Ушел из жизни инвестор «Макларена» Мансур Ойех. При нем титул брали Лауда, Прост, Сенна, Хаккинен и Хэмилтон
Он всегда подчеркнуто скромен. Редко поражает журналистов громкими заявлениями. Никогда не демонстрирует свою власть или значимость на людях. Говорит тихо, как человек, которому редко приходится повышать тон, чтобы быть услышанным. Мягкая улыбка и спокойные манеры. В те нечастые моменты, когда он одевает форму «Макларена» и появляется на командном мостике, он совсем незаметен рядом с великим Роном. А между тем влияние этого человека в команде ничуть не меньше власти Денниса. Название его фирмы - TAG - ассоциируется с «Макларен» с 1984 года. Однако на обтекателях британских автомобилей очень много логотипов, и мало кто задумывается, что в данном случае речь идет не просто об очередном спонсоре, а о международной компании с многомиллиардным оборотом, которая является одним из совладельцев команды.
Чтобы узнать, что скрывается за аббревиатурой TAG, нужно отправиться в Швейцарию и разыскать тихую улочку в старой части Женевы: вы увидите внушительный особняк с довольно скромной табличкой перед дверью. Именно здесь располагается центр всемирной корпорации, в сферу деятельности которой входят авиаперевозки, электроника, гоночные и дорожные автомобили, градостроительство, сельское хозяйство, изготовление часов, отели, курорты и экологически чистые источники энергии. Это здание - офис президента TAG Мансура Ойеха, человека, который является ключевой фигурой в этой на удивление многосторонней компании.
Ойех высок, элегантен, ему 47 лет. Среди роскоши своего офиса, обставленного дорогостоящими предметами современного искусства и подлинными скульптурами Бугатти, он носит знаки своего богатства так же естественно, как серый двубортный костюм. Он любезен, обаятелен, у него хорошее чувство юмора. За его изысканными манерами, однако, чувствуется деятельная натура. Кипящий энтузиазм пробивается, как только он начинает обсуждать новый проект, свежую идею. Он говорит тихо и быстро, равно безупречно по-английски, по-французски и по-арабски. Вы скоро понимаете, что, общаясь на любом из этих языков, он опережает вас в мыслях на несколько шагов.
TAG значит Techniques d’Avant-Garde, что можно грубо перевести с французского, как «Передовые технологии». Компания основана в 1975 году, но корни ее уходят еще в бизнес покойного отца Мансура - Акрама. Ребенком Акрам стал в Сирии победителем конкурса на право получить образование во Франции. Во Франции и застигла его Вторая мировая война. Акрам зарабатывал на жизнь, чем мог: от массажиста на пляжах до диктора радиостанции «Арабское сопротивление». Он женился на французской девушке и вскоре после этого занялся торговлей парфюмерией, украшениями и тканями между Сирией и Францией.
Пошел по стопам отца, который дважды с нуля становился вновь успешным
Закончилась война, и Акрамом овладела идея использования западных технологий для развития стран Востока. Он начал налаживать связи с Саудовской Аравией. «В то время, - вспоминает Мансур, — это была сплошь безжизненная пустыня». Акрам близко сошелся с королевской семьей Саудовской Аравии и в 1948 году принял подданство этой страны. Мансур, один из 7 детей, родился в 1952 году. Бизнес процветал, и семья переехала в Египет. Как раз тогда президент Насер начал проводить свою жесткую политику национализации, и Акрам потерял все. Не сломленный этим ударом, он переехал в Швейцарию, продал драгоценности жены и начал все сначала.
Еще раз он добился успеха. Торговые связи с Саудовской Аравией развивались, и в 1975 году Акрам основал компанию Techniques d’Avant-Garde со штаб-квартирами в Париже и Женеве. За это время Мансур успел получить неплохое образование: английская школа в Египте, интернат в Швейцарии, американская школа в Париже и колледж в Калифорнии. Он стал дипломированным специалистом в области управления бизнесом и свободно говорил по-английски, по-французски и по-арабски. Он был готов присоединиться к отцу и стать его помощником в делах. Ойех вспоминает об этом времени с теплотой: «Это было все равно, что работать на доброго диктатора».
Некоторое время фирма TAG-Heuer была главным хронометристом «Формулы-1»
Акрам был блестящим организатором, у него был дар мгновенно принимать правильные решения, но не всегда хватало терпения наблюдать за более методичной и прагматичной манерой деятельности сына. «У него не было никакой стратегии, - он просто брался за любое дело, которое казалось ему стоящим, - недвижимость, отели, самолеты, океанские лайнеры. Он был что называется крутым парнем, который действовал чисто инстинктивно, по наитию, и во многом это был бизнес, который держался на одном человеке», - говорит Ойех.
