30 лет назад состоялась первая гонка в Барселоне. Мэнселл провел ее шикарно, Сенна ошибся, а Шумахер вновь показал зубы
Пилоты и команды боялись, что гонка и вовсе не состоится, а она состоялась. Да еще как! В 1991 году должен был пройти первый в истории Гран-при Испании на трассе в Барселоне. Строительство, как это обычно бывает, отставало от графика. С каждым дождем вероятность гонки уменьшалась. Автодром открыли лишь за две недели до даты Гран-при – это было ужасно! Не было связи и системы слива, что в день гонки, когда пойдет дождь, обернется катастрофой.
Несмотря на все проблемы этап состоялся. Все телефоны заработали, да причем отлично! Логистика была на высоком уровне, если сравнивать с гонкой на Хересе где-то в пустыне, а сейчас в 50 километрах стоит современный мегаполис. Нет, это было не так захватывающе впечатляюще, как старый Монжуик-парк, ныне, к сожалению, тонущий в суматохе предолимпийских строительных работ. Однако это было куда приятнее, чем в Хересе. Гонку посетили 70 000 человек, что на 69 500 человек больше, чем на любом последнем испанском Гран-при за шесть лет.
Все усилия, а они были значительными, были вознаграждены великолепной гонкой, которая оставила чемпионский вопрос открытом, поскольку команды еще ждали этапы в Сузуке и Аделаиде.
Напряженный старт. «Феррари» открыто игнорирует Проста
Погодные условия в совокупности с конфигурацией позволяли пилотам проявить свои самые лучшие гоночные качества – все были в восторге от новой трассы. На старте могло произойти все что угодно, поскольку серьезная поломка двигателя на машине Айртона Сенны во время квалификационной сессии в субботу днем оставила у него ощущение, что очень немногие из быстрых пилотов стартовали в лидерах. Стартовые позиции, вероятно, не отражали реальный расклад сил. Герхард Бергер с трудом завоевал поул, потому выглядел сильнее своего напарника по «Макларену». Вторым стартовал Найджел Мэнселл за рулем «Уильямса». Сенна был лишь третьим. Четвертым в бой ушел напарник Найджела Рикардо Патрезе. На пятую строчку выстрелил яркий пилот «Бенеттона» Михаэль Шумахер. Позади остались обе «Феррари». Еще больше усложняет ситуацию то, что в день гонки было мокро. Все пилоты стартовали на дождевой резине. Было заметно напряжении в болиде Алена Проста.
Вся гонка целиком:
«Что за дурацкая ситуация», - сказал Прост менеджменту «Феррари». «Они же заявили, что у них уже нет времени менять шины на слики. Если бы они у меня были, я бы выиграл. Это был единственный способ для нас победить». Лучший пит-стоп в то время проходил менее чем за шесть секунд. Оставалось еще пять минут до старта. Прост абсолютно заслуженно критиковал их. Возможно, что команде просто не хватало людей, потому что было заметно, как мало внимания команда уделяла человеку, выигравшему за них пять Гран-при, и, черт возьми, почти чемпионат мира в прошлом году...
Бергер и Сенна переиграли Мэнселла на огромной прямой. Сенна даже почти прошел своего напарника, но тот дал отпор. Это было еще одним свидетельством того, как в лагере «Макларена» произошли тонкие поворотные события в последних двух гонках. Бергер даже этого не скрывал.
«У меня было плохое начало сезона в Финиксе, - открыто признался он, выглядя заметно более расслабленным, чем на любом этапе до сих пор в 1991 году. «Это испортило мне сезон. Я провел много тестов, больше, чем когда-либо прежде. Когда тестируешь, вроде все в порядке, но к 95% привыкаешь, а когда выйдешь на гонку, из-за этого могут быть проблемы!».
Шумахер дает бой ветеранам гонок, в то время как Мэнселл красиво проходит Сенну
«Если честно, я все еще могу сказать, что действительно не знаю, что у меня пошло не так, но теперь я чувствую себя расслабленным, очень хорошо».
Сенна же, напротив, все выходные выглядел не очень, что весьма необычно. В квалификации он даже признался в том, что нет смысла рисковать, было бы равносильно ереси, если бы кто-то еще озвучил мысль, но это показало, как работает ум чемпиона мира. Держись подальше от неприятностей, не рискуй. Титул придет. Не стоит пытаться завоевать его в эту же минуту.
Самое большое давление легло на широкие плечи Мэнселла, потому как после катастрофы в Эшториле ему предстояло сделать невозможное. До этого, вне трассы, все было по-другому. Все начиналось в виде товарищеского футбольного матча, а закончилось раздражающей перепалкой во время брифинга пилотов перед гонкой.
