Волевая и последняя победа Лауды в карьере в Зандвоорте 85-го. Назло Просту и команде, которая поставила на француза
Некоторые гонщики теряют в скорости, когда принимают решение завершить карьеру, не желая больше идти на крайние меры и риски, необходимые для победы.
Иначе обстоит дело с Ники Лаудой, который чуть больше недели назад в Австрии объявил о своем втором уходе из автоспорта, но при этом нет никаких признаков, свидетельствующих об потерянной скорости.
Несмотря на то, что сезон был испорчен ужасной надежностью машины, в последний раз на родном Остеррайхринге, Лауда показал на Гран-при Нидерландов в Зандвоорте, что его решимость побеждать ничуть не стала меньше. Это была далеко не простая победа.
Проблемы в квалификации и сумасшедший старт в гонке
Квалификация уже осложнила ситуацию. В субботу днем в двигателе «TAG-Порше» Лауды отказал цилиндр, в результате чего он оказался на 10-м месте на решетке. Затем ему пришлось преодолевать стратегическую проблему, вызванную тем, что команда не установила шины, выбор которых Лауда запланировал заранее, когда остановился.
Затем ему пришлось выдержать сильное давление со стороны партнера по команде Алена Проста, зная, что команда «Макларен» предпочла бы победу француза, чтобы помочь ему в борьбе за чемпионство с Микеле Альборето из «Феррари». Воля Лауды к победе не подлежит сомнению.
В свои 36 лет он назвал старт гонки «абсолютно непредсказуемым».
Автомобиль «Эрроуз-БМВ», находившийся прямо перед ним на стартовой решетке, немного сдвинулся с места, но не стартовал должным образом, поэтому Лауде пришлось отруливать свой «Макларен» вправо. Затем ему пришлось вернуть его влево, чтобы избежать столкновения с «Уильямс-Хондой» Найджела Мэнселла и заглохшим «Брэбем-БМВ» Нельсона Пике, который впервые после Португалии в октябре 1984 года занял поул-позицию, но не смог стартовать.
Затем Лауде пришлось пустить болид в скольжение и оказаться задом наперёд на трассе. Все это стоило ему темпа, но Ники проделал блестящую работу, чтобы избежать столкновения, и вышел из первого поворота уже на шестой позиции, отыграв сразу четыре.
Впереди Кеке Росберг лидировал на «Уильямсе», опережая Айртона Сенну на «Лотусе-Рено», Тео Фаби на «Тоулмене-Харт» и Проста. До конца круга Лауда вышел на пятое место, обойдя пилота «Брэбема» Марка Зурера.
Росберг, объявленный в качестве пилота «Макларена» на 1986 год в начале уик-энда, держал преимущество в 1.744 секунды в конце первого круга. После стремительного старта с шестого места на стартовой решетке Фаби вырвался на третье место. Прост опередил его на втором круге и догнал Сенну. Лауда же в это время уступал 3.5 секунды своему напарнику.
Поскольку Проста сдерживал Сенна, то Лауда смог вплотную приблизиться к своему напарнику. На 14-м круге француз наконец смог пройти бразильца, но Ники был готов обогнать уже Айртона на главной прямой в конце того же круга.
«Макларен» проигнорировал проблемы Лауды и поставил те же самые составы шин
Пока Прост преследовал лидера Росберга Лауда боролся с избыточной поворачиваемостью и не мог идти с ним вровень. Причина крылась в трех мягких шинах «Гудиер» и одной более жесткой на сильно нагруженном заднем левом колесе. В итоге было принято решение ехать на пит-стоп на 20-м круге, что сразу отбросило Лауду на восьмое место.
Это оказалось ключевым моментом в битве за победу. В конце круга у Росберга отказал двигатель «Хонды», в результате чего тот заехал в боксы. Возгорание мотора произошло прямо в конце круга, поэтому ему было легко попасть на пит-лейн. В лидеры вышел Прост, а Лауда переместился на второе место. После своего пит-стопа Лауда выехал из боксов восьмым, но был озадачен, обнаружив, что избыточная поворачиваемость не была устранена.
