Главный мистер стабильность «Ф-1»: набирает очки чаще Хэмилтона и Ферстаппена, обгоняет по 6 болидов за 6 кругов, рвет напарника-звезду с зарплатой в $20 млн
В Австрии стартует в топ-3 – сразу после Льюиса и Макса.
Ландо Норрису всего 21 – а он в «Формуле-1» уже третий сезон и давно заслужил титул главного любимчика публики: с первых же гонок зацепил зрителей жизнерадостностью и чувством юмора. Шутки над напарником Карлосом Сайнсом и веселые песни по радио прямо во время Гран-при моментально рвали соцсети и обращались в мемы.
«Джек, я лечу!». Новичок «Макларена» превратил свое столкновение с Квятом в мемы
Но задор и шуточки не помешали Норрису превратиться в отличного пилота «Формулы-1». Он неплохо выступил в первый сезон (49 очков и два заезда в топ-6), но по-настоящему засиял в 2020-м: открыл его подиумом и попутно еще пять раз попал в топ-5.
Теперь же молодой талант «Макларена» и вовсе совершил прорыв: прямо сейчас он – единственный пилот (да, Хэмилтон и Ферстаппен так не смогли), набиравший очки в каждой гонке сезона (еще и с двумя подиумами!). И это не простая случайность.
Секрет Норриса в контроле темпа: он сам хозяин своей гонки
У Ландо есть одна серьезная проблема – плохой старт. В этом сезоне ему почти не удавались обгоны на первых же метрах (исключение – борьба с Риккардо в Бахрейне) – чаще 21-летний гонщик сам терял позиции. Однако Норрис всегда компенсировал провалы потрясающей работой с резиной и соответствующим темпом на дистанции.
Отличный пример – Гран-при Франции: №4с стартовал с восьмого места, но уже в самом начале пустил сразу три болида: обоих пилотов «Альпин» и Риккардо.
Хотя на первом же круге Ландо удалось вернуть позицию после обгона Окона.
Далее в «Макларене» рискнули со стратегией – решили подержать Норриса подольше на менее выносливом и более быстром «медиуме» ради упрощения финального отрезка на более сложном «харде».
«Здесь нам больше нужна жизнь покрышек, чем темп», – сказали пилоту по радио.
Задачка не из простых: на «Поль-Рикаре» желтые шины марки C3 уходили очень быстро: к примеру, у Юки Цуноды и Мика Шумахера первые пит-стопы состоялись уже на 15 круге.
Большинство же сменило резину либо чуть раньше, либо чуть позже двадцатого круга – по похожей стратегии поехал лишь известный заклинатель покрышек Серхио Перес (которого за магический скилл и взяли, наконец, в «Ред Булл»).
Но Ландо справился: проехал на изношенном «медиуме» 24 круга (+ 5 кругов еще до старта – ведь на тех же шинах он прошел в третий сегмент квалификации) – последние, по признанию Ландо, показались настоящим адом: «Я где-то 8 или 9 кругов ехал очень медленно и весь конец того отрезка боролся с шинами, и это был просто кошмар».
Удачно реализованная стратегия позволила Норрису обогнать конкурентов «Макларена» в чемпионате – обе «Феррари». Мало того, британский гонщик устроил настоящее шоу: 6 обгонов за 6 кругов – и бросок на пятую позицию!
«Когда я выехал [с пит-стопа], то был все еще близок к ним (соперникам), – рассказывал потом гонщик. – Я гнал в чистом воздухе в конце первого отрезка, а они боролись и убивать шины. Так что на свежем комплекте никаких проблем с ними не возникло. Я с легкостью их обошел. Команда хорошо справилась. Да я и сам неплохо поработал с шинами и стратегией. Вот как все вышло».
Норрис уничтожает нового напарника: до секунды в квалификации. Да и в гонках между ними пропасть
Перед сезоном-2021 «Макларен» серьезно обновился: перешел на двигатель «Мерседес» и подписал нового звездного пилота – победителя семи Гран-при Даниэля Риккардо – на солидный гонорар в $20 млн за год.
