Экс-пилот «Ф-1» Сергей Сироткин завел блог на Sports.ru. Он расскажет о пути в Гран-при и создании гоночной академии
Привет! Я Сергей Сироткин, пилот программы «СМП Рейсинг», бывший гонщик «Формулы-1».
Я много лет провел в паддоке «Ф-1»: выступал за «Уильямс», работал в командах «Рено», «Макларен» и «Заубер», пересекался с «Феррари». В последние годы мне удалось побороться в гонках на выносливость в составе «СМП Рейсинг» и дважды выступить в «24 часах Ле-Мана».
В блоге на Sports.ru я поделюсь знаниями и опытом выступлений в автоспорте, расскажу неизвестные истории, объясню, как готовиться к гонкам, и дам советы начинающим пилотам.
Мой путь к «Ф-1»
В молодежной карьере я прошел путь, который выглядит стандартным [для автогонщиков], но его нельзя назвать эталонным.
После побед в гонках чемпионата России и Москвы по картингу, а также в европейских соревнованиях я перешел в «формулы» – это случилось максимально рано: я быстро достиг нынешнего роста, который в жарких картинговых гонках очень сильно мешал – чем выше я становился, тем хуже становились результаты. Так что как только появилась возможность – мы сразу отправились на тесты в «Формулу-Абарт» (европейская моносерия с 180-сильными машинами, существовавшая в 2010-2013 годах – Sports.ru). Вот так спонтанно я соприкоснулся с «формулами».
Переходы в более высокие гоночные категории были логичными шагами, но не давались легко – каждое выступление, каждый сезон выжимали все соки из меня и моей команды. Приходилось постоянно бороться с самим собой – дело не столько в исправлении ошибок, сколько в пересмотре структурного подхода к гонкам.
Однако трудности помогали развивать пилотаж и технические знания и привели ко всем нынешним умениям – как раз потому, что карьеру в молодежных сериях сложно назвать удачной, простой и красивой. Эта борьба заставляла рыться в себе, узнавать новое и пересматривать подходы к каким-то гоночным вещам. В дальнейшем это же помогало мне и в «Формуле-1» – ведь с чем-то я уже сталкивался ранее. Например, в межсезонье-2014/15, между выступлениями в Мировой серии «Рено» и GP2 (прообразе нынешней «Формулы-2» – Sports.ru) я нашел определенные моменты в пилотаже, которые сильно помогли в дальнейшем, в том числе и в «Ф-1».
По итогам двух сезонов в GP2 я оба раза финишировал третьим в личном зачете. В первый раз это казалось здорово, а во второй... Вряд ли я занял бы более высокое место, но мог избежать некоторых ошибок и ближе подобраться в борьбе за титул Пьеру Гасли и Антонио Джовинацци (нынешним пилотам «Альфа Таури» и «Альфа Ромео» в «Ф-1» – Sports.ru) – все из-за потерянных очков в начале сезона.
Поскольку не все сложилось идеально, то не получилось и красивой гоночной истории с переходом в «Формулу-1» после сезона в GP2. В моем случае наступил год паузы – я стал резервным пилотом «Рено», много работал на симуляторе и выступал на тестах. Да, ездил за рулем актуальной машины и появлялся на трассах чемпионата мира, но опыт не был гоночным. Лишь в 2018-м я добрался до выступлений в «Ф-1».
Самые яркие и запоминающиеся Гран-при в «Формуле-1»
Мне всегда нравилась трасса в Монте-Карло, но в «Ф-1» она раскрылась для меня по новой и в лучшую сторону. Даже несмотря на форму «Уильямса» (в 2018-м английская команда оказалась худшей в чемпионате мира – Sports.ru), я сильно проникся гоночным уик-эндом в Монако – в те дни удалось прыгнуть выше головы, я извлек весь свой потенциал и пилотировал на самом высоком уровне. В каждой сессии мы выступали все сильнее – ожидалось, что будем отставать от наших обычных соперников, но вместо этого боролись в средней группе, добирались в практиках до топ-8 – с учетом нашей формы это были феноменальные результаты.
В плане перфоманса на трассе гоночный уик-энд в Монако запомнился больше других. Кроме того, это было начало сезона, и достигнутый прогресс выглядел многообещающим – больше, чем такой же прогресс в конце года. Казалось, мы перенесем эти результаты и на другие трассы – в общем, в тот момент я испытал самые приятные чувства за весь мой сезон в «Формуле-1».
Отмечу и еще раз поблагодарю болельщиков на Гран-при России.