Компания быстро росла. Филиалы возникали по всему миру: от Вашингтона до Эр-Рияда. Акрам руководил своим делом вплоть до самой смерти в 1991 году. Одно из самых своих ценных приобретений он сделал в 1985 году, когда TAG купила швейцарскую часовую компанию Heuer. В то время это была маленькая фирма, которая вследствие плохого управления находилась на грани разорения. Через десять лет компания TAG-Heuer превратилась в ведущего производителя профессиональных спортивных часов, одну из крупнейших часовых фирм мира и официального хронометриста «Формулы-1».
«Уильямс» стал первой командой, которую поддержал Ойех
Контракт на проведение хронометража в Ф-1 не был для компании первым знакомством с автоспортом. В 1979 году TAG поддалась на уговоры фирмы Saudi Arabian и вместе с ней стала спонсором команды «Уильямс». «Я знал этих людей, - вспоминает Ойех. - Они пришли ко мне и сказали: «Мансур, у нас дыра в бюджете. Почему бы тебе не помочь нам?» Я поговорил с отцом и, узнав, кто стоит за спиной Saudi, спонсирующей «Уильямс», он дал добро. Так мы и начали нашу деятельность в автоспорте: практически случайно. У нас не было никаких планов. С какой стати размещать логотип TAG на автомобиле? Мы ничего не продавали. Я никогда в жизни не был на гонках. Затем, в 1982 году, я встретил Рона Денниса, и мы решили, что если уж тратить деньги, то неплохо что-либо купить. Так мы вместе заключили соглашение на разработку турбодвигателя «Порше» для «Макларена» - и с его помощью выиграли 25 Гран-при и три чемпионских титула подряд. После этого мы вознамерились выжать еще больше из наших инвестиций. Существовал план использовать двигатель Ф-1 в небольшом вертолете, но в конце концов цена оказалась стишком велика для этого сектора рынка».
Лауда уговорил его стать спонсором «Макларена» и поверить в успех моторов «Порше» (из книги Ники)
В 1984 году союз Ойеха с Деннисом еще больше укрепился. TAG купила 60% акций McLaren International. В то время в «Макларен» работало только 77 человек. Ныне в TAG McLaren Group трудится около 800 человек. Клиентами этой компании выступают такие фирмы, как «Порше», «Тойота», «Пежо». И, разумеется, стержнем всей структуры была и остается команда «Макларен», которая, в свою очередь, приносит очень хорошую прибыль. «За 15 лет нашего знакомства Рон изменился очень сильно, - говорит Ойех. - Он превратился в фантастического руководителя, именно в фантастического. Рон не упускает ни одной мелочи. Есть руководители, которые только и могут, что давать указания. Рон не таков. Он очень хороший предприниматель, наделенный даром предвидения».
В 1989 году Мансур стоял у истоков ныне всемирно известного проекта создания дорожного автомобиля на базе технологий Ф-1 - McLaren F1. Ему всегда хотелось сделать супер-автомобиль, и еще в 1980 году он пытался подбить на это дето Фрэнка Уильямса. Но если вы спросите, намерен ли он предпринять что-либо подобное в будущем, то в глазах Ойеха появится отсутствующее выражение: теперь его больше привлекает идея создания более скромного, не дороже 150 тыс. фунтов, автомобиля, который мог бы составить конкуренцию «Феррари».
Разнообразие — вот что является жизненной силой компании. В состав TAG входит Audiolab - базирующаяся в Хантингдоне фирма, занимающаяся изготовлением высококачественных аудиосистем. А рядом с ней - TAG Vehicles, специализирующаяся на выполнении индивидуальных заказов для ближневосточного рынка, - в основном это изготовление чудовищного размера трейлеров - настоящих дворцов на колесах. Кроме того, в составе империи Ойеха - сад авокадо площадью 3600 акров в Калифорнии и винокурня с собственными виноградниками в Австрии, где ведутся исследования по внедрению передовых технологий в сельском хозяйстве. А разработка экологически чистых источников энергии сочетается с контролем над несколькими нефтяными концессиями в Африке, Азии и на Ближнем Востоке.
Компания спонсировала все возможное, в том числе суперкар McLaren F1
Авиация всегда входила в сферу интересов компании. TAG Aeronautics является эксклюзивным поставщиком самолетов Canadair Challenger в арабском мире. А несколько лет назад в состав группы вошла фирма Aeroleasing, самая большая в Европе компания, предоставляющая услуги самолетов бизнес-класса. Флагманом ее флота, состоящего из 18 самолетов, является 14-местный Falcon EX 900.