Это произошло потому, что «Макларен» не придерживался изначального плана. Ники должны были поставить более жесткую резину, если он пойдет на ранний пит-стоп, но заезд в боксы на 20-м круге уже считался поздним, что означало использование более мягкой резины. В то время как Деннис принял решение повторить стартовую комбинацию Лауды с более жесткой резиной на левом заднем колесе. Таким образом, избыточная поворачиваемость не была устранена.
Ники начинает отыгрывать утерянные места
Восьмое стало седьмым, когда пилот «Рено» Патрик Тамбэ сошел с дистанции из-за отказа дифференциала, положившего конец потрясающей гонке француза.
Он квалифицировался шестым, но стартовал из боксов из-за осечки, вызванной проблемой с инжектором. Затем француз продемонстрировал потрясающую динамику, установив четвертый по скорости круг на пути к четвертому месту. Хотя ему еще предстояло остановиться и ему помогли сходы других, это был отличный пилотаж. На своем пути он прошел Альборето, при этом тот боролся за титул. Тамбэ заслуживал большего, чем сход.
Лауда поднялся на шестое место, когда Мэнселл заехал на пит-стоп, опустившись на 10-е, но, выбрав слишком жесткие шины «Гудиер» ему придется останавливаться еще раз, что на финише обернется шестым местом.
На 27-м круге Сенна оказался в боксах. В это время пилот «Рено» Дерек Уорик сошел, что позволит бразильцу перейти на третью строчку. Лауда также обошел Зурера и поднялся еще на одно место, перейдя на вторую строчку. Прорыв был окончательно завершен, когда Прост остановился в конце 34-го круга, чтобы установить мягкие шины на все четыре колеса.
К середине гонки Лауда вышел в лидеры - ему оставалось продержаться до финиша
Все было готово для триумфа. Лауда лидировал, борясь с избыточной поворачиваемостью, опережал Сенну на три секунды в конце 34 круга, а Прост находился в 11 секундах позади после катастрофически медленного пит-стопа. Прост имел преимущество в скорости на шесть десятых над Сенной и вышел из финального поворота на 47-м круге прямо позади него. Он прорвался мимо Сенны и занял второе место, оказавшись в десяти секундах позади от Лауды.
За 23 оставшихся круга Лауда знал, что на него будет оказывать давление Прост. В течение следующих 10 кругов Прост в среднем отрывал 0,8 секунды за круг от Лауды, отставая от него всего уже на 2.5 секунды. Несколько кругов Лауда поддерживал разрыв, прежде чем Прост снова атаковал, но испортил шины на 62-м и 63-м кругах. Лауде оставалось продержаться семь кругов.
Ники пилотировал машину просто прекрасно. Он сосредоточил свои усилия на поддержании хорошей скорости в последнем повороте, чтобы предотвратить атаку Проста на подходе к первому повороту. В конце концов, в Зандвоорте обгонять на оставшейся части круга очень сложно.
Отчаянные попытки обгона со стороны Проста там, где это сделать очень сложно
Оставшуюся часть гонки Прост провел на хвосте у напарника. Ближе всего к обгону француз был в тот момент, когда Лауде надо было проходить пилота «Озелла» Хуба Роттенгаттера. В то же время Роттенгаттер будет вынужден сойти за 14 кругов до финиша после нескольких пит-стопов, обусловленных проблемами с батареями. В итоге Ален даже заехал двумя колесам на траву в попытке пройти Ники на короткой прямой. Было близко к контакту, но обгона так и не произошло.
«Я собирался обогнать его слева, а он захлопнул калитку перед моим носом, как и на двух предыдущих кругах», - сказал Прост. «Я подозреваю, что он не видел меня, хотя я был близок к его заднему крылу».
