Звезда родилась. Вспоминаем неизвестные факты о величайшем дебюте в истории «Ф1» - Михаэля Шумахера в Бельгии 91-го
1. Ложь во благо
Когда пилот «Джордана» Бертран Гашо оказался вне закона из-за ссоры с лондонским таксистом в середине сезона 91-го года, команда из Сильверстоуна оказалась перед Гран-при Бельгии с вакантным местом. Стефан Йоханссон был предпочтительным вариантом для директора команды Эдди Джордана, но швед не хотел делать это бесплатно, поэтому в итоге место занял 22-летний новичок Михаэль Шумахер, выступающий в гонках на выносливость за «Мерседес-Бенц». Без финансовой помощи со стороны концерна не обошлось, как и без хитрости со стороны менеджера Вилли Вебера.
Эдди хотел узнать, ездил ли он когда-нибудь в Спа, и Вебер сказал ему: «Думаю, около 100 раз, что было полной ложью». Шумахер же говорил, что Вебер не столько солгал, сколько ошибся в том, где его подопечный ранее участвовал в гонках, но в любом случае, это не повредило его шансам - совсем наоборот. «Я был достаточно обеспокоен», - признался Джордан в своей автобиографии "Независимый человек".- «Я бы предпочел ему Стефана, если бы знал, что он раньше тут не выступал».
2. Он впервые сел за руль болида «Формулы-1» всего за несколько дней до гонки
Шумахер успешно выступал в гонках на выносливость за рулем 900-сильного «Мерседеса» с 5-литровым турбированным мотором, но участие в гонках с открытыми колесами ограничивалось «Формулой-3». Немец выиграл региональную серию, в том числе престижный Гран-при Макао в 1990 году. Один раз выступил в японской «Формуле-3000», что завершилось вторым местом. Для знакомства с машиной были организованные специальные на Сильверстоуне.
«Он проехал всего около 20 кругов, но его самый быстрый круг был таким же хорошим, как мы когда-либо делали на этой трассе», - сказал технический директор «Джордана» Гэри Андерсон. Позже Шумахер вспоминал: «Я до сих пор помню, как [менеджер команды «Джордан»] Тревор Фостер подошел ко мне и сказал: "Михаэль, успокойся, сбавь скорость, это машина, на которой ты будешь гоняться в выходные, так что не сломай ее!"».
3. Освоил трассу за рулем велосипеда
Чтобы помочь своему напарнику-новичку, лидера команды Андреа де Чезариса, принявшего участие в 165 Гран-при, попросили прокатить Шумахера по классической трассе в Арденнах на дорожном автомобиле. Однако пассажирская поездка так и не состоялась: опытный итальянец просто объяснил, какие передачи нужно использовать в различных поворотах. Чтобы загладить свою вину, Шумахер, который родом из города Керпен, расположенного недалеко от бельгийской границы в Германии, достал из багажника своего служебного «Мерседеса» складной велосипед и проехал несколько кругов.
«[У велосипеда] были только крошечные колеса, потому прохождение круга занимало целую вечность», - вспоминал руководитель отдела маркетинга «Джордана» Марк Галлахер. «Но он хотел изучить трассу всеми возможными способами». Одно можно сказать наверняка: у Шумахера не осталось бы сомнений относительно истинной крутизны поворота «О Руж»
4. На ночлег остановился в молодежном общежитии
В дальнейшем он станет самым успешным, самым известным и самым высокооплачиваемым гонщиком на планете, но для своего первого уик-энда Гран-при Шумахер поселился в весьма негламурном месте. «Отель для нас забронировать не удалось, поэтому мы отправились в молодежное общежитие», - вспоминает менеджер Вебер. «Там были две маленькие кровати, а посередине - туалет и раковина». «Я действительно не возражал», - сказал Шумахер несколько лет спустя. «Для меня это не имело большого значения». Действительно, важно было то, как он выступит на трассе...
5. Он обогнал своего опытного напарника по команде на четыре места
Болид «Джордана» 91-го года был не только красивой машиной, но и очень быстрой. Тем не менее, было неожиданностью увидеть Шумахера так высоко. В первой практике он занял 11-е место, отстав на три позиции и полсекунды от Де Чезариса – это было в первый и последний раз в те выходные. Итальянец был просто ошарашен темпом своего нового партнера по команде.
«Сразу же он был так же быстр, как и я», - вспоминал он. «Мой инженер Гэри Андерсон подошел ко мне и сказал: "Слушай, Михаэль проходит Бланшимон ровно, а ты нет. Ты должен пройти этот поворот ровно". Для меня это был очень сложный уик-энд!».
Шумахер закончил первый день с восьмым быстрейшим временем, но улучшения на следующий день (вместе с понижением Риккардо Патрезе за техническое нарушение) подняли его на седьмое место на решетке позади пилотов «Макларена», «Феррари», «Уильямса» Мэнселла и «Бенеттона» Пике. Замечательное достижение, но новичок мог бы оказаться и выше, если бы потенциально более быстрые попытки не были испорчены. Де Чезарис, тем временем, показал 11-е время, уступив четыре места и семь десятых...
6. Дебютная гонка продлилась всего несколько метров
После героической квалификации мир с нетерпением ожидал, чего Шумахер сможет добиться в гонке. Поначалу все выглядело хорошо, поскольку немец смог пережить небольшую неприятность с блокировкой на холодных шинах в «Ля Сурс» («Я подумал, что сейчас врежусь в парня впереди») и поднялся на шестое место.
Еще не успели они доехать да поворота «О Руж», как Шумахер был вынужден остановить машину. Немец после спорткаров не рассчитал усилий и сжег сцепление. Андерсон же подчеркивает: «Отчасти в этом была и наша вина, потому что в том году было очень хрупкое сцепление».
7. Он, вероятно, финишировал бы на подиуме
Один из главных вопросов «Формулы-1», где мог бы финишировать Шумахер, если бы у него не сломалась машина, учитывая, что при большом числе сходов Де Чезарис смог выйти на второе место, догнав Айротона Сенну на «Макларене», прежде чем отказал мотор за три круга до финиша. Шансы на подиум были очень высоки.
«Если бы я действительно провел всю гонку и закончил ее, то я бы точно был на подиуме», - сказал Шумахер. Его поддержал менеджер команды: «На какой ступеньке он бы стоял, я бы не хотел говорить...».
8. Провел лишь одну гонку за «Джордан»
Шумахер внезапно стал самым желанным пилотом на стартовой решетке. В его услугах заинтересовался «Бенеттон», поэтому уже со следующей гонки немец стал за них выступать.
«Джордан», по понятным причинам, упорно боролась за сохранение своего человека, но рано утром в пятницу - всего за несколько часов до первой тренировки, после многочасовых переговоров и затянувшихся судебных тяжб - команда Флавио Бриаторе вышла победителем, а пилот «Бенеттона» Роберто Морено сменил команду.
На фоне такого фурора другой гонщик мог бы потерпеть неудачу, но только не Шумахер. В своей первой гонке за новую команду 22-летний гонщик финишировал пятым, опередив напарника по команде трехкратного чемпиона мира Нельсона Пике, которого он также обошел в квалификации. Было очевидно, что его ждет большое будущее...