Несмотря на трудности по ходу сезона, в Сочи чувствовалась их искренняя поддержка. Конечно, я предполагал, что на домашнем этапе меня тепло примут, но все равно был искренне тронут вниманием (и его количеством!) – эти эмоции останутся до конца моей жизни. Друзья, если кто-то оказывал мне поддержку, если кто-то принимал участие и тогда, и сейчас продолжает меня поддерживать – это многое для меня значит, и будет столько же значить на протяжении всей оставшейся жизни.
Главная сила как гонщика
По ходу карьеры я для себя решил, что буду говорить обо всем, как есть. Если что-то плохо – сам приду первым и скажу: «Ребята, я накосячил сам, сорян». Или наоборот.
Поэтому постараюсь наиболее объективно оценить и обозначить свои сильные и слабые стороны.
Можно найти человека, который будет быстрее меня на одном быстром круге. И, да, есть пилоты, которые стабильнее выдают максимум, есть ребята талантливее меня. Но объективно, думаю, квалификационный круг – это одна из моих сильных сторон.
Однако самая сильная – глубокое понимание всего от и до. Мне интересны не только гонки в плане пилотирования болида, но и техническая составляющая автоспорта, вообще любые мероприятия, связанные с машинами и техникой, как и любые рабочие процессы в команде по улучшению машины. Мне всегда было интересно ощущать себя частью системы, способствовать прогрессу. Я много вникал во все процессы команды, в том числе в плане поиска настроек машины.
Обычно пилоты думают: «Мне нравится рулить – это круто. А тут, блин, ну надо – ну хрен с вами, сделаю. А вообще мне бы лучше порулить». Я не такой. Мне по-настоящему интересно искать настройки и работать с коллективом. И пилотировать, безусловно, тоже.
Это свойство сформировалось со второго-третьего сезона в «формулах» и на пути к «Ф-1» только развивалось. Сейчас мое понимание стало сильнее, и я искренне считаю, что нет пилотов, в том числе и среди действующих гонщиков «Формулы-1» (кроме, может одного-двух, не больше – я видел, как многие работают), с таким же глубоким структурным пониманием всего.
Если мне нужен был квалификационный круг, то я знал, как к нему подойти – начиная от работы с командой и машиной и заканчивая пилотажными тонкостями или психоэмоциональным состоянием. Но лучше всего это проявлялось, когда возникали трудности – например, когда мне требовалось адаптироваться к машине, или когда нам с командой нужно было приспособиться к слабостям шасси на конкретной трассе и при определенной погоде. В такие моменты я всегда точно знал: «Ребята, вот с этим я разберусь за счет пилотажа, другое давайте поправим настройками, а третье я буду регулировать настройками на руле в течение круга».
Умение что-либо оптимизировать появилось в молодежных сериях – мне приходилось сильно вникать во все, и благодаря этому сформировалось нынешнее понимание всех рабочих процессов.
Это и есть моя самая сильная сторона, которая позволяет проезжать очень быстрые квалификационные круги, беречь резину и многое другое.
Достижения и планы
Боевая молодежная карьера пусть и доставила много боли, но в то же время всегда сильно мотивировала. Меня не совсем устраивают нынешние достижения – я все еще вижу области с нераскрытым потенциалом, замечаю, где могу развиваться и быть сильнее. Но я работаю не только в этих областях, но и над тем, как лучше и качественнее применять эти умения на трассах.
Ни в коем случае не считаю и не верю, что мои лучшие годы позади – хочется рвать и метать, чтобы все лучшее оказалось впереди, и так и будет обязательно.
И все же в начале 2019 года я осознал, что, возможно, уже не смогу вернуться в «Формулу-1». Да, как пилот я многое показал, и добиться большего уже, возможно, будет трудно. Но желание не останавливаться на достигнутом всегда будет со мною, и потому я подумал: «Окей, а что я еще могу сделать для нашего автоспорта, но уже не как пилот?»
Тогда мы создали проект академии. Спустя полтора года из картинга он вырос в большую гоночную академию с разными направлениями и большими планами.
Я хочу добиваться успехов и вне трассы, передавать знания начинающим пилотам, создавать новые направления, программы и возможности людям, для которых раньше автоспорт был менее доступным.
Многими этими знаниями я поделюсь в следующих материалах блога.
Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates / Stringer, Mark Thompson; globallookpress.com/Joan Valls/ZUMAPRESS.com, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий
Помогать и делиться опытом это, безусловно, круто.
Но всё же надеюсь, нам ещё удастся увидеть на трассах, пусть может быть не ф1, но других топовых серий, классного гонщика Сергея Сироткина, а не только руководителя академии Сергея Сироткина или там, например, блогера Сергея Сироткина.
обожаю слушать и читать его интервью - всегда максимально насыщенно, без воды и на очень хорошем русском языке)
ооочень надеюсь увидеть его в Ф-1 хотя и понимаю, что это будет сродни чуду
Будет крайне интересно его читать.