вижу.
А теперь давай представим, что в этой такого не произошло. Отлично. Вот только эта авария случилась бы в красной воде и там уже последствия были бы гораздо страшнее.
Тебе норм?
1. Процедура старта формально не была завершена, но гонку начали.
2. Гонку начали, пошёл таймер, но Пересу разрешили участвовать.
3. Пошёл таймер, но погода не улучшалась (и было ясно, что не улучшится).
4. Погода не улучшалась, Маси тормознул таймер, промариновав всех в общей сложности около 4 часов.
5. Маси промариновал всех 4 часа, но решил устроить "заплыв" на 3 круга за пейс-каром.
6. Маси устроил заплыв за пейс-каром, но никто не понял, зачем всех мариновали лишние 4 часа.
7. Никто ничего не понял, но гонка состоялась, очки дали и деньги возвращать не будут.
Итого:
8. "Формула-1" и ФИА попытались учесть интересы всех, кроме болельщиков.
9. Учли интересы всех, кроме болельщиков. "Ф-1" и ФИА будут долго думать, почему падают рейтинги и продажи.
10. Падают рейтинги и продажи, значит надо менять регламент!
11. Поменяли регламент...
Предложение: если всё дело в банальной некомпетентности Маси и нежелании/неумении Доменикали и компании брать на себя ответственность и принимать решения, может, простите, всё-таки лучше шлюх поменять?
Жалко ток болельщиков, ждали, выделяли время, чтоб на гонку посмотреть, но пилотам знач трассу не очень хорошо видно, поэтому гоняться не будут. Про тех кто в Бельгию приехал вообще молчу - а людям даже деньги не вернут
Причем, и в этой аварии, и в аварии Шумахера с Кулхардом дело было не в держаке (с держаком-то всё было в порядке даже на сырой трассе), а именно что в нулевой видимости.
А вчера речь шла о том, чтобы гоняться с нулевой видимостью и нулевым же держаком.
https://www.youtube.com/watch?v=BKoCV9v7MzQ
К примеру. И нормально гонялись, а сейчас..фарс и комедия, а не спорт
Мне нормально: это их работа. Опасаешься - езжай медленней.
Пока получается, что машины всё безопаснее, но при этом в тех условиях, в которых ездили раньше, на трассу не выпускают.
По-хорошему нужно сделать возможность переноса гонки на другой резервный день в таких погодных условиях, вот это было бы правильно!
Гонщик с гораздо большей вероятностью выпилится на сухой трассе, так как там скорости гораздо выше.
И ещё раз: раньше никому не мешали возможные последствия юридического свойства, не понимаю почему сейчас должно быть иначе.
Чтобы не было завала на старте - сделайте старт с ходу и проблема решена.
раньше ездили в дождь и нифига нормально было. пусть едут 20кмч кто не может быстрее.
пусть не выставляют машины на гонку. (в штатах три команды гоняли нормально было хоть и дико тогда казалось.) дождь машины уравнивает.
Бывает. )
аэродинамика уменьшает лобовое сопротивление, позволяя развивать более высокую скорость (которую при этом гасят всевозможными конструктивными ограничениями - объем двигателя, к-во цилиндров, лимит по объему и составу топлива и т.д.).
что же до сцепления, то регулируемое крыло при открытии снижает лобовое сопротивление (и, одновременно, прижимную силу) на тех участках, где критично первое и не критично второе. но если прижимная сила становится критичной (дождь), то никто ведь не принуждает открывать крыло
весь сказ