Однако пока весомых результатов улыбчивый австралиец не привез. Даже наоборот: он выглядит намного слабее юного партнера. Эта разница ощутима в квалификациях: в первых двух Гран-при Дэну удалось стартовать выше (хотя в Имоле Ландо списали лучшее время круга, с которым он стартовал вторым). Но разница между напарниками составляла тогда лишь 0,05 секунды.
Однако в остальных случаях (кроме Франции) Ландо разгромил новичка «Макларена»: Риккардо трижды не выходил в десятку, пока Норрис забирался в топ-7, причем в Португалии (где Дэн вылетел после первого сегмента) разрыв составил больше секунды!
А в гонках вышло уже настоящее доминирование №4. Там Дэн лишь раз приехал выше – в Испании. Остальной сезон – кошмар для австралийца, который начался с борьбы в Бахрейне: там Норрис мастерски прошел напарника на торможении и отбил последовавшие атаки.
Самым же мощным для Ландо получился Гран-при Монако: там он попал на подиум второй раз за сезон и обогнал на круг Риккардо – который остался 12-м.
«Вообще ничего не получалось, – говорил огорченный Дэн после Монако. – При этом мы не проводили безумных экспериментов с настройками. Нет, с точки зрения настроек наши болиды практически идентичны… В этот уик-энд разница была просто аномальной. Сегодня напарник впервые обогнал меня на круг. Так что я даже не знаю, что сказать».
Ландо также показал свое превосходство во Франции: не только реабилитировался после неудачного старта, но и выдал просто безумный темп. Между их лучшими кругами девять десятых, а на последнем отрезке Норрис вез Дэну по секунде с круга!
Неудивительно, что ребята из Уокинга явно делают ставку на молодую звезду: Норриса уже продили до 2024 года. Для современной «Формулы-1» Ландо – идеал: его карьера совмещает грамотный пиар и огромный гоночный потенциал, который проявляется ярче с каждым годом. Это отметил и босс команды Андреас Зайдль:
«Мы с вами видим, какой большой шаг вперед он совершил в этом году. Даже после неудачной квалификации или не лучшего старта он не теряется и сохраняет спокойствие. Ландо знает, как пользоваться возможностями в гонке. Он прекрасно бережет шины, а затем в нужный момент выдает мощный темп. Действительно классно видеть, каким он стал за два с половиной года».
Новый Гран-при – новый успех: в Штирии (официальное название первого гоночного уик-энда в Австрии на «Ред Булл Ринге») Ландо показал четвертое время в квале, отстав от Ферстаппена всего на 0,279 секунды – позади оказались, к примеру, Перес, Леклер и Алонсо. Риккардо же и вовсе не попал в топ-10 и проиграл юному напарнику новые 0,6 секунды (это из-за короткого круга – равносильно все той же секунде во Франции). Однако Норрис начнет гонку третьим – из-за штрафа Валттери Боттаса за максимально идиотский разворот в практике. Лучших обстоятельств для продления феноменальной очковой серии трудно представить – а там, может, и до третьего подиума недалеко: ведь именно в Австрии №4 впервые попал в топ-3 «Формулы-1» год назад. Главное – не потерять фирменное спокойствие и стабильность.
Фото: globallookpress.com/Dppi/Florent Gooden, HOCH ZWEI; twitter.com/F1
вообще, новое поколение пестрит разными характерами. самокритичный Шарль, приколист Ладно, уравновешенный Джордж и самоуверенный Макс. каждый может найти себе фаворита. лично мне больше импонирует Леклер. но Ландо тож красавчик.
И это очень странно, когда пилот "мочит" 4-кратного, а просто гонщика, да ещё моложе себя одолеть не может. У меня есть версия. Многократного задвинули ради пиара молодого пилота, а реальный уровень молодого - середняк.
Норрис уже в дебютный сезон выиграл квальный счёт у Сайнса. И Сайнса не задвигали ради Норриса, скорее наоборот - Мак делал ставку на Сайнса как более опытного.
А теперь Норрис сам опытный, и дерёт Дэна покруче раздутых псевдотопов типа Леклера.