TAG владеет Aviation Methods Inc, в распоряжении которой 55 самолетов в Соединенных Штатах, - от крошечных Cessna и достаточно скромных 7-местных Lear Jet до роскошных 30-местных Boeing 757, оборудованных конференц-залом, комнатой отдыха, жилыми помещениями, ванной, кухней и отделением для прислуги. Это настоящие частные яхты воздушного океана, каждая стоимостью 35 млн долларов. В год авиаподразделения TAG обслуживает около 200 тыс. пассажиров, причем 85% из них являются постоянными клиентами.
Один из последних проектов Ойеха в этой области - выкупить у британского министерства обороны аэродром Фарнборо, известный авиакосмическими салонами, и превратить его в современный деловой аэропорт для обслуживания Лондона. Младший брат Ойеха, Азис, - опытный летчик и энтузиаст авиации. Мансур утверждает, что именно ему принадлежит основная доля заслуги в успехе крылатых филиалов TAG. «Он знает все о технической стороне дела, - объясняет Ойех. - Именно он находится у штурвала, в то время как я заключаю сделки. Вся программа Challenger - целиком его детище».
Вдобавок существует большой портфель акций и ценных бумаг, которыми распоряжается компания. Прибыль приносит и участие в различных фондах смешанного финансирования. TAG владеет недвижимостью по всему миру. Один из проектов предполагает строительство в деловой части Лос-Анджелеса на площади 6,5 акров трех офисных небоскребов, гостиницы на 500 комнат, культурного и торгового центров. Фирма Prominvest в составе TAG занимается перепродажей особняков в Париже, на Французской Ривьере и в туристических центрах Альп, в то время как в Сардинии расположены принадлежащий компании отель и курортная зона. Cie Fonciere de L’Ain занимается покупкой различной собственности во Франции, и, наконец, еще одно подразделение - TAG McLaren Holdings - отвечает за проектирование и строительство новой штаб-квартиры компании в Уокинге, графство Суррей, Англия.
Непосредственно под началом Мансура Ойеха в Женеве работает немного людей. Ему нет нужды лично руководить всеми своими филиалами. «У нас есть отличные сотрудники для этого. Я заключаю сделки и мыслю стратегически. Мне нравится заниматься идеями. Люблю расставлять все по местам. Я не думаю, что был бы хорошим руководителем. Мне нравится вести переговоры. Это доставляет мне массу удовольствия. Это по мне. Вы нажимаете на партнеров и уступаете их дарению, вы делаете все, что в ваших силах, и в конце концов рождается идея, которая устраивает обе стороны», - поясняет свою позицию Ойех.
Здесь, пожалуй, и находится ключ к пониманию природы выдающихся способностей Ойеха. Он - гражданин мира, родившийся на стыке трех культур. В нем сочетаются стилистическая изощренность француза и деловой образ мыслей американца. А под всем этим скрыта хитрая осторожность и любовь к сделке восточного человека. Но не всякая сделка нужна. У Ойеха есть свои критерии отбора деловых проектов. «Нужно заниматься тем, в чем ты разбираешься, - объясняет Ойех. - Если кто-то предложит нам 100%-надежную и выгодную сделку, связанную, скажем, с переработкой мяса, или с тканями, или с модой, то мы откажемся. Это может быть выгодное дело, но это не наша область. У нас была соевая плантация в Парагвае площадью 125 000 акров — это второе по величине хозяйство в мире, - но она не соответствовала нашей философии, и мы ее продали. Мы должны заниматься тем, в чем разбираемся. Об этом говорит наше название: «Высокие технологии». Но, разумеется, проекты должны быть финансово оправданными. Если у нас есть партнеры, то это должны быть надежные партнеры. Я говорю не только о деньгах. Должна быть какая-то связь между людьми, сходство в образе мыслей, что-то вроде сексуальной привлекательности».
Образ жизни Ойеха - сущее наказание: практически беспрерывные перелеты, на личном Canadair Challenger, разумеется. «Без собственного самолета я вряд ли смог бы утром уладить дела в Женеве, в обед провести встречу в Лондоне, поспеть на деловой ужин в Париже и, тем не менее, ухитриться уснуть в собственной постели. Я только что провел пять дней в Штатах, и все пять ночей пришлось спать в пяти разных городах. В этих условиях эффективно распорядиться своим временем, пользуясь регулярными рейсами, было бы невозможно», - объясняет Ойех.