Когда Сенна опередил его на первом круге, Мэнселл оказался под сильным давлением Шумахера, чьи шины «Пирелли» работали очень хорошо. Немец смог прорваться до второй позиции. Ему удастся даже сравняться с Сенной в одном из поворотов. Михаэль являлся потенциальным претендентом на победу ровно дот тех пор, пока трасса не подсохла. Мэнселл наблюдал за ним с отстраненным интересом, понимая, что он не мчался с ним достаточно часто, чтобы полностью ему доверять, и, как Сенна, помня, что он должен финишировать любой ценой.
Спустя какое-то время британец вновь догнал Сенну, в то время как Бергер смог оторваться от всех. Уже на четвертом круге Мэнселл предпринял попытку атаки – неудача. Кругом спустя он повторил попытку, в результате мы получили одни из самых красивых кадров в истории! Из-под днища вылетали искры, когда двое самых быстрых пилотов на стартовой решетке поравнялись с друг другом на скорости за 300 км/ч. Никто из них не был готов уступить. Именно такими должны быть гонки. Утренняя стычка никак не смогла повлиять на их поведение на автодроме. Преимущество было на стороне Мэнселла, но Сенна смог контратаковать. Британец расширил, поэтому Айртону некуда было деваться, что позволило пилоту «Уильямсу» пройти вперед.
Ошибаются не только механики в боксах команд, но и Сенна
Бергер, тем временем, по-прежнему лидировал. Спустя какое-то время Шумахер снова проснулся и ринулся в погоню за Сенной и Мэнселлом. Еще в прошлом году все восхищались талантом Жана Алези, а в нынешнем были им разочарованы. Однако достаточно сказать, что манера, в которой Шумахер атакует, пилотирует в поворотах, никогда не сдается, демонстрирует нам лучшие качества Вильнева и Беллофа.
Пит-стопы имели решающие значение в Эшториле, как и в Барселоне. Бергер поехал в боксы на 9-м круге, но застрял там из-за удаления мусора из передних воздуховодов тормозов. Мэнселл и Сенна поехали в боксы кругом позже. Выехали же они не одновременно. Сенна был уже в конце пит-лейна в тот момент, как команда «Уильямса» заканчивала обслуживать своего пилота. По словам британца, он был вообще счастлив, что смог продолжить гонку.
В этой гонке все пошло для Сенны наперекосяк. До этого момента бразилец чувствовал себя достаточно уверенно, готовясь отдать победу Бергеру, пытаясь просто сосредоточиться на том, чтобы опередить Мэнселла. Это он делал очень хорошо. Однако во второй части гонки бразилец решил пойти против советов шинников. Он дорого за это заплатит. Все пилоты переходили на мягкую резину, а Сенна решил сохранить более жесткий состав, чтобы наверняка финишировать. Как он ошибался.
Степень этой ошибки стала очевидна, когда Бергер, который вернулся сразу после Сенны, вскоре снова вышел в лидеры на 12-м круге. К тому времени Мэнселл и Шумахер уже были на хвосте у Айртона. Их шины позволили резко сократить отставание. Бразильца развернуло на следующем круге, чтобы нехарактерно и очень драматично. Он чудом не врезался в Мэнселла и Шумахера. Сенна повел себя абсолютно хладнокровно. Ему повезло успешно вернуться на трассу. Бразилец оказался позади Алена Проста и Нельсона Пике. После этого больше не мог претендовать на высокие позиции.
Мэнселлу нет равных на трассе. Прост и Алези сегодня быстры
Мэнселл немедленно приступил к сокращению отставания от Бергера. Не помешал даже легкий дождь. На 21-м круге он заставил Герхарда допустить ошибку в конце прямой, вынудив австрийца затормозить, чтобы попытаться защитить свою позицию. Пилот «Макларена» ошибся, дав возможность Мэнселлу выйти в лидеры гонки. Все, что ему тогда нужно было сделать, прибавить. На 43-м круге большие проблемы доставил Мартин Брандл. Также надо было молиться на то, чтобы машина без проблем добралась до финиша.
Этого нельзя сказать о «Макларене» Бергера. Из-за проблем с электрикой австриец был вынужден сойти на 33-м круге.
На этом этапе Сенна оказался на третьем месте. Прост, который на старте был сильно скомпрометирован выходками напарника по команде Алези, потерял много мест за другими машинами, перейдя уже на 3-м круге на слики. После этого «Феррари» просто полетела, что несколько смутило тех, кто в последние месяцы обвинял француза в том, что он виноват в этом. Француз смог догнать Берегера, прежде чем тот сошел. Выйдя на вторую позицию большую угрозу представляла не «Феррари», а второй пилот «Уильямса» позади. Рикардо смог избежать столкновения между Эмануэле Пирро и Иваном Капелли на втором круге, когда те шли шестым и седьмым. По мере развития гонки смог прибавить. В дождливых условия команда решила пожертвовать скоростью ради прижимной силы. Патрезе смог догнать Проста к концу гонки. В то же время позади мчался Алези на второй «Феррари».