Несмотря на то, что на последнем круге Прост снова попытался обогнать в этом месте, Лауда не допускал ошибок и пересек финишную черту с отрывом в 0,232 секунды. Австриец одержал 25-ю и последнюю победу в карьере, причем первую почти за год. И он справедливо не выразил сожаления по поводу того, что не пропустил Проста, чтобы поддержать его надежды на титул.
После этапа Прост опережал Альборето лишь на три очка, но Лауда не собирался никого пропускать
«Не было ни слова о командной тактике», - сказал Лауда. «У меня точно такой же контракт, как и у Проста, и в нем прописано, что я могу сам принимать решения. Именно это я и сделал сегодня. У меня появилась возможность выиграть. Почему я не должен был ею воспользоваться?».
«Я всегда говорил, что если Алену понадобится помощь в последней гонке сезона, то он может рассчитывать на мою помощь. Но до тех пор мне нужно сосредоточиться на своей гонке. Если хотите знать мое мнение, то я считаю, что ему не нужна моя помощь, чтобы закончить сезон впереди Альборето».
Прост, казалось, не был полностью уверен, стоит ли ему довольствоваться вторым местом и укреплением позиции в чемпионате или расстроиться из-за того, что он финишировал позади своего напарника по команде. Но все-таки француз решил согласиться с результатом.
Где-то сейчас плачет один финский пилот
«С психологической точки зрения эта гонка была очень сложной. Если бы это был кто-то другой, кроме Ники, я бы бросился в атаку. Мне нужно было решить две огромные проблемы: первая - набрать больше очков, чем Альборето, а вторая - обойти Ники.
Я никогда раньше не сталкивался с подобной ситуацией. Победа подразумевает опасный риск, поэтому я очень доволен своим вторым местом. Я не заработал трех дополнительных очков, но зато помог Ники вернуть мотивацию бороться».
Хотя Прост был бы в восторге от дополнительных очков, трудно спорить с логикой Лауды, что его напарник по команде не нуждается в чьей-либо помощи в нынешней форме, даже несмотря на то, что Прост увеличил свое лидерство в чемпионате только с одного до трех очков.
За сезон француз выиграет 5 Гран-при, а Лауда сойдет 11 раз!
Несмотря на обновления пилоты «Феррари» Альборето и Стефан Йоханссон столкнулись с большими трудностями в Зандвоорте. В квалификации они заняли 16-е и 17-е места соответственно. На трассе их болиду катастрофически не хватало сцепления. Неровности и кочки приводили к большим проблемам. Ни один из гонщиков не был уверен в себе. В сложившихся обстоятельствах Альборето хорошо справился с задачей, финишировав четвертым.
Не то чтобы Сенна оценил результат итальянца. Всю гонку бразильцу приходилось бороться с перегревом, потерей мощности и мигающей электроникой. Айртону пришлось много бороться, чтобы приехать третьим. Безбашенная атака Альборето на последнем круге не сильно его впечатлила. Итальянец врезался в заднюю часть болида Сенны.
Сенна завоевал очередной подиум
Второй пилот «Лотуса» Элио де Анджелис смог довезти машину до пятого места. Позади остался пилот «Уильямса» Найджел Мэнселл. Марк Зурер долгое время шел на пятом месте, но затем треснул выхлоп, в результате чего упало давление. Как итог – десятое место на финише. Его напарник по «Брэбему» Нельсон Пике так же не смог попасть в очки, финишировав восьмым. Пилот «Эрроуз» Герхард Бергер приехал девятым. На седьмой строчке оказался пилот «Тиррелла» Мартин Брандл.
Что касается Фаби, то его сильное начало гонки подошло к концу после 18 кругов, когда проблема с задними колесами привела к выезду за пределы трассы. Машина была повреждена – это сход.
Сегодня был день Лауды. Впереди его ждали еще пять гонок, прежде чем он уйдет из «Формулы-1». Форма австрийца вызывала уже большие вопросы, но эта победа точно вышла красивой.