Домом для Мансура, его жены-американки и четырех детей служит Женева. Любимый вид отдыха зимой - лыжи. Месяц отпуска летом он проводит вместе с семьей, обычно - в Калифорнии. Он уделяет особое внимание поддержанию своей физической формы: каждый день в Женеве начинается с зарядки, которая включает интенсивную тренировку на велоэргометре, совмещенную с чтением деловых бумаг. Он очень любит теннис и подводное плавание. Ему нравится водить машину, особенно по горным дорогам Швейцарии. Естественно, у него в гараже стоит знаменитый McLaren F1. Еще одна слабость - это хорошее вино. Но охотнее всего он проводит время, занимаясь своим любимым делом - бизнесом.
«Я страстно переживаю за судьбу команды, ее победы вдохновляют меня»
При таком образе жизни времени, чтобы понаблюдать за успехами «Макларена» на гоночных трассах, практически не остается. Тем не менее, Ойех старается не пропускать европейских этапов. «Я страстно переживаю за судьбу команды, ее победы вдохновляют меня, - говорит он. - Я всегда стараюсь приехать на гонки, где решается исход чемпионата, стараюсь не пропускать поворотных моментов в истории команды. Формула-1 сильно переменилась за те 20 лет, что я наблюдаю этот спорт. В 1979 году в Уильямс мы сами готовили бутерброды и с аппетитом поглощали их за командными грузовиками. Все тогда воспринималось легче, царила расслабленная, дружеская атмосфера. А теперь, чтобы попасть в паддок, вам нужно пройти через металлодетектор. Разумеется, то же самое происходит и с другими видами спорта: люди утратили непосредственность из-за пристального внимания средств массовой информации. Пришли высокие технологии, стало больше политики, потому что больше стоит на кону. Я думаю, что Берни - гений. Это он сделал Формулу-1. Очень умный человек».
Высокая оценка, данная Экклстоуну, - весьма показательна. При всем внешнем несходстве обаятельного, мягкого, «доброго» Мансура и жесткого, въедливого, «злого» Берни эти люди очень похожи своими деловыми качествами и степенью достигнутого в бизнесе успеха. Очень может быть, что эти аналогии навели кое-кого на мысль о том, что именно Ойех в союзе с Деннисом могли бы стать преемниками Экклстоуна на троне единоличного властителя гонок Гран-при. «Формула-1» действительно сильно изменилась за последние годы и продолжает меняться. В степени участия TAG в команде «Макларена» произошли драматические изменения. Летом 1999 года концерн DaimlerChrysler купил 40% акций чемпионской «конюшни», оставив во владении Денниса и Ойеха по 30%. Есть информация, что владелец TAG недавно расстался со своей жемчужиной - отделением по производству наручных часов Heuer, которое теперь принадлежит французскому миллионеру Хэнесси. На что же пойдут вырученные средства? Не выглядит невозможным предположение, что компаньоны копят деньги на покупку контрольного пакета акций холдинга, владеющего коммерческими правами на Ф-1. Благо, Экклстоун уже выставил его на продажу. Впрочем, не исключено, все это только досужие домыслы.
«Моя цель - строительство семейного бизнеса, - Ойех рассказывает о своем жизненном кредо. - В нашем мире все меняется очень быстро. Начинал мой отец, и у него было семь детей. Теперь его дело продолжают внуки и даже правнуки. У каждого из нас своя доля ответственности перед семьей, и ради этого я работаю. Приверженность семейным ценностям - это то, что я унаследовал с восточной частью своего существа. На Востоке уважение к старшим впитывается с молоком матери».
Перестал был владельцем TAG, но остался ее генеральным директором
«Самая необычная черта TAG состоит в том, что это компания, которая управляется частным образом, - продолжает Ойех. - Ею руководит очень небольшое число людей. Значит, все решения можно принимать очень быстро. Реакция на изменение обстановки - мгновенная. У нас фантастическая репутация в деловых кругах и, как семья, мы всегда пользовались всеобщим уважением. Это тоже заставляет меня работать как можно лучше: не хочется терять с таким трудом завоеванный авторитет».
Последуют ли дети примеру отца и займутся ли они его бизнесом, как он продолжил дело своего родителя? Мансур Ойех предоставляет решать это им самим. «Я всегда советую им одно и то же: занимайтесь, чем хотите, но убедитесь, что можете делать хорошо то, что выбрали».
Возможно, это и есть рецепт успеха - и в бизнесе, и в спорте. Впрочем, в чем секрет преуспеяния этого умного, обаятельного, решительного человека - решайте сами.
В 2013 году ему пришлось пережить трансплантацию обеих легких из-за идиопатического легочного фиброза. Причина данного заболевания точно неизвестна, но приводит к тому, что легкие теряют способность захватывать кислород и переносить его в кровь. Лечение заняло несколько лет. Казалось, что ему стало лучше…
По материалам.