Организаторам гонки потребовалось много времени, чтобы выдать Просту штраф стоп-энд-гоу за поведение на старте. Это совпало с драматическим вызовом Жана Сенне, который уже на 38-м круге пропустил вперед Патрезе. Действительно, это было странное зрелище, поскольку Айртон, казалось, имел скорость, но позволил Рикардо уйти в закат.
Найджел выигрывают гонку несмотря ни на что, а Сенна перестает бороться
Упорная погоня Алези обернулась обгоном на 50-м круге. Сразу вспоминается их борьба годом ранее в Финиксе. Несмотря на возвращение после разворота бразилец проводил тусклую гонку. Айртон пообещал прибавить в Сузуке. Наблюдать, как он ведет машину против своих естественных инстинктов нападения в Барселоне, было все равно, что наблюдать за рыбой, пытающейся взлететь.
В конце концов Патрезе уступил четыре секунды Просту, а Алези меньше семи Патрезе. Мэнселл одержал свою 21-ю победу в карьере. Ален уступил ему больше десяти секунд. Британец проявил высший пилотаж, в то время как Сенна и Бергер ошиблись. А ведь в начале выходных он жаловался на то, что подвернул лодыжку в футбольном матче, да и вообще у него начал развиваться ларингит. Возникает ощущение, что Мэнселл каждую гонку преодолевает себя.
По мере того, как трасса высыхала, недостатки шин «Пирелли» становились все более очевидными. Шумахер заезжал столько раз в боксы, что возникал вопрос о том, а стоит ли «Бенеттону» иметь сразу четыре колеса. Шестое место было плохой наградой за безупречное выступление. Нельсон Пике опять уступил своему напарнику, финишировав на 11-м месте сразу позади бедняги Брандла. Мартин смог в один момент затащить свой безнадежный «Брэбем» даже на шестое место, а затем дал бой за седьмое пилоту «Даллары» Юрки Ярвилехто. Именно во время этого, когда он двигался впереди финна, он навлек на себя гнев Мэнселла, когда тот попытался пройти круговых. Необходимость остановиться уже в конце гонки из-за повышенного износа «Пирелли» лишила его шансов на попадание в очки. Впереди финишировали Маурисио Гужельмин, Ярвилехто и дебютант Алессандро Дзанарди. Последний достаточно хорошо выступил за «Джордан», заменив Роберто Морено, но все-таки не смог превзойти дебют Шумахера.
На 12-ю строчку довез свою машину Габриэле Тарквини, сменивший в команде Fondmetal Оливье Груйяра. В то время как его напарник даже не смог пройти предварительную квалификацию. Позади финишировал Джанни Морбиделли на «Минарди» - последствия атаки напарника по команде, когда тот выехал за пределы трассы, пытаясь пройти Дзанарди, и врезался в Джанни. Ужасную гонку вновь провела команда «Тиррелл» - машины финишировали на 16-й и 17-й позициях. Стефано Модена ошибся с тактикой, перейдя на дождевую резину во время дождя, который быстро прошел.
Очередное яркое выступления Эрика Кома и сохранение шансов «Уильямса» на титул
В Испании снова возникло много предположений о том, что Ален Прост может присоединиться к «Лижье» в 1992 году. Его соотечественник Эрик Кома вновь проводил добротную гонку.
В очередной раз чемпион «Формулы-3000» 1990 года немного превзошел своего напарника по «Лижье» Тьерри Бутсена. Тот столкнулся на первом круге с пилотом «Лолы» Эриком Бернаром и сошел. Кома утром в предварительной гонке показал четвертое время – в дождь болид обладал прекрасным сцеплением.
Эрик Кома смог прорваться с 20-го места на старте на 6-ю позицию к восьмому кругу, но затем из-за проблем с электрикой был вынужден сойти. Машина просто не позволяла ему раскрыться.
Что плохо одному французу, хорошо другому, а именно «Уильямсу-Рено». Команда покинула этап с преимуществом в одно очко над «Маклареном-Хондой». Для Мэнселла отставание от Сенны в 16 очков было огромным, а вот перспективы выиграть Кубок конструкторов вполне реальными.
Кстати, обратите внимание на старт гонки - около 5 болидов могли ехать одновременно! Сейчас еле два расходятся )